Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 531

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

методический аппарат.

Содержание произведений, их анализ поможет учителю успешно развивать технику чтения, решать основные задачи обучения, формировать мировоззренческие и ценностные смыслы.

Методический аппарат обеспечит

усвоение предметных результатов и развитие навыков коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

Каждый урок, в котором рассматривается одно или несколько произведений, начинается с постановки учебной задачи.

Учебные задачи каждого урока взаимосвязаны с шмуцтитулом и рубрикой «Проверим себя», что позволяет выстроить систему формирования предметных и метапредметных результатов раздела.

Учащиеся младших классов не могут самостоятельно ставить цели обучения. Для того чтобы в дальнейшем учащиеся могли самостоятельно ставить перед собой учебные цели, в учебник были введены учебные задачи к каждому уроку.

Также в учебник включены рубрики, которые способствуют достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.

  1. «Шмуцтитул »;

  2. «Что уже знаем и умеем»;

  3. «План действий»;

  4. «Определения»;

  5. «В мире книг»;

  6. «Разноцветные страницы»;

  7. «Поговорим о самом главном»;

  8. «Как хорошо уметь читать»;

  9. «Наши проекты»;

  10. «Проверим себя».

Шмуцтитул

Каждую тему учебника предваряет страница, на которой указаны: название раздела, цели изучения и понятия.

Данная рубрика рассчитана на

коллективную работу совместно с учителем.

Шмуцтитул — это отдельный лист книги с вынесенным на него заглавием последующего раздела.

Сначала школьники рассуждают, что может означать название раздела. Затем обсуждают, чему будут учиться, и какие понятия встретятся в разделе.

Поскольку младшие школьники еще не могут самостоятельно формулировать и удерживать цель деятельности, то эти небольшие опорные тексты дают возможность познакомить детей с таким важным компонентом учебной деятельности, как целеполагание. В дальнейшем умения принимать и сохранять цели учебной деятельности и самостоятельно их формулировать будут развиваться более интенсивно.


Что уже знаем и умеем

Данная рубрика тесным образом связана с работой по шмуцтитулу. После того, как учащиеся определили, что именно они будут изучать в разделе, они определяют уровень своих знаний.

Данная рубрика помогает ученику формировать самооценку. Выбирая пункты из данной рубрики, учащийся определяет, что он знает, а что он нет.

Материал в данной рубрике подобран таким образом, чтобы включить знания и умения, которые будут изучаться в данном разделе, и те знания и умения, которые были изучены ранее.

С помощью данной рубрики оцениваются не только предметные знания и умения, но и метапредметные и личностные.

План действий

Данная рубрика представляет собой пошаговые инструкции.

В 1 классе учащиеся получают первые представления о том, как научиться;

  • чётко и правильно произносить все звуки;

  • читать правильно;

  • рассказать сказку по рисункам;

  • сравнить сказки на одну тему;

  • придумать загадку и небылицу;

  • читать выразительно;

  • подготовиться к чтению по ролям;

  • составить рассказ по иллюстрации;

  • рассказать о герое произведения;

  • составить план произведения;

  • рассказ о любимце.

Учащиеся, работая с данной рубрикой, узнают о том, что такое план действия, сравнивают свои действия с планом, делают выводы, о том, как строится деятельность, учатся предполагать дальнейшие действия.

Школьники выполняют первые шаги, которые они должны освоить на


первом этапе обучения.


Определения

В учебник включены определения основных понятий, которые учащиеся должны освоить на уроках литературного чтения. Все определения составлены на основе литературоведческих словарей, переработаны в соответствии возрастом ребенка и написаны таким образом, чтобы ученик смог их понять.

В мире книг

Данная рубрика предназначена для формирования библиографических умений младших школьников.

В 1 классе учащиеся знакомятся с понятием «выставка книг», учатся по обложке определять название и автора книги, предполагать её содержание, дополнять выставку книг и рассказывать о книге по плану. К 4 классу задания усложнятся, и в итоге, учащиеся будут самостоятельно составлять выставку книг на заданную тему.



Также рубрика полнее раскрывает тему раздела и создана для того, чтобы побудить учащихся к самостоятельному чтению книг, расширить их читательский кругозор и повысить читательскую культуру обращения с книгой.

Разноцветные страницы

Рубрика предназначена для целенаправленной отработки навыков чтения: чтения целыми словами,

беглости, правильности,

сознательности и выразительности чтения, для совершенствования произношения отдельных звуков и слов в целом.

Рубрика включает занимательные тексты небольшого объема, имеет яркое оформление и необычное расположение текстов, чтобы заинтересовать учащихся, создать определенную мотивацию для совершенствования техники чтения. Важно показать детям, что овладевать навыком чтения интересно, что можно успешно овладеть им через занимательные

упражнения. Работая с отдельными текстами, дети могут отработать правильную артикуляцию звуков и одновременно понаблюдать за звукописью, как изобразительным приемом в художественных текстах.

Произведения данного раздела могут быть использованы, как для работы в парах, так и для коллективной или индивидуальной работы.

Поговорим о самом главном

Основу рубрики составляет беседа на нравственную тему.

Тема беседы тесно связана с темой раздела и наиболее полноценно раскрывает его нравственный смысл.

Обсуждая нравственные темы, школьники учатся рассуждать, договариваться, отстаивать свою точку зрения, у них вырабатывается своя собственная нравственная позиция.

В круг обсуждаемых вопросов включены такие темы, как опыт предшествующих поколений, качества характера и поступки человека, отношение к животным.

Как хорошо уметь читать

Рубрика предназначена для создания у детей мотивации к самостоятельному чтению. С тем, чтобы у ребенка появилось желание усовершенствовать свой навык чтения, ему нужен положительный пример читающего ребенка. Этот прием может простимулировать слабо читающих детей и подвигнуть их к быстрейшему освоению


навыка чтения. Чтобы не противопоставлять читающих детей слабо читающим ученикам, можно подключать их к чтению больших произведений на уровне отрывков или отдельных предложений, чтобы создать у них радость преодоления трудностей. Пример выразительного чтения большого произведения учителем также может создать положительный образец чтения и стимулировать тех детей, которые еще только учатся читать.

Вопросы, которые включены в рубрику, направлены на то, чтобы ребенок осмыслил свою технику чтения и понял, как интересно и увлекательно уметь читать.

Проверим себя

Каждый раздел заканчивается данной рубрикой. Её содержание знакомит учащихся с такими компонентами учебной деятельности, как контроль, коррекция и оценка, которые являются составной частью регулятивных универсальных учебных действий.



зе
Освоение учащимися всей структуры учебной деятельности будет идти постепенно на всех этапах обучения. Для первоклассников умеш сравнивать поставленную задачу с результатом ее выполнения осуществляется по образцу и под руководством учителя. Затем учащиеся вносят в свою деятельность необходимые коррективы, т.е. они проводят своеобразную диагностику своих достижений. Чтобы оценка результатов не вызывала у детей излишней тревоги и беспокойства, учитель может скорректировать задания и выбрать из них посильные для детей своего класса.

Задания, которые представлены в данной рубрике, соотносятся с задачами, поставленными на шмуцтитуле, и учебными задачами уроков.

Наши проекты3 4

Проект представляет собой результат учебной деятельности. Особенность проектной деятельности заключается в том, что учащиеся, работая над проектом, обучаются:

  • проводить исследовательскую и поисковую деятельность;

  • работать в коллективе;

  • творчески преобразовывать и применять полученные знания на практике.

Задания рассчитаны на то, чтобы дети умели поставить цель предстоящей работы, наметить план, последовательность действий, распределить роли и поставить учебную задачу перед каждым членом команды, оценить полученные результаты. Совместная работа требует от учащихся умения принять на себя ответственность за выполнение задания и его результаты. Подготовка проекта создает условия для
проявления творческой активности каждого ребенка, для самореализации, для проявления внимания и уважения к детям — участникам проекта. Необходимо нацеливать детей на умение работать дружно, не создавая конфликтных ситуаций, на овладение приемами мирного их разрешения. В процессе проектной работы дети осваивают все элементы учебной деятельность, как важнейшую компетентность, приобретают ценные качества и умения работать в коллективе, выражать свою точку зрения и уважать мнение других членов команды.

Реализация проекта - это новая и достаточно сложная работа для первоклассников, поэтому следует воспользоваться планом, обозначенным в проектах.

Толковый словарь

В данную рубрику включены определения слов, которые могут быть незнакомы учащимся 1 класса.

Пользуясь словарем учебника, школьники приучаются работать с аппаратом издания и обращаться за разъяснением непонятного слова к словарю.

В 1 классе учащиеся работают только со словарём учебника. В дальнейшем они будут

проводить словарную работу с помощью школьных толковых словарей.

  1. Рекомендации по организации уроков в 1 классе

Основное содержание урока литературного чтения в 1 классе составляет система работы с литературно-художественным произведением. Работа с художественным произведением на уроках литературного чтения носит системный характер, позволяющий охватить всё произведение в целом, во всех его взаимосвязях, в единстве формы и содержания.

Анализируя произведение вместе с учащимися, нельзя упускать из виду главное — научить детей читать, проникать в смысл прочитанного, формировать интерес к отечественной классике, которая является не только «великой школой искусства, но и великой школой мысли». Важно отметить, что анализ произведение идёт во вторую очередь, в первую очередь идёт момент переживательный (М. А. Рыбникова). Это, конечно, не означает и не отрицает, что большое значение имеет интеллектуальная деятельность учащихся. Увлечение анализом, преждевременное насыщение уроков литературоведческими терминами — всё будет напрасно и бессмысленно, если у учащихся не воспитывается готовность и способность к сопереживанию. «Без переживания нет искусства», — говорил

К. С. Станиславский. Самым существенным фактором восприятия