Файл: Курсовая работа посвящена проблеме особенностей организации воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 366

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о своей стране, сохранении человеческой цивилизации;

- воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, развитие потребности к творческому труду, воспитание социально значимой целеустремленности, честности и ответственности в деловых отношениях;

- развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливо.

Планирование воспитательной работы, является программой действия участников педагогического процесса, т.е. основой деятельности учебного заведения. План предшествует практической деятельности и должен отразить результаты и оценку достигнутого, цели, стратегические ориентиры будущей деятельности, программу действий коллектива, направленных на достижение установленных целей, объективные сроки реализации намеченного, ответственных за выполнение конкретных дел.

Во время составления воспитательных планов определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования. К примеру, планирование воспитательной работы в таких заведениях СПО как колледж тесно связано с процессом обучения и подразумевает два основных этапа:

- адаптацию вновь поступивших студентов;

- формирование социальной, гражданской зрелости, овладение навыками саморазвития, самосовершенствования, самореализации студенческого коллектива (по основным направлениям);
Таблица Планирование воспитательной работы в колледже

Адаптации студентов в учебном заведении

Формирование социальной, гражданской зрелости, овладение навыками саморазвития, самосовершенствования.

1.Создание условий для адаптации студентов в учебном заведении

1.Профессиональная деятельность




2.Гражданско-патриотическая деятельность

2.Организация самоуправления в учебном заведении, учебной группе, формирование коллектива

3.Художественно-эстетическая и духовно-нравственная деятельность




4.Нормативно-правовая деятельность




5.Профилактическая деятельность




6.Спортивно-оздоровительная деятельность




7.Социальная деятельность



Следует отметить, что планирование не должно ограничиваться составлением планов, это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с учащимися. Планирование является составной частью профессиональной деятельности администрации образовательного учреждения, классного руководителя (куратора), преподавателя и основывается на сотрудничестве педагогов, обучаемых, родителей, других институтов воспитания (образовательных учреждений всех типов, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.), осознавших цели и задачи совместной воспитательной деятельности.

Разработана и апробирована на практике система критериев процесса и результативности воспитания в учреждении среднего образовательного образования на трёх уровнях: отдельного воспитательного дела, воспитательной системы классного коллектива, воспитательной системы учреждения среднего профессионального образования.

Оценка воспитательного дела осуществляется относительно следующих критериев. Критерии процесса: компетентность и профессионализм педагога; воспитательная направленность и значимость содержания мероприятия; степень связи содержания мероприятия с жизнью. Критерии результата: степень активности и заинтересованности воспитанников; степень самостоятельности воспитанников в подготовке и реализации мероприятия; степень эмоционального и воспитательного воздействия.

Оценка воспитательной системы группы осуществляется на основании следующих критериев. Критерии процесса: соответствие целей и задач особенностям группы; многообразие форм работы в группе; соответствие форм целям и задачам; индивидуальная воспитательная работа а) с группой риска, б) с низко мотивированными и пассивными, в) с одарёнными учащимися. Критерии результата: сплочённость коллектива группы и межличностные отношения; самостоятельность, активность и инициативность самоуправления учащихся группы; участие родителей учащихся в воспитательном процессе; показатели личностного развития учащихся; соответствие общих результатов воспитательной работы в плане личностного развития учащихся поставленным целям.

Оценка воспитательной системы образовательного учреждения (колледжа) осуществляется относительно следующих критериев. Критерии процесса: системность, единство действий педагогического коллектива в направлении воспитательной работы; наличие и характер инновационных, творческих направлений работы в колледже. Критерии результата: степень сплочённости ученического коллектива колледжа или отдельных неформальных групп; самостоятельность, активность и инициативность самоуправления учащихся; динамика учащихся, состоящих на внутреннем учёте; соответствие общих результатов воспитательной работы в плане личностного развития учащихся поставленным целям; показатели трудоустройства выпускников колледжа и характеристика их деятельности на рабочем месте.



В плане воспитательной работы отражаются результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел. [24-с.206]

На основании цели выделяется группа стратегических задач , стоящих перед воспитательной работой:

. Организация внеучебной деятельности учащихся;

. Стимулирование здорового образа жизни;

. Приобщение учащихся к культуре;

. Создание учебно-производственного коллектива;

. Воспитание культуры общения;

. Привлечение учащихся к планированию.

Анализ результатов и оценка достигнутого, безусловно, не может ограничиваться перечнем воспитательных мероприятий за прошедший учебный год. Важно оценить и осмыслить итоги проделанной работы. Выявить недостатки и факторы, которые неизбежно привели к успеху, чтобы учесть в дальнейшей работе.

Объективную картину достигнутого уровня деятельности помогут получить следующие источники информации: итоговые материалы диагностики учебно-воспитательного процесса, показатели психологических обследований студентов, их родителей, педагогов; результаты проверки документации, статистические данные. [24-с.208]
2.2 План урока по спец. дисциплине «Электротехника и электроника». Из опыта работы Балаковского политехнического техникума
Наряду с внедрением в образовательный процесс инновационных технологий обучения, требуется глубокое знание дисциплины, информационно-техническое оснащение кабинетов, заинтересованность преподавателей в воспитании квалифицированных кадров.

Возможно, большего результата по показателю качества воспитания студентов можно добиться, совмещая некоторые из предложенных технологий обучения.

Для полного анализа некоторых технологий обучения предполагается отработка данных методик на практике. В качестве примера представлен открытий урок по теме «Электрические цепи переменного тока», проведенный преподавателем Владимировой Людмилой Сергеевной с методическим участием Эсаевой Светланы Александровны.

Открытый урок - это тренинг для преподавателя, это возможность посмотреть на свою работу по-новому, это переоценка ценностей, это возможность "втянуться" в творческий процесс обучения, это возможность открытия чего-то нового в своей деятельности.


Цели занятия:

Дидактическая - обобщение и систематизация знаний по теме «Электрические цепи переменного тока», применение умений и знаний на практике при решении ситуационной производственной задачи, установление уровня формирования профессиональных компетенций методами познавательной деятельности по изученным вопросам.

Развивающая - развитие самостоятельности, мышления, творческой активности, способности отстаивать свою точку зрения, презентовать себя и работать в группе.

Воспитательная - формирование профессиональной направленности, воспитание инициативности, толерантности, дисциплинированности, ответственного отношения к труду, уважения к мнению окружающих.

Уровень усвоения: 3.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие: ОДП.17 Физика, ОДП.16 Информатика, ЕН.01 Математика

Обеспечиваемые: ОП. 10 Электрические машины, ПМ.01 Контроль и метрологическое обеспечение средств и систем автоматизации, ПМ.04 Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов.

Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид занятия: урок-игра с применением ситуационной производственной задачи.

Оборудование и методическое обеспечение урока: рабочее место преподавателя, оснащенное мультимедийным комплексом, рабочие места студентов, разд. материал (тест «Электрические цепи переменного тока», лабораторная работа «Исследование неразветвленных цепей переменного тока», лабораторные установки).

Формируемые компетенции:

ПК. 2.1 Выполнять по монтажу систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимые для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами.

Студент должен в соответствии с ФГОС СПО:

- уметь: рассчитывать параметры и элементы электрических устройств; собирать электрические схемы и проверять их работу; измерять параметры электрической цепи.


- знать: физические процессы в электрических цепях; методы расчета электрических цепей.
Таблица План мероприятий

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Форма взаимодействия

Время

1.Организационный

Приветствие студентов, проверка наличия учащихся на занятии

Приветствуют преподавателя, настраиваются на занятие

Беседа

2 мин

2. Мотивационный

Преподаватель показывает стартовую презентацию, в ходе просмотра которой: формулирует тему и цели занятия

Слушают преподавателя, задают вопросы при необходимости

Беседа

3 мин

3. Планирующе-подготовительный

Преподаватель организует разработку замысла: - предлагает студентам разделиться на команды; - совместно составляет план действий; - подводит к формулировке задач.

Делятся на три команды, выбирают капитанов команд и презентуют команды.

Групповая, индивидуальная.

5 мин

4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Преподаватель проводит разминку команд в виде блиц-опроса

Слушают вопрос, совещаются и дают командный ответ

Групповая, беседа




5. Повторение, обобщение и систематизация основных теоретических положений, применение умений и навыков при выполнении лабораторной работы

1.Преподаватель объясняет цели ситуационной производственной задачи, лаборант проводит инструктаж и следит за ходом выполнения работы. 2.Преподаватель организует проверку домашнего задания, выполненного студентами в виде презентации 3.Преподаватель предлагает студентам провести самоконтроль знаний по данной теме. 4.Преподаватель организует мини-отчет об электроизмерительных приборах (принцип действия, достоинствах и недостатках)

1.Слушают, проходят инструктаж по ТБ, составляют план действия, осуществляют решение производственной задачи (собирают схемы, проверяют правильность сборки, снимают показания с приборов, записывают результаты измерений) 2.Рассказывают подготовленные презентации 3.Студенты задают друг другу заранее подготовленные вопросы 4.Капитаны команд выбирают карточку и выполняют соответствующее задание

Применение умений и навыков на практике. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Дискуссия.




6. Воспроизведение учащимися знаний

Преподаватель выдает тест, объясняет оформление задания и критерии оценивания.

Выполняют тест, проводят самоконтроль

Самостоятельная работа студентов




7. Видео-пауза

Преподаватель показывает учащимся видео-ролик на тему: «Электричество»

Смотрят







8. Информационно-операционный

Преподаватель совместно со студентами формируют общие принцип выполнения расчета ситуационной задачи и формы представления результатов.

Слушают, предлагают пути решения производственной задачи, выполняют расчеты, строят векторные диаграммы.

Беседа. Самостоятельная работа студентов




9. Рефлексивно-оценочный

Преподаватель организует защиту результатов расчета, коллективное обсуждение результата, самооценку деятельности.

Проводят защиту полученных результатов, отстаивают свою точку зрения

Дискуссия.




10. Анализ и оценка итогов занятия

Преподаватель проводит структурное суммарное оценивание, анализирует занятие.

Слушают, оценивают занятие

Беседа.