Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 325

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из дискуссионных остается вопрос о соотношении истории как науки и исторической памяти: история и память, история или память, история как память?

М. Хальбвакс, который ввел в научный оборот термин «социальная память», отождествлял ее с исторической памятью. По мнению Хальбвакса, индивиду доступны два типа памяти: «С одной стороны, его воспоминания вписываются в рамки его личности или личной жизни… С другой стороны, в определенные моменты он способен вести себя просто как член группы, вызывая в памяти и поддерживая безличные воспоминания в той мере, в какой они затрагивают его группу». Эти два типа памяти часто проникают друг в друга: индивидуальная память может опереться на память коллективную, чтобы подтвердить или уточнить то или иное воспоминание или восполнить пробелы, а коллективная память сосредоточена вокруг индивидуальных памятей, но не смешивается с ними: «Коллективная память развивается по собственным законам, и даже если иногда в нее проникают и некоторые индивидуальные воспоминания, они видоизменяются, как только помещаются в целое, которое уже не является сознанием личности». Таким образом, по мнению Хальбвакса, существуют основания различать две памяти: внутреннюю (личную, автобиографическую) и внешнюю (социальную, или историческую). История — форма коллективной памяти.

Исторический факт – это объективно существовавшее событие или явление, т. е. которое реально было. Он объективен и локализован во времени и пространстве. Специфика исторического факта заключается в том, что его невозможно наблюдать или воспроизвести.

При этом нужно отметить, что в исторических исследованиях мы говорим о научно-историческом факте, т. е. результате умозаключения ученого, реконструкции факта, основанной на следах, оставленных прошлым. Объективные исторические факты историки получают из исторических источников (не путать с литературой) с помощью критического анализа исторических источников, которым занимается целая отрасль исторической науки – источниковедение. Используются данные археологии, вспомогательных исторических дисциплин и т. д. Установив исторический факт, мы можем сказать только о том, что какое-то историческое явление, событие или процесс на самом деле было.

Виды исторических фактов:

– Событие. Это четко локализованные во времени и пространстве единичные, неповторимые факты. Например, Битва на Калке.


– Явление. Это общие, многократно повторяющиеся факты не локализованные во времени и пространстве, без привязки к конкретным людям. Например, «барщина».

– Процесс. Это цепь фактов, выстраиваемая на основе причинно-следственных связей. Закономерная, последовательная смена состояний чего-либо. Занимает длительный промежуток времени. Например, «промышленный переворот», «закрепощение крестьян».

Исторические источники – это материальные объекты, которые являются носителем исторической информации. Здесь важно отметить, что информация, содержащаяся в исторических источниках, может быть не достоверна и всегда требует проверки, критического анализа. Например, если мы встречаем в летописи описание какого-то события, то достоверно определить происходило ли это событие на самом деле и в таком ли виде, как описал автор, мы сможем только после того, как проанализируем этот источник и сравним его с данными других источников.
14. Проблема «деления» древней истории: периодизация как метод исторического познания.

Периодизация – это процесс деления исторического времени на периоды на основе определенного критерия, позволяющего выявить качественные состояния изучаемого явления. Деление основывается на теоретических и методических процедурах. Причем теоретическое обоснование периодизации будет иметь приоритетное значение, т.е. схема деления всегда выступает как отражение представлений автора о сущности и характере протекающих процессов. В этом смысле периодизация несет на себе налет субъективности, т.к. связана с личностным видением и пониманием истории. Но, вместе с тем, она содержит объективизированное научное знание о течении событий.

Границы между этапами выступают традиционной темой для дискуссий. В частности, с конца IV тыс. до н.э. в истории человечества начинается новый этап – появляются первые цивилизации, резко отличающиеся от первобытных обществ. Важнейшей характерной чертой новой ступени развития стало создание государств, которые в IV-II тыс. до н.э. возникают на обширной территории от Средиземного моря до Тихого океана. История этих государств с конца IV тыс. до н.э. приблизительно до середины 1 тыс. н.э. называется историей Древнего мира и условно делится на три этапа:

-          конец IV тыс. до н.э. – конец II тыс. до н.э. (эпоха ранней Древности);

-          конец II тыс. до н.э. – конец 1 тыс. до н.э. (эпоха расцвета древних государств);

-          первая половина 1 тыс. н.э. (эпоха поздней Древности).



Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV – конец II тыс. до н.э.) практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком.

Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. 

В эпоху расцвета древних государств возникают так называемые мировые державы, или империи, которые в отличие от государств ранней древности представляют собой гораздо более прочные объединения с центральным управлением, единой внутренней политикой. В это время наибольшего развития достигает деспотическая форма государственного устройства. В мировых державах сельская территория постепенно оказывается в составе государственного сектора, общинный сектор экономики сохраняется в городах, где наряду с центральной властью существуют органы самоуправления. Именно в городах, в ремесленном производстве, в это время начинает преобладать рабский труд; в сельском хозяйстве по-прежнему в основном заняты крестьяне-общинники, хотя и здесь труд рабов начинает использоваться гораздо шире, особенно государством.

В эпоху поздней Древности (первая половина 1 тыс. н.э.) в истории человечества все более важную роль начинают играть племена и народы периферии древних государств. В это время они достигают того уровня развития, когда активно идет процесс социального расслоения, создаются предпосылки появления государств. В III-V вв. начинается Великое переселение народов, охватившее почти все окраины древних государств и во многих случаях ставшее непосредственной причиной их крушения.

В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.). История Древнего Рима делится на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.).

Теоретический контекст периодизации включает понимание природы и внутренних закономерностей изучаемого явления, определение критериев, позволяющих провести деление и отбор исторических событий, которые были «поворотными» в изучаемом процессе, т.е. повлияли на направленность, интенсивность изменений, стали причиной появления нового качества. Все эти вопросы нуждаются в обосновании с опорой на глубокое знание изучаемых явлений.


Периодизация выполняет две основные функции в исследовании: во-первых, систематизирует исторический материал; во-вторых, отражает на основе аналитического обобщения историко-динамические закономерности. В первом случае периодизация используется как инструмент для организации, упорядочения исторических сведений и фактов, и осуществляется, преимущественно, эмпирическим путем. К эмпирическим периодизациям относятся те, которые опираются на внешние временные ориентиры, позволяющие организовать материал, однако они не обеспечивают возможности полноценного анализа этого материала. Эмпирические схемы создаются на ранних стадиях исследования и требуют дальнейшего уточнения и теоретического обоснования.

15. Правовые системы современного мира. Проблема классификации национальных правовых систем.

Система права — это внутреннее строение права, являющееся совокупностью правовых норм, находящихся в единстве и согласовании и объединённых в отрасли права.

Отрасль права — это совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную область права, регулирующая однородную сферу общественных отношений.

Институт права — это совокупность правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную часть общественных отношений в рамках одной отрасли права.

Норма права — общеобязательное правило поведения, санкционированное государством, подкреплённое государственным принуждением и содержащееся в нормативно-правовом акте.

Норма права может совпадать со статьёй закона, может быть изложена в нескольких статьях, или же в одной статье могут содержаться несколько правовых норм.
Норма права может содержаться не только в ряде статей, но и в нескольких нормативно-правовых актах.

Право — особый вид общественных отношений. Поскольку развитие общества является непрерывным процессом, то и право также находится в постоянном развитии. В ходе этого развития оформилось деление права на две большие группы:

Частное право — регулирует частные правоотношения, в которых участвуют преимущественно частные лица, но могут участвовать и юридические лица.

Публичное право — регулирует публичные правоотношения, в которых хотя бы одной из сторон всегда является носитель власти, публичный субъект.

При регулировании отношений между частными лицами право исходит из принципов равенства правового положения 
участников и их свободной воли в отношениях (диспозитивность).

Если хотя бы одной стороной правоотношений является публичный субъект, то есть в правоотношениях участвует тот, кто затрагивает интересы всего общества и государства, правового равенства между участниками правоотношения не будет, потому что одной из сторон выступает носитель государственной власти.

Для частного права характерны:

  • свободная воля участников правоотношения;

  • договорная форма регулирования правоотношения;

  • равенство сторон;

  • широкий выбор стратегии поведения в рамках дозволенного законом, то есть диспозитивность;

  • стремление удовлетворить личные, частные интересы.

Для публичного права характерны:

  • одностороннее волеизъявление;

  • субординация участников правоотношения (субъектов правоотношения);

  • иерархия нормативно-правовых актов;

  • жёсткая регламентация и однозначность допустимого поведения — императивность;

  • задача удовлетворить общественный интерес.

Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

В основе разграничения лежит прежде всего метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право — в процессе согласования интересов различных государств.

Существенное значение имеет и предмет правового регулирования: у внутригосударственного права— это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права — это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства.

В современном правоведении в целом обычно различают – национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

Национальная правовая система представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.