Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 576
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
произведения служит фактор эмоциональности, способности человека к переживаниям.
Как отмечала О. И. Никифорова, способность непосредственного образного и эмоционального восприятия художественных произведений не является прирождённой. Необходимо учить детей этому анализу и операциям воображения, способствующим непосредственному и полноценному воссозданию образов литературных произведений. Способность читателя к переживаниям представляет собой большую ценность в процессе восприятия. Вот почему чтение должно быть подготовленным.
Вслед за психологами мы выделяем такие основные этапы восприятия художественных произведений, как:
-
подготовка к восприятию: демонстрация репродукций картин или прослушивание музыкальных произведений, близких теме урока. Однако главное — слово учителя, создающее эмоциональный настрой или эффект ожидания, если речь идет о стихах, а также постановка проблемных вопросов, требующих от учащихся размышлений, направленных на всестороннее осмысление произведения, которое предстоит детям читать. -
первичное эмоциональное восприятие (целостное восприятие произведения в исполнении учителя или подготовленного чтеца), обеспечивающее общее впечатление, сопереживание; эмоциональная оценка и обмен впечатлениями. Усилить его можно таким приёмом: остановить чтение на кульминационных, проблемных моментах рассказа и предложить детям подумать, как будет разрешаться та или иная ситуация). Важно, чтобы после восприятия текста дети поделились своими впечатлениями; -
эмоциональная оценка прочитанного произведения, выражение своего отношения, а не критика прочитанного. -
осмысление прочитанного произведения через систему вопросов и заданий к тексту, стимулирующих более глубокое вчитывание в содержание текста, и организацию воображаемого диалога с писателем (читатель- писатель). -
заключительное перечитывание произведения, его цель: целостное,
более глубокое понимание текста; выразительное чтение, получение
удовольствия от встречи с художественным произведением, как искусством слова.
Настоящее переживание и глубокое понимание художественного произведения, как отмечал С. И. Поварнин, возможно только при перечитывании. Перечитывание текста — это приём, тот узел, в котором сплетается работа по углублённому пониманию текста и развитию навыка чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям, суждениям и чувствам в тексте,
35
обращаясь к нему вновь и вновь. Ему предстоит проделать немалую духовную работу, прежде чем произойдёт полноценное восприятие произведения. Нужно пройти по «всем слоям художественной структуры», через фабулу, сюжет (эти понятия используются в традиционном понимании: сюжет, ход событий, фабула — композиция сюжета, т. е. та последовательность событий, которая дана в произведении), понять образный строй произведения и подняться к вершине его идейно - художественного смысла.
Учебник литературного чтения, начиная с 1 класса, ориентирован на развитие у детей способности полноценно воспринимать литературное произведение в его художественно-эстетической целостности, на развитие умения читать и переживать, читать и думать, умения нарисовать словесную картинку и мыслить образно.
Литературное образование носит практический характер, позволяющий ребёнку накопить первоначальный читательский и эмоциональнопознавательный опыт. Однако все закономерности восприятия и постижения художественного произведения необходимо учитывать на уроках литературного чтения. Для анализа произведения следует выбирать те аспекты, те проблемы, которые требуют обсуждения. Чтобы в процессе анализа текста вести ребёнка «художественными тропами», необходимо учитывать все уровни погружения читателя в текст. Мы, основываясь на исследованиях психологов, литературоведов (А. М. Левидова,
О. И. Никифоровой, М. М. Бахтина), выделяем следующие ступени осмысления художественного произведения:
-
событийную; -
смысловую — «уровень героя» и «уровень автора».
Событийная ступень погружения в текст очень важна для ребёнка, которому надо хорошо разобраться в сюжете, понаблюдать, в какой последовательности даются события в рассказе.
Однако этим не может ограничиваться работа с произведением. Только неподготовленный читатель принимает знание сюжета за конечный этап познания художественного произведения. Как правило, первоклассники без помощи учителя не могут осмыслить ни характеры, ни мотивы поступков, ни внутреннее состояние человека. Это задача следующей ступени осмысления текста, где читатель интересуется не только внешним ходом событий, но и внутренним состоянием, мотивами поступков, переживаниями героя, взаимоотношениями действующих лиц, сравнивает это с аналогичными жизненными ситуациями или своим собственным опытом.
Смысловая ступень «уровень героя» позволяет объединить,
синтезировать всё, что дети заметили и вычитали при «диалоге» с героями в процессе выборочного чтения. На этапе смыслового чтения глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.
Учащиеся часто отождествляют себя с персонажами, относятся к ним как к действительно существующим. Этот наивный реализм постепенно преодолевается детьми, когда они осознают условность литературных образов. Ступень познания искусства (отождествление себя с героями), включающая ребёнка в процесс сопереживания, ему необходима, но погружение в художественный текст на этом не заканчивается. Сопереживая герою, юный читатель начинает воспринимать его не в статике, а в движении — в движении не только поступков, но и мыслей, чувств, настроения. Чтобы правильно вести ребёнка по сложным тропам художественного произведения, учитель должен различать два аспекта: что в рассказе изображается и что познаётся, на что автор обращает внимание читателя, ради чего он создаёт своё произведение.
В стихотворении Е. Благининой «Подарок» (Ч. 2., с. 34) от лица главной героини рассказывается о том, как она отдала своей подруге игрушку, она немного сожалеет об этом, а познаётся более интересное и важное — взаимоотношения детей, забота о друге. На эту мысль в процессе работы с текстом помогут натолкнуть детей вопросы по определению темы и главной мысли произведения. Подобные вопросы направляют мысль учащегося на более глубокое понимание художественного текста, а рассмотрение его с точки зрения автора даёт целостный взгляд на художественное произведение. Если вопросы к тексту произведения не связаны между собой единой целью, то нет и понимания смысла произведения, его основной мысли, затрудняется воспитание читательской культуры учащихся. После такого разбора художественное произведение в глазах ребёнка становится похожим на набор сверкающих осколков от разбитой красивой вазы, в то время как «мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершённый» (М. М. Бахтин).
Таким образом, обеспечение целостного видения произведения и организация деятельности учащихся по переходу читателя от первой событийно-сюжетной ступени погружения в художественный текст к смысловой будет свидетельствовать об определённом скачке в развитии читателя (А. М. Левидов).
Глубокому пониманию особенностей художественных произведений
, помещённых на страницах учебника «Литературное чтение», помогает приём сопоставления художественных и научно-познавательных текстов.
Благодаря их сравнению через систему несложных вопросов учащиеся обнаруживают, что в них окружающий мир и человек изображаются по - разному. В научно-познавательном тексте информация просто сообщается, объясняется её смысл. В художественном произведении автор выражает свои мысли и чувства через слово, являющееся средством создания художественного образа, поэтому литературу характеризуют как словесное искусство.
Рассмотрим в таблице 1 все основные составляющие компоненты урока литературного чтения в 1 классе, от подготовки к восприятию произведения до осмысления произведения на смысловой основе.
Этап урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Общая готовность детей к | Проверка готовности к уроку; наличие | Определение самоготовности (настроен |
момент (1-3 мин) | уроку | общей установки на урок | ли я слушать учителя и воспринимать материал урока) |
Подготовка к | Вступительное слово | Определение приёма подготовки к | По названию произведения |
восприятию | учителя; антиципация | восприятию произведения в соответствии | предположение его содержания; |
произведения | названия произведения; | с уровнем литературного развития класса; | определение под руководством учителя |
(3-5 мин) | определение задач чтения; составление плана работы с произведением | в соответствии со своими читательскими предпочтениями | задач чтения и составление плана чтения |
Первичное | Первичное чтение текста; | Определение вида первичного чтения | Самостоятельное чтение (слежение, |
восприятие текста | проверка первичного | (самостоятельное, комбинированное, | слушание) произведения, |
(5-7 мин) | чтения | вместе с учителем) с учётом специфики текста, возможностей учащихся, учебной задачи урока. Определение способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам, создание иллюстрации) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся | рассматриваемого в классе. Первичная эмоциональная реакция на текст, её адекватность тексту. Соотнесение своих высказанных предположений с прочитанным произведением |
Мотивация к анализу и перечитыванию текста (2-3 мин) | Постановка проблемной задачи; перечитывание текста с целью решения проблемной задачи; беседа по содержанию произведения; решение проблемной задачи | Создание проблемной ситуации на уроке; определение путей разрешения ситуации; перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками); организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои) | Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявление интереса к высказываниям товарищей. Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста |
Синтетическая | Обобщающая беседа по | Беседа по тексту; определение смыслов в | Участие в коллективной беседе и |
(обобщающая) | тексту (определение | тексте. Организация коллективной | дискуссии. Умение корректировать, |
работа с текстом | смыслового погружения в | дискуссии (в том числе и проблемной). | изменять свою точку зрения. Определение |
(10-15 мин) | текст). | Выбор творческого задания. Работа с | главной мысли произведения под |
| Выполнение творческих | иллюстрацией. Подробный пересказ по | руководством учителя. Выполнение |
| заданий | картинному плану, с опорой на подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой | творческого задания под руководством учителя, в парах, в группах |
Подведение итогов | Обобщающие вопросы | Оценка результатов выполнения заданий | Оценка и рефлексия собственной и |
урока | учителя; выработка | на уроке, в том числе и результат чтения. | коллективной деятельности («Сегодня я |
(3-5 мин) | критериальной базы для | Организация подведения итогов урока | научилась...», «Я ещё не очень хорошо |