Файл: Курсовая работа посвящена проблеме особенностей организации воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании.rtf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 363
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современное воспитание. Формирование воспитательного процесса в России
воспитательный подростковый профессиональный образование
1.1 Воспитание: понятие, формы воспитания в истории и контексте современности
1.2 Виды и классификация воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании
1.3 Возрастные и психологические особенности подросткового возраста
В ходе проведения урока можно выделить следующие отличительные черты воспитательных моментов на каждом его этапе.
Начало занятия охарактеризовано ведением беседы со студентами, организационными моментами. На данном этапе находят свое отражение методы организации сознания коллектива, а именно, такие методы как дисциплина и самоуправление.
В процессе хода урока: выполнения студентами лабораторных заданий, тестов на повторение, коллективных дискуссий по теме - преподаватель проводит анализ заинтересованности обучающихся в работе, выраженных в их активности, внимании на уроке. Преподаватель корректирует ход работы студентов, их мыслительную деятельность по обсуждению проблем занятия: проводит фронтальный опрос мнений, задает дополнительные вопросы, требует разъяснений и доказательств у студентов их точек зрения. Этим он «учит» молодых людей инициативности, толерантности по отношению к чужому мнению, умению работать слаженно, чувствовать ответственность не только за себя, но и за коллектив. Здесь также явно прослеживаются методы педагогического стимулирования, а именно методы требования и поощрений.
Заключительные этапы урока характеризуют воспитательный процесс с точки зрения рефлексии студентов. Преподаватель дает возможность высказаться каждому по итогам проведенного занятия, таким образом, намечая дальнейшие перспективы самостоятельной работы обучающихся. Воспитание в каждом человеке умений самоанализа, самокритичности напрямую влияет на формирование профессионального сознания студентов.
На примере данного открытого занятия прослеживается возможность использования разных инновационных образовательных технологий в той или иной степени, анализируется результативность их использования относительно таких показателей воспитания как ответственность и инициативность студентов, а также психо - эмоциональное состояние обучающихся.
Напомним, что главной целью образовательного процесса на сегодняшний день является воспитание высоконравственного квалифицированного специалиста, способного к работе в команде, самостоятельности в принятии решения, проявлению инициативы.
Личностно-ориентированное обучение дает возможность развивать моральные ценности, индивидуальные качества у студентов, именно поэтому обучающимся было предложено разбиться на команды, в которых каждый из них играл свою социальную роль. Капитаны как более сильные личности играли роль лидеров. Команда и каждый участник в частности играли, как и исполнительскую роль, так и имели возможность отстаивать интересы команды, проявляя свои лидерские способности. Каждый из членов команды выбирал свое посильное задание, тем самым для каждого из них создавалась ситуация «успеха».
Перед каждой командой ставилась ситуационная производственная задача: составить схему, проверить правильность сборки, снять необходимые показания с приборов, выполнить расчеты, составить наглядные диаграммы и презентовать полученные результаты. В данном случае студенты, опираясь на свои знания, умения и практические навыки и ранее накопленный жизненный опыт были задействованы в образовательной технологии - метод проектов.
Также на занятии использовались информационные технологии, которыми студенты пользовались при выполнении домашнего самостоятельного задания и при представлении результатов решения ситуационной производственной задачи.
Блочно - модульное обучение на одном занятии отследить невозможно, так как оно направлено на освоение целого блока (темы) и формируется из нескольких модулей. Данное занятие было направлено на отработку 3 модуля блочно-модульного обучения - повторение и обобщение темы.
Такое интенсивное совмещение инновационных образовательных технологий привело к получению высоких результатов по таким показателям как успеваемость и качество обучения студентов, а также психо - эмоциональное состояние обучающихся.
Диагностика показателей качества и успеваемости обучения группы 1 курса по теме «Электрические цепи переменного тока», участвовавшей в открытом мероприятии была проведена в сравнении с группой 2 курса также обучающейся по специальности 051000 «Профессиональное обучение энергетика (по отраслям)» и освоивших данную тему в прошлом учебном году (на основе структурного анализа по дисциплине «Электротехника и электроника»). Показатели успеваемости качества обучения были выявлены на отработке следующего модуля блочно-модульного обучения - 4 модуль - контроль знаний обучающихся по всей теме в виде контрольной работы.
Сравнительная диагностика показателей качества и успеваемости обучения групп по специальности 051000 «Профессиональное обучение энергетика (по отраслям)»
Таблица Психо-эмоциональное состояние было оценено студентами по окончанию занятия
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
Занятие понравилось. Я получил удовлетворение от своей деятельности. | Занятие не понравилось. Я раздражен. | Занятие потребовало от меня больше усилий, чем я предполагал. Я устал. |
Рассмотрев на практическом примере открытого урока формируемые в воспитательном процессе профессионально полезные ценности и качества личности студентов, приобретаемые в среднем профессиональном образовании, можно сделать следующие выводы:
- процесс совмещения различных инновационных технологий привел к повышению показателей качества и успеваемости обучения студентов, а, следовательно, к более высокому уровню ответственности студентов за проделанную работу;
- применение интегрированных занятий повысило уровень заинтересованности дисциплиной, осознания ее значимости в процессе обучения и способствует благоприятному психо - эмоциональному состоянию студентов.
.3 Диагностика хода мероприятий по организации воспитательной деятельности в Балаковском политехническом техникуме
Предложенные Владимировой Людмилой Сергеевной и Эсаевой Светланой Александровной решения многих педагогических задач, связанных с организацией воспитательного процесса находят свое отражение в рациональном распределении внимания подрастающего поколения. Под этим распределением мы понимаем многогранность существующих проблем культуры студента, целевые установки, четкое разграничение педагогических задач с наглядным результатом их дальнейшего решения. Что касается воспитательных задач относительно Балаковского политехнического техникума, то с уверенностью можно сказать, что авторы - составители мероприятий по решению данных задач, достигли желаемого результата, отразившегося в формировании у студентов колледжа здоровой профессиональной направленности, инициативности, толерантности, формировании физически и морально устойчивых людей, способных успешно принимать решения по преодолению жизненных трудностей всех видов и категорий. Не маловажным в проделанной работе педагогов колледжа является возможность дальнейшего развития и применения созданной ими системы мероприятий воспитательного развития молодежи.
Обратимся к источнику воспитательной деятельности в заведениях СПО, нашедшей отражение в «Концепции воспитательного процесса колледжа».
Концепция представляет собой совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, организацию и содержание воспитательной работы в колледже.
Основная цель воспитательной деятельности колледжа - создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания. Система воспитательной деятельности направлена на формирование профессионально-личностных качеств и способностей обучающихся, на создание условий для их развития, самореализации и самосовершенствования с установкой на будущую профессиональную деятельность.
Система воспитания, над постоянным совершенствованием которой работают все члены педагогического состава заведения СПО, содержит в основе следующие принципы:
- единство процессов воспитания, обучения и развития личности обучающихся;
- гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе (как среди обучающихся, так и между обучающимися и преподавателями);
- личностный подход в воспитании;
- осуществление процесса трансформации воспитания в самовоспитание, самореализацию личности обучающихся;
- создание эффективной среды воспитания;
- творческое развитие обучающихся.
Согласно данной концепции одной из особенностей воспитательного процесса в заведениях СПО является помощь в формировании у студентов истинных ценностей, добрых качеств, морально устойчивого поведения, которыми должен обладать человек. По словам М. Горького высокого звания «человек» удостоены только те люди, кто чьи высокие деяния не покрыты чувствами стыда, не омрачены негативными отблесками людского существа. По мнению Л.Н. Толстого, человек только тогда остается человеком, когда работает над собой, над своим поведением, реализует себя, прежде всего как личность. Можно приводить множество цитат великих писателей и поэтов о воспитании, но все они призваны пробуждать в нас мотивацию к стремлению быть и оставаться человеком.
Ведущей конечной целью воспитания в политехнической техникуме является формирование разносторонней, гармонично развитой личности. На период обучения в колледже эта цель конкретизируется с учетом профессиональной подготовки, современных социальных условий и потребностей общества, а также возможностей колледжа. Поэтому образовательно-воспитательный процесс в колледже сориентирован на воспитание и подготовку высококвалифицированных и разносторонне развитых специалистов, высоконравственных, имеющих гражданскую позицию. Относительно плана мероприятий, предложенного Владимировой Л. С. и Эсаевой С. А., можно сделать еще вывод о дальнейших перспективах развития личности студентов. Главная составляющая любой воспитательной деятельности есть не что иное, как умения саморазвития, самоанализа, нравственного самоутверждения. Мероприятия по профилактической деятельности - яркий пример формирования подобных навыков у студентов.
В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанными с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, связанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики. Большую роль в данном направлении деятельности играет организация деятельности студенческого самоуправления, института кураторов, взаимодействие с общественными студенческими организациями.
Профессионально-трудовое воспитание в политехническом техникуме предполагает решение таких задач, как:
- формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- формирование социальной и коммуникативной компетенции студентов средствами всех учебных дисциплин;
- формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда;
- приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;
- формирование творческого подхода, к самосовершенствованию в избранной специальности;
- создание условий для творческой и профессиональной самореализации и др.
Организация деятельности в данном направлении разнообразна. Это и организация информационной помощи в получении дополнительного образования, традиционных встреч первокурсников с администрацией колледжа.
Современное развитие общества, интенсивный поток разнообразной информации, необходимость быстрого реагирования на рынке требуют от современного специалиста и руководителя владения навыками работы в команде, в среде современных информационных технологий, самостоятельности в принятии решений, способности к саморазвитию.
Развитие общества изменяет требование и к современным педагогам, которые должны не только быть компетентными в области своей специальности, но и готовы поделиться глубоким знанием изучаемой дисциплины, а также владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу.