Файл: Курсовая работа посвящена проблеме особенностей организации воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании.rtf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 369
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современное воспитание. Формирование воспитательного процесса в России
воспитательный подростковый профессиональный образование
1.1 Воспитание: понятие, формы воспитания в истории и контексте современности
1.2 Виды и классификация воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании
1.3 Возрастные и психологические особенности подросткового возраста
Символом гуманистических исканий стал В. А. Сухомлинский (1918-1970), считавший, что нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка. По Сухомлинскому, «воспитывать совесть - это значит утверждать в человеке мысль о том, как оценят его поступок люди, добиваться того, чтобы человек боялся осуждения людей и видел бы себя всегда как бы освещенным ярким светом людской молвы, того, что в народе нашем называют слух, слива... Воспитывать совесть - это значит учить человека с детства отдавать себя другим людям, переживать потребность в человеке» [13, с. 202-203]. Подход к воспитаннику, основанный на непреходящих общечеловеческих ценностях, предполагает усвоение детьми таких нравственных категорий, как счастье, свобода, честь, достоинство, долг, справедливость, уважение достоинства личности другого. В школе Сухомлинского эти категории усваивались через заботу об окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию.
Проблема воспитания человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в конце XX в. в связи с усиливающейся технократизацией общества, прагматизацией социального бытия людей, сопровождающихся снижением нравственных барьеров.
Интересным представляется опыт воспитания достойной личности, предложенный В. Ф. Шаталовым в трудах, раскрывающих основные принципы и содержание разработанной им методической системы («Куда и как исчезли тройки», 1979; «Педагогическая проза», 1980; «Эксперимент продолжается», 1989, и др.). Педагог размышляет о влиянии оценки на формирование личности человека, которая при неумелом с ней обращении может стать средством угнетения личности, о том, что подчас «в погоне за сиюминутными внешними результатами» упускается из внимания главное - человек, его отношение к другим людям.
Во второй половине 80-х гт. в качестве альтернативы официальной педагогики была выдвинута и обоснована идея педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили. Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин и др.), основанная на предоставлении обучащимся, где только можно, свободного выбора и призывавшая к строящемуся на уважении достоинства совместному труду педагогов и студентов.
По убеждению Ш. А. Амонашвили, гуманная педагогика должна способствовать реализации природы каждого человека, которая у детей проявляется в стремлении к развитию, страсти к свободе, потребности взросления, - именно в этом ее высший смысл и главное предназначение; «личностно-гуманный подход заключается в том, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать значимым, т. е. чтобы ребенок осознавал учебную задачу (педагогически и социально обязательную)
Наука и практика продолжают двигаться по пути гуманистических преобразований. Гуманистическая педагогика ориентирована на человека, признавая уважение достоинства его личности. В первую очередь ее отличает то, что приоритет отдается развитию психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности формированию свободной, самостоятельно думающей и действующей гуманной личности, способной делать обоснованный выбор в различных учебных и жизненных ситуациях, обеспечению условий для успешной переориентации учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика требует предъявлять к воспитаннику разумно сформулированные требования, уважать его права.
Гуманистическая концепция народного образования практически означает введение нового типа образования, ориентированного на освоение учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие творческого потенциала индивида на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурно-исторического процесса.
В свете этой концепции образовательное учреждение становится важнейшим культурно-образовательным институтом. Его основная и стратегическая цель - подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.
Понятие «воспитание» для отечественной системы образования неразрывно связано с духовно-нравственным формированием и развитием человека. Причем если мы рассматриваем обучение с точки зрения освоения участниками образовательного процесса определенных знаний.
Все это достигается на основе гуманизации всей системы образования, культурного и свободного общения, педагогики сотрудничества и сотворчества, посредством использования новой технологии, активных форм и методов обучения и воспитания. В конце XX - начале XXI столетия возникла принципиально новая педагогическая ситуация, когда каждый педагог, каждый педагогический коллектив получили возможность проектировать воспитательные системы, адекватные природе детства, культурно-историческим традициям общества. Следствием этого явилось появление значительного количества гуманистически ориентированных концепций воспитания, в которых воспитание рассматривается в разных аспектах.
Целью воспитания в XXI в. должно стать содействие индивидуальному развитию человека, формированию у вето высоких нравственных качеств, гражданского самосознания. Доминантой нового воспитания, позволяющего студентам реализоваться на всех ступенях их личностного развития, является принцип формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в социуме.
Привитие учащимся гуманистических идеалов, в том числе толерантности, коллективизма, взаимопонимания, ответственности, признания за другими права на уважение достоинства их личности - одни из главных задач современного образовательного процесса.
1.2 Виды и классификация воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании
Воспитание сегодня является неотъемлемой частью системы профессионального образования в целом. Воспитание в системе профессионального образования это формирование личности, саморазвитие и самореализации личности в процессе обучения, при получении дополнительного образования, а также при самовоспитании, а с другой стороны это соответствие саморазвития личности интересам общества.
Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.
Важнейшая задача воспитания - выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Без исключения среднее профессиональное образование играет огромную роль в становлении личности как таковой, определяет ее целевую установку в жизни, решает проблемы в потребностях общества и всего государства. По мере развития нашего государства меняются и задачи, функции, основное назначение среднего профессионального образования. Уровень профессионального образования, который направлен на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей экономики сегодня совершенно превосходит уровень прошлых лет, еще когда наша страна была советской. Если рассматривать в сравнении прошлый опыт и опыт грядущих лет, то не трудно заметить, что назначение таких аспектов в формировании полноценных специалистов как воспитание, организация проектной деятельности, способность к нестандартному мышлению, компетентность и прочие претерпели значительные изменения в своем составе. Что не могло сказаться на темпах развития нашего государства.
Среднее профессиональное образование имеет главной целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении знаний на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Поэтому воспитательный процесс в системе профессионального образования фиксируется, прежде всего, на основе интересов обучающихся, общества, страны и особенностей образовательного профессионального учреждения.
Воспитание в СПО представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в окружающем современном мире. Управление процессом социализации индивида заключается в целенаправленном влиянии на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать ограниченной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития», отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Таким образом, воспитание становится одной из важнейших характеристик деятельности в педагогике.
Воспитание в системе профессионального образования осуществляется по следующим направлениям:
- формирование личности на основе общечеловеческих ценностей;
- развитие у обучающегося конкурентоспособности, развитие профессиональных умений и навыков;
- развитие общения в коллективе, группе, развитие межличностного общения;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- профессиональное и социальное развитие специалистов.
На данный момент среднее профессиональное образование традиционно строится как процесс передачи заранее известных знаний, что чаще приводит к созданию монокультурного мировоззрения у человека. В соответствии с вышеперечисленными направлениями воспитательный процесс должен складываться с учетом интересов и планов окружающего человека социума, что не всегда учитывают наши стандартные программы, направленные на обучение и воспитание.
Структура современного воспитания основывается на следующих принципах:
- принцип целенаправленного регулирования над формированием личности обучающегося;
- принцип личностного подхода, который удовлетворяет интересам личности;