Файл: Курсовая работа посвящена проблеме особенностей организации воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 372

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Возрастные и психологические особенности подросткового возраста



Подростковый возраст - это такой период жизни, когда у человека формируются нормы и способы построения общения. И способствует этому общественно полезная деятельность в любых ее проявлениях: производственно-трудовой, художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной. Также свободный переход от одной ее формы к другой. Однако приходится признать, что организация жизни еще не удовлетворяет требованиям этой ведущей деятельности подросткового возраста. Поэтому именно в данном направлении необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это наиболее важно в современном мире, поскольку основные психологические новообразования подростков - сознательная регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения - формируются в развитых структурах общественно полезной деятельности.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска», потому что в это время в личности человека существуют прямо противоположные черты, особенности, потребности. Становление психологического механизма, который учитывает интересы другого человека, происходит именно у подростков. Поэтому от характера и организации их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит разнообразие форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем.

Подростковый возраст - пора жизни, когда особенно волнуют общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие контуры жизненной позиции. Для окончательного ее определения у подростка нет еще необходимого гражданского опыта, четкой ориентации в социальных отношениях. У студентов СПО уже имеются для этого все предпосылки - их возраст внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Не случайно основным психологическим новообразованием студента среднего профессионального образования является самосознание.

Индивид, прошедший все периоды становления личности, имеет такие качества, которые лежат в основе его мировоззрения и нравственности, необходимые для последующей активной производственной и гражданской деятельности.


Граница подросткового возраста в медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному: как 11 -14 лет, как 14-18 лет, как 12-20 лет и т. д. С позиций подростковой психиатрии, к этому возрасту наиболее рационально относить период полового созревания - от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической самостоятельности - 18 лет.

С психологической точки зрения, период полового созревания подростка делят на две части негативную и позитивную стадии. В первой из них (до 15 лет) подросток противопоставляет себя другим, особенно старшим, всюду противоречит, не подчиняется установленным правилам и порядкам. В позитивной стадии (с 16 лет) предстает противоположная тенденция к социализации, приобщению к духовным ценностям своего времени, выработке жизненных правил.

Половое созревание занимает особое место в развитии человека. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам. Существует определенная зависимость между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, быстрый рост у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать-пятнадцать лет, у девочек - в одиннадцать-тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их. Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц. Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы. У некоторых подростков скачок роста и половое созревание происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.



У части подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с запоминанием больших объемов информации. В данный период идет становление половой идентичности, сексуальной роли. Это очень важное обстоятельство, т.к. половое созревание - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Подросток начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. Поэтому подростку часто кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой "понимают".

Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения. Переходным подростковый возраст является также в социопсихологическом отношении. Именно на этот период падает формирование характера, т. е. основы личности. В это же время выявляются и закладываются некоторые другие личностные компоненты - способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Этот возраст неслучайно называют "трудным". Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.


Значение подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Исследования, посвященные интеллектуальному развитию человека, имеют более чем 100-летнюю историю. Теории интеллекта разрабатывались параллельно с развитием экспериментальной психологии и психодиагностики. К настоящему времени западной психологией накоплен обширный материал в этой области. В отечественной психологии термину «интеллект» долгое время уделялось гораздо меньшее внимание. В первую очередь интеллект отождествлялся с мышлением, а также рассматривался в качестве общих (умственных) способностей. Интеграция российской психологии с мировой привлекла внимание отечественных ученых непосредственно к изучению интеллекта как основы познавательного отношения к окружающему.

Значимость интеллекта в структуре личности и индивидуальности подчеркивалась многими отечественными и зарубежными исследователями (Б.Г. Ананьев; В.Ф. Асмус; JI.C. Выготский; Ж. Пиаже; М. Поланин и др.). Однако статус интеллекта как психической реальности до сих пор окончательно не определен. В настоящее время интеллект принято рассматривать: как систему познавательных функций индивида; как общую способность; как особенность организации внутреннего опыта субъекта; как механизм психологической адаптации индивида к окружающей среде. Существование различных подходов к определению интеллекта обусловлено, в первую очередь, его сложностью и многоаспектностью. Интеграция данных подходов позволяет нам рассматривать интеллект как систему познавательных функций, выступающую в качестве общей способности, обуславливающей интеграцию внутреннего опыта субъекта и обеспечивающей психологическую адаптацию к среде посредством решения разнообразных житейских, учебных и профессиональных задач.

Возраст как один из важнейших факторов развития является динамической категорией. «Возрастной процесс нельзя отделить от социальных, культурных и исторических изменений в обществе» [10; с.15]. Культурно-исторические изменения всегда отражаются на психологическом содержании возрастных периодов. Чем значительнее общественные перемены, тем сложнее проявляются отличия между возрастами и внутри каждого возраста.


Подростковый возраст представляет собой особый этап когнитивного развития, в течение которого происходит окончательное преобразование собственно детских интеллектуальных механизмов и становление интеллекта «взрослого типа». Перестройка интеллектуальной сферы является основой формирования структуры самосознания и саморегуляции, оказывает существенное влияние на нравственное развитие, а также способствует адекватному протеканию подросткового кризиса.

Естественным путем развития интеллекта является последовательная многозвеньевая дифференциация когнитивных структур с их последующей интеграцией, обеспечивающей становление целостной структуры интеллекта на этапе взросления. Интеграционные процессы играют особую роль в разрешении нормативных кризисов развития и формировании новообразований соответствующего возраста.

Широкое использование в различных отраслях наук методики Д. Векслера, предполагающей индивидуальную процедуру диагностики, данных о систематическом изучении различных аспектов интеллекта по данной методике в подростковом возрасте, заключается в определении основополагающих принципов подросткового интеллекта. Согласно Д. Векслеру показателями интеллекта в подростковый период могут выступать как уровневые характеристики интеллекта, так и структурные характеристики интеллекта, а также стратегии решения отдельных задач.

Гипотезой исследования Д. Векслера является предположение о том, что интеллект как познавательная система в ходе своего становления в течение подросткового возраста претерпевает ряд количественных и качественных изменений; развитие интеллекта подчиняется принципу системной дифференциации, характеризуется использованием различных стратегий и различается в зависимости от пола.

Реализация поставленной цели и основных положений гипотезы потребовала от исследователя решения нижеперечисленных задач:

- выявить на основании анализа литературы и современных эмпирических исследований специфику интеллектуального развития в подростковом возрасте;

- изучить динамику показателей интеллекта в подростковом возрасте (по классам и годам жизни);