Файл: Методическое пособие с поурочными разработками л мературни чтение ъггераттрпое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 579

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





учащимися
оценки результатов обучения

читаю выразительно, мне надо...»). Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) «... (название произведения)» и т. д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, ответ на проблемный вопрос и пр.

  1. Пример Рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение» для 1 класса

2.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» по итогам обучения в 1 классе

В Основной образовательной программе начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) представлены планируемые результаты в двух блоках,

В первый блок «Выпускник научится» включается такая система знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, необходимость для последующего обучения, в-третьих, может быть освоена большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством накопительной системы оценки (например, портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.


Во второй блок «Выпускник получит возможность научиться»

включены результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих

опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся к каждому разделу примерной программы учебного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Таким образом, планируемые результаты обучающихся в 1 классе также представлены в двух блоках: выпускник научится (базовый и повышенный уровень) и выпускник получит возможность научиться.

При этом необходимо учитывать, что предметные результаты, представленные на базовом уровне в методических рекомендациях, являются обязательными для достижения и содержание их может быть представлено в итоговой диагностической или проверочной работе по литературному чтению в 1 классе5.

Предметные результаты

Ученики должны знать следующие понятия, освоить их на практическом уровне, без заучивания определения наизусть.

  • Писатель, художественное произведение, познавательное произведение, юмористическое произведение.

  • Сказка, загадка, небылица, стихотворение, рассказ.

  • Г ерой, поступок героя, смысл произведения.

  • Рифма, выразительное чтение.

Блок «Выпускник научится»

Базовый уровень:

  • чётко и правильно произносить все звуки;

  • читать целыми словами;

  • правильно ставить ударение, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания;

  • воспринимать на слух художественные произведения;

  • отвечать на вопросы о прочитанном произведении;

  • понимать смысл прочитанного произведения под руководством учителя;

  • наблюдать, как автор использует звукоподражательные слова;

  • называть героев и основные события произведения;

  • определять по обложке название книги и её автора;

  • восстанавливать последовательность событий на основе иллюстраций;

  • пересказывать произведение на основе серии сюжетных рисунков, вопросов.

Повышенный уровень:

  • называть особенность сказки, загадки, небылицы, стихотворения, рассказа (не более 1);

  • находить в тексте ответы на вопросы по фактическому содержанию (кто герои, какие события);

  • различать загадку, песенку и сказку;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • соотносить заглавие произведения с содержанием;

  • рассказывать о герое (кто он, какой он);

  • рассказывать о книге по плану;

  • составлять рассказ на основе иллюстрации;

  • определять количество смысловых частей в тексте, озаглавливать их.

Блок «Выпускник получит возможность научиться»:

  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;

  • выразительно читать произведение по ролям, передавать настроение героя; свое отношение;

  • наблюдать, как меняется настроение поэта; читать с выражением стихотворное произведение, выделяя голосом важные мысли и слова;

  • наблюдать, как писатели подбирают слова, чтобы точно отражать характер героя;

  • рассказывать о герое, понимать, в чём смысл его поступков;

  • находить самые важные, главные мысли, которые хотел передать

автор;

  • сравнивать разные произведения на одну тему;

  • сравнивать художественный и научно-познавательный тексты;

  • выбирать в библиотеке нужную книгу;

  • самостоятельно составлять текст на тему.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты в 1 классе являются ориентировочными и относятся к повышенному уровню блока «Выпускник научится» или блоку «Выпускник получит возможность научиться». Формирование их

отслеживается диагностическими работами на разном предметном содержании, в том числе, и на содержании предмета «Литературное чтение».

Учебные действия, указанные в стандартах, в силу своей обобщенности становятся универсальными; их называют надпредметными

(метапредметными). Они могут быть непосредственно не связаны с содержанием конкретного учебного предмета, но использоваться на любом из них.

Однако в начальном обучении есть предмет, на котором универсальные учебные действия будут формироваться целенаправленно, через его содержание — это «Литературное чтение». Именно этот предмет, в силу своей специфики, включает в свою структуру такие умения, как коммуникативные, личностные и даже познавательные УУД.

Личностные

Учащиеся будут учиться:

  • рассуждать о поступках героя произведения;

  • высказывать свое мнение на заданную тему;

  • проявлять эмоции при работе с художественным произведением;

  • быть совестливыми, требовательными к себе и окружающим;

  • знать и рассказывать о традициях своей семьи;

  • проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения, в которых рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;

  • размышлять и понимать смысл нравственно-этических понятий на

основе бесед по прочитанным произведениям (дружба, добро,

справедливость, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка, честность, благородство и другие);

  • проявлять интерес к чтению;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

  • стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя);

  • понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения.

Регулятивные

Учащиеся будут учиться:

  • читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;

  • понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т.д.);

  • планировать6 свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий;

  • контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;

  • оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);

  • определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.

Познавательные

Учащиеся будут учиться:

  • осуществлять простейшие логические операции:

сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнивать сказку и рассказ, разные произведения (по теме, главной мысли, настроениею), авторскую и народную сказку, художественный и научно- познавательный текст, художественный и учебный текст; сравнивать пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются); сравнивать поступки героев и свои собственные);

группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить 6 лишнее (книгу, не соответствующую теме); произведений по заданному основанию (главной мысли, героям);

классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);

  • ориентироваться в учебной книге: находить нужную информацию в аппарате издания (название раздела, произведения, номер страницы, определение слова в толковом словаре); в тексте для пересказа по заданным критериям, для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание; пользоваться системой условных обозначений;

  • работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;

  • соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии;

  • называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;

  • анализировать текст, иллюстрацию, находить нужную информацию на основе данных объектов с помощью учителя;

  • преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием учителя;

  • восстанавливать последовательность событий произведения;

  • готовить небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2-3 слайда;

  • представлять свою работу по плану.

Коммуникат ивные

Учащиеся будут учиться:

  • задавать и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;

  • участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;

  • участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения); задавать уточняющие вопросы на основе образца;

  • принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);

  • уметь договариваться, находить общую точку зрения;

  • создавать связанное высказывание из 3-4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе образца.


2.2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» по итогам обучения в 1 классе

Раздел «Жили-были буквы»

Круг детского чтения. В. Данько «Загадочные буквы», И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», Г. Сапгир «Про Медведя», И. Гамазкова «Кто как кричит?», И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука», С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть», С. Черный «Живая азбука».

Литературоведческая пропедевтика. Писатель, художественное произведение, сказочный герой.

Характеристика видов деятельности учащихся. Предполагать по названию раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смыл основных понятий раздела. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Вставлять пропущенные по смыслу слова. С помощью учителя определять главную мысль произведения. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Называть героев произведения. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Раздел «Сказки, загадки, небылицы»

Круг детского чтения. Русские народные сказки: «Курочка Ряба»,

«Гуси-лебеди», «Рукавичка», «Петух и собака». Е. Чарушин

«Теремок». Загадки. Небылицы. Английские народные песенки и небылицы; «Не может быть», «Я видел озеро в огне...», «Король Пипин», «Мама, можно искупаться?..», «Мой сыночек — молодец.», «Дом, который построил

Джек». Отрывки из сказок А. С. Пушкина. К. Ушинский: «Гусь и журавль», «Жалобы зайки».

Литературоведческая пропедевтика. Сказка, загадка, небылица.


Характеристика видов деятельности учащихся. Предполагать по названию раздела, какие произведения в нём представлены. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки. Изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Выбирать книги для самостоятельного чтения в библиотеке, ориентируясь на название книги. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?». Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Сравнивать героев сказки: их действия, характеры. Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Устно представлять сказку. Определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении. Определять героев произведения. Определять характер героев произведения, называть их качества. Различать авторскую сказку от народной. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Раздел «Апрель, апрель! Звенит капель...»

Круг детского чтения. А. Майков «Ласточка примчалась...», «Весна». А. Плещеев «Травка зеленеет.». Т. Белозёров « Подснежники». С. Маршак « Апрель». И. Токмакова: «Ручей», «К нам весна шагает.». Е. Трутнева «Голубые, синие.». В. Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо».

Литературоведческая пропедевтика. Стихотворение, выразительное чтение.

Характеристика видов деятельности учащихся.
Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль. Работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом. Сравнивать произведения на одну и ту же тему. Классифицировать книги по темам. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Придумывать сравнения. Чувствовать настроение автора, отношение к изображаемому в

произведении. Определять тему произведения, под руководством учителя - основную мысль. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Раздел «И в шутку и всерьёз»

Круг детского чтения. И. Токмакова « Мы играли в хохотушки».

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». Г. Кружков «Ррры!». К. Чуковский «Телефон». Н. Артюхова « Саша-дразнилка». К. Ушинский: «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Что хорошо и что дурно?». М. Пляцковский « Помощник».

Литературоведческая пропедевтика. Юмористическое произведение.

Характеристика видов деятельности учащихся. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книгу по темам. Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Читать произведение по ролям. Определять тему произведений. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль произведения под руководством учителя, соотносить содержание произведения с пословицей. Распределять роли. Определять тему выставки книг. Называть имя и фамилию автора, название прочитанных произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Раздел «Я и мои друзья»

Круг детского чтения. Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый?», «Если дружбой дорожить...».