Файл: Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Д87.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 438

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
надеть на палочку, а кружок нельзя — нет дырочки». Предлагает на- низать колечки на палочку.
● Поиграем с кружками и колечками
Задача: закреплять умение целенаправленно действовать с пред- метами.
Оборудование: кружки и колечки из дерева, палочка, сенсорный модуль.
* * *
Взрослый на глазах у детей поочередно кладет стопку колечек и стопку кружков. Затем также поочередно раскладывает эти предме- ты на сенсорном модуле. Предлагает детям: «Собери отдельно кружки и отдельно колечки. Колечки надень на палочку, а кружки положи на стол». Поощряет правильное выполнение задания.
● Найди домик
Задача: упражнять детей в сравнении предметов по цвету.
Оборудование: сенсорный модуль, несколько игрушек красного, синего, желтого, белого, зеленого, оранжевого цвета.
* * *
Воспитатель показывает детям игрушки разного цвета, предлагает назвать их цвет. Затем обращает внимание детей, что на сенсорном модуле есть ящички-домики разного цвета. Предлагает найти каж- дой игрушке домик такого же цвета. Дети раскладывают игрушки по ящикам в соответствии с цветом.
● Закрой окошки
Задача: закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме.
Оборудование: сенсорный модуль с вкладышами.
* * *
Воспитатель выдвигает из сенсорного модуля полочку с прорезны- ми отверстиями и объясняет, что это домик с окошками — «такими и вот такими» (обводит рукой форму окошечек). Затем, показывая полоч- ку с отверстиями и отдельные вкладыши, говорит, что окошки можно закрыть. Показывает, как это сделать на одном вкладыше, предлагает детям продолжить. Воспитатель помогает найти нужную фигуру, опре- делить правильное расположение и разместить фигуру в отверстии.
40

● Прокати шарики
Задачи:
— упражнять в прокатывании шариков;
— закреплять умение различать и называть основные цвета, форму и величину.
Оборудование: сенсорный модуль с горкой, коробка с большим количеством шариков основных цветов, разных по величине.
* * *
Воспитатель раздает детям шарики, просит сказать, какие они
(большие, маленькие, красные, зеленые). Затем предлагает прокатить шарики, приговаривая: «У меня катится маленький зеленый шарик.
У меня катится большой красный шарик». Просит на ощупь достать большой или маленький шарик, назвать его по цвету и прокатить со словами.
● Волшебный фонарик
Задачи:
— знакомить со свойствами круглых предметов, которые можно вращать, катать (шарик, волчок, кольцо, хлопушка);
— стимулировать активные поисковые действия в зависимости от поставленной задачи.
Оборудование:сенсорный модуль, фонарик (круглая коробка без верхней крышки, диаметром 40—50 см, прикрепленная цветными шнурами к специальному устройству на модуле для подвешивания игрушек), разноцветные шарики, колечки, кубики, сюжетные игруш- ки небольшого размера.
* * *
Воспитатель раздает детям шарики, которые они складывают в фонарик. Вращательным движением взрослый раскручивает его.
Перед детьми предстает красочная картинка, цветовая гамма пред- метов сливается, меняется их форма. Затем воспитатель предлагает детям положить игрушки в фонарик, предварительно назвав каждый предмет, его форму. Снова раскручивает его.
Далее в фонарик добавляются цветные колечки, и он вновь рас- кручивается. Задание повторяется: дети должны назвать предметы, их форму, уложить их в фонарик. Закончить можно игрой с колечками, шариками, сюжетными игрушками.
41


● Спрячь шарик в ладошках
Задача:упражнять в определении величины предмета на ощупь
(большой, маленький) и различении основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
Оборудование:сенсорный центр, цветные шарики двух размеров
(по количеству детей, участвующих в игре), мешочек, две коробочки разных размеров.
* * *
Воспитатель приглашает детей к сенсорному модулю и просит на ощупь определить, что спрятано в его ящике. Показывает, что в ящике много шариков, берет два из них и уточняет с детьми, какой шарик большой, а какой маленький. Малыши засовывают руку в коробочку, берут по одному шарику, ощупывают их, не доставая, называют, у кого какой по величине, и показывают воспитателю.
Для закрепления навыков детям предлагается поднять (2—3 раза) только большие шарики, потом только маленькие. Воспитатель пред- лагает спрятать шарики в ладошке, спрашивает: «У всех шарики спря- тались? Почему не у всех?» («Шарик большой, а кулачок маленький».)
Воспитатель предлагает поменяться шариками и еще раз спрятать их в ладошки. Вопросы повторяются.
Затем воспитатель предлагает спрятать в ящик сначала все малень- кие шарики, а затем все большие. Просит найти в ящике (не глядя, на ощупь) большой шарик, затем маленький. Далее воспитатель пред- лагает закрыть глаза и подставить ладошки, кладет в них шарики, задает вопросы и просит выполнить задания.
Что у вас в руках? (Шарики.)
Какие они? (Большие и маленькие и все разного цвета.)
Покажите синие (зеленые, красные и т.д.) шарики.
Найдите шарикам домики (нужно положить в сенсорный модуль в ящики соответствующего цвета). Возьмите шарики и найдите им другие домики (в сенсорном модуле большая и маленькая коробка, маленькие шарики положить в маленькую коробку, а большие — в большую).
В конце игры можно предложить детям покатать шарики по на- клонной горке модуля, приговаривая: «Катится мой большой шарик, катится маленький желтый шарик».
42

● Застегиваем и шнуруем
Задачи:
— упражнять в умении застегивать и шнуровать;
— развивать мелкую моторику.
Оборудование: сенсорный модуль, сюжетные фигурки с пуговица- ми, кнопками, крючками и с отверстиями для шнуровки.
* * *
Сенсорный модуль развернут веером, на всех столах расположено много пособий для шнуровки, застегивания, завязывания и др. Вос- питатель в течение дня привлекает детей к выполнению заданий с пособиями: пристегнуть кнопки, застегнуть пуговицы, замок и т.д.
Показывает сюжетные фигуры-основы и предлагает продеть шнурок в дырочки и зашнуровать.
● Разноцветные крышки
Задачи:
— упражнять в узнавании и назывании цветов: синий, красный, желтый, зеленый;
— закреплять умение соотносить предметы по цвету;
— снимать напряжение, усталость, расслаблять мышцы спины, плечевого пояса;
— развивать восприятие, мелкую моторику.
Оборудование: сенсорный модуль, крышки от пластиковых бутылок красного, синего, желтого, зеленого цвета, аквариум с наполнителем.
* * *
Вариант 1.Воспитатель предлагает детям поочередно погрузить руки в аквариум с наполнителем (фасолью, горохом, цветными крыш- ками от пластиковых бутылок и т.д.), кисти рук, руки по локоть, по плечи, пошуршать наполнителем.
Вариант 2. Воспитатель рассыпает много разноцветных крышек на столе и спрашивает:«Какого цвета крышки? Крышек какого цвета много? А крышек какого цвета мало?» Предлагает открыть крышку сенсорного модуля, где расположены ящички разного цвета, и раз- ложить крышки в ящички такого же цвета.
Вариант 3.Воспитатель сообщает, что кукла Алиса просит детей выложить для нее разноцветные бусы.
43


Задание «Чьи бусы длиннее». Дети выкладывают нитки бус разно- го цвета. Определяют, чьи бусы длиннее.
Задание «Три змейки». Дети выкладывают крышки в форме змей- ки, сочетая два и более цвета.
Задание «Паровозик с вагончиками». Воспитатель выкладывает паровозик и предлагает «прицепить» к нему вагончики разного цвета.
● Большой — маленький
Задача: учить соотносить предметы по величине и высоте.
Оборудование: сенсорный модуль, много игрушек, отличающихся по высоте и величине, два домика (большой и маленький).
* * *
В ящиках сенсорного модуля воспитатель прячет много разных игрушек, отличающихся по величине и высоте. Рассматривает с детьми модуль, отмечает, что один стол высокий, а другой — низкий.
Говорит, что в ящичках предметы. Рассматривает их с детьми, отмеча- ет, что предметы высокие и низкие, предлагает достать их, поставить высокие предметы на высокий стол, а низкие — на низкий. Дети по- очередно достают все игрушки, определяют их высоту и расставляют на соответствующие столы.
Затем воспитатель раскладывает в ящички игрушки, различ- ные по величине, и выставляет на модуль два домика (большой и маленький). Предлагает ребенку достать игрушку, определить ее величину и поселить ее в домик соответствующей величины. По- стоянно задает вопросы, направленные на сравнение по величине и высоте.
● Что катится?
Задача: закреплять умение различать и называть предметы круг- лой формы.
Оборудование: сенсорный модуль с горкой, набор игрушек, кото- рые катятся и не катятся (разные мячики, шарики, машины, куклы, кубики и др.).
* * *
Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушки на столе модуля. Предлагает определить, что катится, а что не катится: «Лена, выбери предмет, который катится». Дети, поочередно прокатывая
44
предмет с горки, выясняют, какие предметы катятся, а какие — нет.
Воспитатель говорит, что все круглые предметы катятся. Затем, по- казывая поочередно игрушки, он закрепляет действия с предметами, спрашивает: «Что можно делать с куклой?» (Укладывать спать,
качать, купать, кормить и т.д.) «А с машиной?» (Прокатить, на-
грузить, поставить в гараж.)
Воспитатель предлагает разделить предметы на группы: в ко- робку положить все круглые предметы, а на столиках расположить остальные.
Центр песка и воды
Состоит из двух самостоятельных модулей (с. 26—27).
● Набери водичку
Задача: знакомить детей со свойствами воды — льется, журчит, заполняет емкости.
Оборудование: центр песка и воды, различные емкости (баночки от йогуртов, витаминов, сока и т.д., мерные ложки, воронки).
* * *
Воспитатель приглашает детей к модулю с емкостью для воды и обращает внимание на то, как льется водичка, предлагает послушать, как она журчит при выливании. Показывает, как можно наливать воду в баночку, используя мерную ложку. Затем он может предложить детям набрать воды в ложку и, приподняв ее, вылить воду, повторить так несколько раз; взять любую баночку и наливать туда ложкой воду, пока она не заполнится до верха и т.д.
● Сухой и мокрый песок
Задача: знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка: сыплется, лепится, на мокром песке можно делать отпечатки.
Оборудование: центр песка и воды, формочки, печатки, воронки, совочки.
* * *
Воспитатель приглашает детей к модулю с емкостью для песка и, показывая сухой песок, спрашивает: «Что это?» Затем сыплет сухой песок в воронку и наблюдает вместе с детьми, как он сыплется. Вос- питатель показывает емкость с мокрым песком, предлагает сделать
45

куличики и вместе с детьми делает это, закрепляя последовательность действий: взять формочку, совочком набрать в нее мокрый песок, уплотнить его, затем перевернуть формочку на твердую поверхность и постучать совочком по формочке. Затем, разровняв поверхность мокрого песка, демонстрирует, как можно сделать отпечаток предмета и предлагает попробовать сделать это.
В процессе деятельности с детьми закрепляется употребление слов: «сыплется», «мокрый», «сухой», «отпечатать», «куличики».
● Пускаем кораблики
Задачи:
— знакомить с тем, что предметы плавают;
— доставлять удовольствие, радость.
Оборудование: кораблики из бросового материала, плавающие игрушки, модуль.
* * *
Воспитатель приглашает детей к модулю с емкостью для воды и предлагает пустить кораблики в воду, наблюдает вместе с деть- ми, как они плывут. Дети помогают ладошкой, делая волну, или дуют на корабли. Затем пускают плавающие игрушки: рыбки, уточки, шарики и т.д. Наблюдают, как они плавают и играют с ними в воде.
1   2   3   4   5   6   7   8

● Цветная водичка
Задачи: знакомить детей со свойствами воды (изменять ее окраску).
Оборудование: несколько прозрачных одноразовых стаканов, цветные краски, кисти, модуль.
* * *
Воспитатель приглашает детей к модулю с емкостью для воды и предлагает набрать водичку в стакан. Тоже набирает воду, вместе с детьми определяет, что вода чистая, бесцветная. Затем показывает, как сделать воду цветной: берет кистью цветную гуашь и равтво- ряет ее в воде. Далее дети это делают самостоятельно. В процессе деятельности активизируется словарь детей: «вода», «чистая»,
«бесцветная», «цветная», «разноцветная», «красная», «синяя»,
«желтая».
46

● Плавает или тонет?
Задачи:
—знакомить с различными материалами (веточки дерева, скорлупа грецкого ореха, бумага и др.), художественным конструиро- ванием из различных материалов;
— учить определять свойства материалов;
— доставлять детям радость от игры с водой;
— развивать умелость рук.
Оборудование:модуль, игрушка лягушонок Квак, предметы раз- ных фактуры и веса (ореховая скорлупа, тонкая палочка, лист бумаги, пуговица, монетка, мяч, катушка, комочек пластилина).
* * *
Воспитатель предлагает посмотреть, что за предметы приготовил лягушонок Квак. Дети называют их. Воспитатель говорит: «Лягушо- нок Квак хочет с нами поиграть. Ему интересно узнать, какой из этих предметов утонет, а какой поплывет». Затем дает одному ребенку поло- винку скорлупы грецкого ореха и спрашивает остальных: «Скорлупка утонет или поплывет?» Дети отвечают. Воспитатель предлагает экс- периментально проверить их догадку, опустив скорлупку в таз с водой.
Аналогичным образом проверяется плавучесть остальных предме- тов с обязательным проговариванием слов «утонет» или «поплывет».
Выясняется, что плавать могут скорлупка, палочка, бумага. Значит, из них можно смастерить кораблик. Пластилин тяжелее воды, но скорлупка удерживает его на поверхности (пластилин прикрепляется к днищу кораблика, держит палочку — «мачту», парус). Воспитатель пускает кораблик в таз с водой, дует на него; предлагает детям помочь кораблику поплыть и тоже подуть.
Затем, размещаясь вокруг модуля с водой, дети с помощью вос- питателя мастерят кораблики и проверяют их плавучесть. Игра про- должается, пока дети сохраняют к ней интерес.
Универсальная ширма
● Украшаем куклу
Задачи:
— закреплять представление детей об отношениях двух пред- метов по величине («длинный — короткий», «широкий — узкий»);
47