Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 331

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действительный мир населен людьми, их сообществами, поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, «зерцалом бытия и деятельности народов». Основу, «живую ткань» исторического процесса составляют события, т. е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом, присущем каждому из них обилие изучает историческая наука

 История относится к группе гуманитарных и социальных наук, которые с разных сторон изучают человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. У политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов гуманитарно-социального цикла есть свой предмет исследования. Но многие проблемы прошлого и современности могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического ана­лиза. Поэтому огромную работу по сбору, систематизации и обобщению обширного фактического материала, позволяющего представить всю совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса, проводят, прежде всего, профессиональные историки.

В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки - такие, как историческая география, историческая геология и др.
11. Исторический источник. Проблема классификации исторических источников.

Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

Единственный способ изучения прошлого – это изучение фактов, нашедших отражение в исторических источниках. Однако при этом следует понимать, что факт исторического источника не является тождественным реальному историческому факту, так как, во-первых, в источнике реальный факт преломляется и искажается через призму личности автора – создателя источника, его взглядов, убеждений и целей; во-вторых, исторический источник отражает далеко не полную картину, а лишь фрагменты прошлого, часто кажущиеся несвязанными друг с другом; в-третьих, затруднена адекватная интерпретация источника современным исследователем в связи с изменившимися культурно-историческими реалиями.


Видовая классификация разработана преимущественно к системе письменных источников, в общем корпусе которых можно выделить следующие виды: летописи, законодательные акты, делопроизводственная документация, частные акты, статистические источники, периодическая печать, источники личного происхождения (мемуары, дневники, письма), литературные памятники, публицистика и политические сочинения, научные труды.

Классификация источников

Делопроизводственные

Повествовательные

картографические

статистические

актовые

канцелярские

личные

художественные

исторические

научные

Карты; планы исторические

Экономическая статистика

акты политические

грамоты

Письма

очерки (корреспонденция)

Исторические повести

Исторические труды

Карты; планы политические

Статистика народонаселения

акты социально-экономические

Реестры, книги, указы

Дневники

лирика,

драма;

хронографы

Философско-социологические труды

Карты, планы экономические

политическая и культурная статистика

акты юридические

деловая переписка

мемуары

романы, рассказы, повес

летописи

географические описания


Исторический факт — это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью.

Многие ученые выделяли 3 категории исторических фактов:

  1. Объективно существующие факты действительности, находящиеся в определённых пространственно-временных рамках и обладающие материальностью (исторические события, явления, процессы);

  2. Факты, отраженные в источниках, информация о событии;

  3. «Научные» факты, добытые и описанные историком.

Случайное или преднамеренное искажение действительности в историческом источнике требует определения его достоверности. При этом следует различать понятия «подлинность», «достоверность», «историческая правда».

Подлинность – это действительное происхождение источника в соответствующее время и от того автора, который обозначен (или подразумевается) в тексте. Достоверность – необходимая и достаточная степень соответствия между историческим явлением и его отображением в источнике (то есть источник может быть подлинным, но не достоверным в силу различных причин).

Формы работы с историческими источниками:

На первом этапе (воспроизводящем) учащиеся вырабатывают умение, направленное на узнавание и поверхностный анализ источника. Им предлагается по предложенному отрывку из документа:

1. определить название источника, его вид, время создания;

2. назвать автора документа (если есть);

3. передать коротко его основное содержание;

4. выделить и дать определение основным понятиям, используемым в тексте;

5. определить основную мысль, главную проблему, представленную в тексте.

Второй этап работы предполагает более глубокое понимание текста и событий, описанных в нем, а также умение поместить предложенный текстовой отрывок в исторический контекст.

На третьем, творческом, этапе нужно научиться давать оценку историческому источнику и вписать его в общий массив документов по теме исследования: определять уровень его достоверности и объективности, объяснять позицию автора источника, аргументировать свою точку зрения. На этом этапе предлагается охарактеризовать источник по следующему плану:

1. Репрезентативность и полнота источника (насколько в нем отражены наиболее значимые исторические факты);

2. Цели создания документа;

3. Позиция автора: личная, политическая, социальная;

4. Достоверность источника (насколько точно в нем отражены исторические факты и явления);

5. Точность информации, представленной в документе (т.е. степень отражения деталей в нем).

12.Историческая память и политика памяти: особенности взаимодействия.

Историческая память – сложный социокультурный феномен, связанный с осмыслением исторического опыта, но одновременно она может выступать как продукт манипуляций массовым сознанием в политических целях. Одна из важнейших проблем, касается изучения представлений о происходивших в прошлом глубоких социальных трансформациях и конфликтах, поскольку эти представления играют ключевую роль в идейной полемике и политической практике.

В последние десятилетия «историческая память» стала рассматриваться, наряду с традицией и политизированными версиями истории, в качестве фактора,
обеспечивающего идентификацию политических, этнических, национальных, конфессиональных и статусных групп, формирующегося у них чувства общности и достоинства. Иногда можно встретить допущение, что «историческая память» в какой-то мере восстанавливает необходимую для социума связь с прошлым. Для формирования «исторической памяти» существенной является задача научиться у прошлого, опереться на прошлое, оправдаться или самоутвердиться с помощью прошлого.

Историческая память и историческая политика в странах Западной Европы и США.

Американские исследователи противопоставляют подход к прошлому со стороны «социальных наук», в котором акцентируются проблемы современности, диктующие интерес к прошлому, и «традиционному» историческому подходу, продолжающему видеть в изучении прошлого воспитание патриотизма и гражданских доблестей. Исследователи из Европы, напротив, готовы исследовать американские споры вокруг прошлого с помощью знакомой «сетки координат».

«Нация иммигрантов», Америка объединена скорее идеалами, чем общим прошлым. Собственные варианты исторического нарратива выработали различные сообщества, и существует большой набор тем, по-разному (иногда антагонистически) описываемых афроамериканцами и мексикано-американцами, коренными американцами и потомками итальянских иммигрантов, феминистками и консерваторами. Вместе с тем, доминирующий «режим памяти» остается англо-американским и евро-американским, он, по выражению европейского исследователя, утверждает свои правила «железной рукой», примерами чего являются ритуалы поднятия национального флага, гражданская клятва верности и прочие «изобретенные традиции» гражданской публичности. Частью этих ритуалов является обращение к военному прошлому, полям битв и к памяти павших.

Надо отметить, что появление «войн памяти» в США относится к тому же периоду, когда отношение к прошлому стало политизироваться в Европе. Любопытно, что память о Второй мировой войне, послужившая во многих частях Европы поводом к началу «войн памяти» и лежащая в основе большинства «исторических политик» старого континента, в Соединенных Штатах воспринимается как способ объединения.

Историческая память и историческая политика в странах Центральной и Восточной Европы.

Тенденция к политизации истории имеет место во многих странах, однако именно в Восточной Европе использование истории в политических целях приобрело в начале XXI века ярко выраженный характер. Это связано в первую очередь с проблемами, возникающими при попытках ускоренного создания новых национальных идентичностей в процессе строительства национальных государств.


организация институтов национальной памяти и учреждений, схожих с ними по функциям и принципам организации (в Польше, на Украине и других странах);

создание специальных музеев под прямым патронатом определённых политических сил (Дом террора в Будапеште, Музей советской оккупации Украины в Киеве);

использование финансовых рычагов;

ограничение доступа к архивам;

использование контроля над СМИ;

использование контроля над системой образования;

Историческая память и политика в СССР и России.

Россия относится к числу стран, для которых прошлое, по выражению Э. Нольте, «так и не прошло», для которых исторические события остаются актуальными и актуализированными в политические, идейные и общественные битвы дня сегодняшнего. Историю по мере сил пытаются использовать власть и оппозиция, «левые» и «правые», «интернационалисты» и «националисты», «коммунисты», «либералы» и «консерваторы». Прямое воздействие истории на сегодняшнюю ситуацию в России, да и на всем постсоветском пространстве, не так велико, как может показаться, но тем не менее требует специального исследования.

Историческая политика в современной России проявляется, главным образом, в четырех связанных между собой формах. Первая – формирование новой историографической ортодоксии для «внутреннего употребления», творцы которой формально независимы от правительства, но дают понять, что их деятельность одобряют «на самом верху». Вторая – проведение разного рода «юбилеев», т.е. торжественных мероприятий, связанных с историческими событиями и персоналиями, под руководством или по инициативе представителей властных структур различного уровня. Третья – борьба с «фальсификациями истории», объявленная на государственном уровне. Четвертая – ответ на «внешние вызовы», на историческую политику и политику памяти других стран, для чего используются и историографическая ортодоксия, и «юбилеи», и борьба с «фальсификациями». Однако нас в данном случае интересуют не столько содержание и формы этой политики, о которых немало написано, сколько ее взаимодействие с миром профессиональных историков – с теми, кто занимается реальными историческими исследованиями, а не обслуживанием государственных и частных пиар-кампаний, компиляцией и фальсификацией.

13. Историческая память и исторический факт: принципы соотнесения.

В 1984 г. французский историк П. Нора предложил концепцию «мест памяти». Под термином «места памяти» он понимал «музеи, архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, трактаты, протоколы, монументы, храмы, ассоциации — все эти ценности в себе — свидетели другой эпохи, иллюзии вечности... Места памяти рождаются и живут благодаря чувству, что возможности человеческой памяти ограничены, спонтанной памяти нет, значит — нужно создавать архивы, нужно отмечать годовщины, организовывать празднования, произносить надгробные речи, нотариально заверять акты. Иначе прошлое удаляется, ускользает, исчезает».