Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Новая политическая культура ("мир без границ").

Глобальные тенденции трансформации современного мира отражают необходимость формирования единого мира как единого пространства, «мира без границ». В результате таких транснациональных процессов явно обозначилась потребность в создании глобального права, права «гражданина мира». Действительно, в мире происходят процессы всеобщего, транснационального значения, которые, размывая границы, требуют ответной реакции от политиков всемирного уровня, и с этим уже никто не спорит. Мировая политика современного мира вынуждена если не решать, то учитывать эти процессы глобализации. Однако, реальная, а не теоретическая современность такова, что наряду с мировыми интеграционными и интернациональными процессами усиливается (и этому способствует реальная мировая политика) тенденция установления новых границ, разделения государств, требований признания новых суверенитетов.

Модель "макдональдидации" Дж.Ритцера.

Макдональдизация общества – это концепция в социологии, новое переосмысление рационализации – переход от традиционных моделей мышления к рациональным в направлении всё более научно структурированного и обоснованного управления.

Ритцер характеризует макдональдизацию по пяти основным аспектам:

эффективность – оптимальный способ решения задачи;

возможность количественного подсчёта – цель должна быть количественной (например, цифры продаж), а не только субъективно определяемой (например, вкус);

предсказуемость – единые методы прогноза;

контроль – единые и подконтрольные сотрудники;

иррационализация рационального.

XXI век как век потребления.

На конец XX века и начало XXI пришёл самый расцвет транснациональных корпораций. Если в XX веке в мире преимущественно шла война идеологий, и война эта шла путём вооружённых столкновений, то к концу XX века началась новая эпоха — эпоха бесструктурного управления обществом, эпоха войны, которая идёт не на полях сражений, а в умах людей. Сегодня гонка вооружений ведётся не в плане оружия в традиционном понимании этого слова. Главным оружием нашего века стала реклама и другие методы манипуляции массовым сознание.


И именно так работает эта система: человека ничего не заставляют делать напрямую, никто не указывает ему, как надо жить, просто ему мягко и ненавязчиво внушают, в какую сторону ему нужно двигаться.

Постмодернистское измерение консумеризма и его американские варианты

Консьюмери́зм, — движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.

Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в точто сам акт покупки способен доставить большее удовлетворениенежели собственно продукткоторый приобретается

Последствия американизации России: реальные и планируемые.

Американизация — процесс постепенного изменения общественных отношений и культуры в сторону норм и образцов, принятых в Соединённых Штатах Америки. Основным ориентиром подобных перемен является так называемый «Американский стиль жизни». Заимствования у США при этом интегрируются в существующую систему и меняют ценности, традиции, поведенческие и правовых нормы и институты отдельных обществ. Процесс американизации возник в XX веке в связи с обретением Соединёнными Штатами статуса сверхдержавы. Особую динамику он приобрёл после Второй мировой войны в политической сфере влияния США. С момента распада СССР американизации подвергаются также многие страны бывшего социалистического лагеря.

  • перенятие американских правил и стиля в менеджменте крупных компаний

  • более агрессивный маркетинг

  • растущее применение англицизмов в лексиконе национальных языков

  • преобладание англоязычной поп-музыки

  • перенятие американских форм музыкальной культуры: джаза, рок-музыки, рэп-музыки и хип-хоп, поп-музыки

  • преобладание продукции Голливуда в кино и на телевидении

  • перенятие типично американских жанров в кинематографии

менталитет потребления. Влечёт за собой появление соответствующих психических растройств: шопоголизм, фан-истерия накануне выхода очередного фильма, книги или товара



Глобализация образования в современной России.

Глобализация образования началась в конце 90-х годов. Она представляет собой создание единого информационного поля, позволяющего получать все необходимые данные. Здесь следует выделить государственную и частную инициативу. Например, к первым относятся программы «Российские электронные библиотеки» и «Национальная сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы».

Важную роль во всех случаях играют информационные технологии. Достаточно иметь электронно-вычислительную машину и доступ в интернет – и перед человеком открываются буквально неограниченные возможности для обучения.

Актуальны риски глобализации образования и для массовой информации. Они выражаются в виде так называемого культурного империализма. Например, активизируется борьба за свободный доступ к информации и культурному наследию. С одной стороны, это весьма неплохо. Но с другой, учитывая значительные потоки мигрантов, растущую многоэтничность и мультикультурность, это ведет к росту напряжения в обществе.

10. Историзм: этапы становления и его принципы.

Историзм – историческое сознание, т.е. сопровождающее всякое познание сознание того, что все является ставшим, даже духовное бытие. Принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. Историзм предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей.

Становление И. как интеллектуального течения было связано с переходом от представлений о циклическом характере исторического развития и неизменности человеческой природы к пониманию необратимости процесса развития и качественного различия его этапов и эпох. И. как «правильный» метод изучения прошлого появился в Германии в рамках идеалистического мировоззрения.

Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. Господствующим пониманием мира и типом философствования был теоцентризм (греч. Theo - Бог), где источником и причиной всего сущего выступает бог. Проблема Бог и человек стала центральной в средневековой философии. Все сотворено всевышним из ничего. Божественный надзор над миром называется божественным промыслом, провидением. При этом философия стала в основном своего рода рационализацией священного писания.


Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». 

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы — женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них

Позитиви́зм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис позитивизма — «Всё подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук».

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно Огюсту Конту)


  • Теологическая — в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ.

  • Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи».

  • Позитивная — единственной формой знания по Конту становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания.

Модерн и постмодерн взаимосвязанные термины, означающие, что постмодерн – это культурная и идеологическая конфигурация, заменившая или заменяющая модерн; а посимодернизм – теории (включая новые движения в архитектуре и искусстве, а также философские, социальные концепции, в частности, посиструктурализм), объясняющие замену модерна (и модериизм) постмодерном.

Принцип историзма является одним из важнейших в познании общества и заключается в признании закономерной связи между прошлым и настоящим. Таким образом, общественное развитие рассматривается не как циклическое, а как последовательное. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.

Сплетение разнообразных событий становится причиной нынешнего положения дел, а то, что происходит сегодня, станет основой для будущего. Таким образом, исторический процесс – цепь взаимосвязанных событий, где нет ничего произвольного и лишнего.

Принципы историзма:

  1. Принцип различия между прошлым и настоящим. Чтобы понять сущность исторического явления, надо знать развитие, ход событий, но чтобы это осуществить, необходимо иметь хотя бы некоторое представление о его сути. Рассматривать явления в развитии — значит показывать их преходящий характер: их возникновение, динамику (периоды, этапы) и завершение, финал. Подобное положение в любом случае требует выхода мышления за хронологические рамки свершившегося. Первоначальный выход связан с выявлением причин, породивших изучаемое;

  2. Принцип исторического контекста. Исторический контекст подразумевает изучение периода времени, в котором происходит изучаемое явление, событие.;

  3. История как процесс. Исторический процесс — последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторический процесс универсален, он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.