Файл: Курсовая работа посвящена проблеме особенностей организации воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании.rtf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 373
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современное воспитание. Формирование воспитательного процесса в России
воспитательный подростковый профессиональный образование
1.1 Воспитание: понятие, формы воспитания в истории и контексте современности
1.2 Виды и классификация воспитательного процесса в среднем профессиональном образовании
1.3 Возрастные и психологические особенности подросткового возраста
- выделить основные стратегии выполнения тестовых заданий и проанализировать их возрастную динамику;
- изучить динамику факторной и операциональной структуры интеллекта подростков;
- рассмотреть динамику взаимосвязей особенностей интеллекта с успеваемостью и креативностью учащихся-подростков;
- осуществить сравнительный анализ динамики показателей и структуры интеллекта у мальчиков и девочек.
Основываясь на вышеизложенных данных о подростковом возрасте, можно сделать вывод о важности знания особенностей студента - подростка в процессе построения воспитательного процесса. Таким образом, характеризуя воспитание как многофакторный процесс, можно сказать, что для наиболее эффективного достижения целей данного процесса необходимо учитывать ряд следующих факторов подросткового периода:
- выявить философские смыслы и психологические механизмы личностно-профессионального становления будущего специалиста;
- разработать базовые теоретические положения, обосновывающие влияние исследовательской деятельности студента колледжа на его личностно-профессиональное становление;
- определить и экспериментально обосновать педагогические условия, повышающие эффективность влияния исследовательской деятельности студента колледжа на его личностно-профессиональное становление.
.4 Методы воспитательной работы в СПО
Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук. Основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания. Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук. Основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания.
Социология изучает социальные проблемы развития личности. Этнография рассматривает закономерности воспитания у разных народов мира. Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей. Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как учения о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности - наследственности, микро- и макросреде.
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением. Педагогическая наука выполняет две основные функции: научно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические явления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Исследуя педагогическую действительность как сущее, педагогика раскрывает закономерности воспитания. Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.
В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:
- психоаналитическая теория (А. Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э. Эриксон);
- когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Д.Дьюи);
- поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);
- биологическая (генетическая} теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);
- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С. Выготский, П.А.Флоренский, Д. Радьяр);
- гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Воспитание - целенаправленный процесс воздействия на сознание, чувство, волю студентов с целью формирования у них убеждений, качеств личности, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности.
Методы воспитания - способы совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих бакалавров:
. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.
Дисциплина - исходный метод организации коллектива - обеспечивает формирование культуры взаимоотношений членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил внутреннего распорядка. Основа дисциплины - требование. Предъявление требований руководителями и наставниками коллектива друг к другу - таков путь воспитания дисциплины в коллективе.
Самообслуживание - ведущий метод организации коллектива - обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда и формирование у его членов заботы об умножении общественного достояния. Самообслуживание способствует постоянной заботе о создании лучших и украшения жизни коллектива, и тем самым сплачивает коллектив.
Соревнование - коррекционные метод организации трудового коллектива - обеспечивает стимулирование успеха индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников, где важную роль играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение всех участников.
Самоуправление - метод организации коллектива. Обеспечивает формирование у его членов отношений взаимной ответственности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями. [21-с.417]
. Группа методов, содействующих формированию сознания:
.1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение.
Информация - обеспечивает сообщение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно педагогом и стимулирование у них интереса к новому знанию, потребности в овладение им.
Поиск - обеспечивает вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора информации научного и ценностно-ориентированного характера.
Дискуссия - коррекционный метод убеждения - обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способствуя поддержке и развитию нравственных представлений, формируя самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения.
Взаимное просвещение - метод самоорганизации убеждения - обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения. [21-с.418]
.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение.
Требование - обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и проявления их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения в личных отношениях педагога с воспитанниками, в общении с ними.
Перспектива - обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания людей.
Поощрение и наказание - обеспечивает поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников путем внесения изменений в отдельные права и обязанности их как членов коллектива. Поощрение и наказание - две стороны единого метода педагогического стимулирования - коррекции.
Общественное мнение - обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований. В любом коллективе общественное мнение влияет на поведение людей. Поэтому одной из главных задач каждого педагога становится стимулирование развития здорового общественного мнения. [21-с.419]
Стремительное развитие современного общества поставило человека перед выбором: либо приобрести навык быстрого реагирования на изменяющиеся события, либо остаться беспомощным перед многочисленными, требующими разрешения, проблемами. Умение ориентироваться в жизненных ситуациях предполагает наличие у каждого члена общества определенных качеств: способности находить наиболее рациональный выход из создавшегося положения за наименьшее количество времени; самостоятельности в выборе варианта решения возникающих проблем; умения общаться с другими людьми; стремления к постоянному самосовершенствованию.
Но традиционное обучение, методы которого используются в подавляющем большинстве образовательных заведений, оказывается не в состоянии обеспечить личность всеми необходимыми в решении возникающих проблем знаниями. В связи с этим возникла необходимость включения в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Наиболее эффективными технологиями обучения и воспитания являются личностно-ориентированные технологии, обеспечивающие «развитие и саморазвитие личности студента». Студент имеет право выбора собственного понимания проблемы и путей ее решения, а педагог создает для этого все условия и моделирует ситуации, в которых каждый может проявить себя в познании, учебной деятельности и поведении.
Благодаря широкому разнообразию методов воспитания современный педагог, вооруженный ими, может решать многие педагогические трудности, связанные не только с воспитанием, но и с образованием, развитием учащихся. Педагогические задачи в отдельности требуют от современного педагога проявления всех качеств личности, от доброты и честности до верности своим идеалам. Не маловажное значение приобретают в XXI веке в сфере образования принципиально новые аспекты обучения, такие как компетентность, лояльность, коммуникабельность и пр. Чтобы соответствовать современным требованиям, грамотно выполнить государственный заказ, от преподавателя любого учебного заведения необходимы абсолютная самоотдача, проявленная в выдержке, опыте, саморазвитии, многогранности взглядов, мыслей, чувств, умений, навыков.
Воспитание здорового поколения напрямую зависит от профессиональной подготовки педагога. Привить человеку высокие ценности, помочь ему найти правильную дорогу в жизни - важнейшие задачи современного воспитательного процесса. Самоопределение обучающегося представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях. Отношения: «новый опыт - предшествующий накопленный опыт», - полностью отражает концепцию развития сегодняшней молодежи. А значит, методы воспитательного процесса имеют место здесь быть.
2. Мероприятия по организации воспитательного процесса в СПО
.1 Планирование воспитательной работы в заведениях СПО как фактор успешности воспитания и самоопределения личности студента
Одним из главных элементов воспитания студентов является планирование. Оно в значительной мере предопределяет результаты и эффективность структуры воспитательной работы в учебном заведении. Говоря о планировании воспитательной работы, следует сразу отметить то, что план - это своего рода программа действий участников воспитательного процесса. За его составление и выполнение педагог любого уровня несет персональную ответственность. [23-с.10]
Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов и задач. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок в воспитательной работе. При организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях СПО планирование является частью совместной работы заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя (куратора). Согласно концепции Е.В. Бондаревской о воспитании студентов, первостепенное значение имеют следующие задачи:
- философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь в определении жизненного смысла в условиях радикально-экономических изменений, новых форм хозяйствования, формирования самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;
- приобщение людей к системе культурных ценностей, включающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры Отечества, своего народа, формирование потребностей в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, девушки, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности и общения;
- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, милосердия, взаимопонимания, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к рефлексии;