Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Есть еще одно направление, которое входит в должностные обязанности современного учителя. Особенно это касается младших классов. Социализация детей.Ведь именно в школе дети должны учиться общаться, контактировать друг с другом, находить общий язык и так далее. А учитель обязан способствовать всему этому.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы говорит о том, что сегодня взаимодействие с родителями становится не только основой для практического взаимодействия, но и проблемой во взаимодействии. Исследования, проведенные Т. Данилиной говорят о таких проблемах, как нехватка времени и нежелание взаимодействовать с обеих сторон.
Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития направлений взаимодействия школы и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И.Гризик и другими авторами были разработаны основные направления, которые способствуют взаимодействию родителей и учителей [49].
Основные направления взаимодействия с родителями.


  1. направление – педагогическое просвещение.




  1. направление – привлечениешкольных специалистов: психолога и социального педагога.


III направление – практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Педагог рассказывает родителям о концепции школы, о своей педагогической концепции, о методике воспитания,

21

  • целях и задачах личностного развития школьников на данный учебный год, а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его учебной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях,


текущих успехах в обучении.
Для решения вопросов могут использоваться разные формы [49]:


  • выпуск стенгазеты для родителей, либо выпуски школьных газет в формате СМИ


Помогают поднять наиболее актуальные вопросы в деятельности класса.
Газеты, как правило, имеют просветительскую направленность и поднимают наиболее актуальные темы для родителей – «зачем нужно учить стихи», «как помочь ребенку учиться», «как справиться с проблемами уроков» и многие другие



  • паспорт здоровья


Паспорт здоровья – это комплексный документ, разработанный Минобразования РФ в 2009 году, позволяющий собирать всю информацию о здоровье школьника, его физическом развитии,данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах и другие сведения.
По мнению разработчиков, паспорт здоровья школьников должен приучить детей следить за своим здоровьем. От обычной медицинской карты он отличается лишь тем, что находится на руках у владельца. Заполнять паспорт здоровья ребенок должен самостоятельно под руководством родителей


  • учителей.




    • листы-памятки


Листы - памятки – это информационные материалы, которые пришли в начальную школу из дошкольного образовательного учреждения. Они содержат в себе информацию, чаще всего психологического характера, которая сосредоточена на основных проблемах, с которыми сталкиваются родители и
22

дает ценные указания как с данными проблемами справляться – «что делать, если ребенок не хочет учиться», «как облегчить ребенку адаптацию в школе».


  • открытые уроки для родителей


Открытые уроки позволяют родителям отследить процесс образования в школе. Родители могут присутствовать на уроке, отслеживать как проходит работа на занятии и взаимодействие в системе учитель – ученик. С одной стороны это обеспечивает родителю понимание того, как происходит обучение,


  • сдругой – включает родителя в педагогический процесс.




    • мини-библиотека


Данная форма используется в школе очень редко. А вместе с тем она способствует как сплочению класса, так и взаимодействию школы и родителей. Составляется общая библиотека, где дети обмениваются интересными книгами


  • читают, таким образом, намного больше. Эту библиотеку можно расширить за счет психологических материалов для родителей.




  • информационные стенды [49]


Содержат в себе информацию, чаще всего психологического характера, которая сосредоточена на основных проблемах, с которыми сталкиваются родители и дает ценные указания как с данными проблемами справляться – «что делать, если ребенок не хочет учиться», «как облегчить ребенку адаптацию в школе».


  • дни открытых дверей


Возможность родителям посетить школу, посмотреть и оценить организацию ее работы. В это время родители могут пообщаться с учителями и задать интересующие их вопросы.




  • выставка пособий


Перечень актуальных на данный момент пособий, которые помогут родителям в воспитании и развитии детей.


  • библиотека игр и упражнений


Перечень материалов для развития детей.
23

  • познавательные практикумы


Познавательный практикум — это собирательное понятие для обозначения разных видов и приемов обучения родителей.
Считается, что познавательный практикум больше ориентирован на проблемы родителей, обусловленные «давлением» социальных факторов, которые чаще проявляются в персональном контексте.
Стоит признать, что познавательный практикум относительно новый вид педагогической практики. Он возник в связи с запросом на помощь в педагогическом аспекте, испытывающих трудности в воспитании и обучении детей и в том, чтобы через взаимодействие с учителем содействовать развитию личности ребенка.


  • индивидуальное и подгрупповое консультирование


Слово консультация происходит от латинскогоconsulto – совещаться, заботиться. Целью педагогического консультирования может быть: ориентация человека в возможностях решения им возникшей проблемной ситуации; помощь в разрешении межличностных, семейных или воспитательных проблем и т.д. Педагог, как человек, который владеет знаниями по воспитанию


  • обучению, может направить родителей в воспитании детей.




    • нетрадиционные родительские собрания, которые раскрываются как тренинги или игры [49]


Существует тенденция называть «тренингом» более краткосрочную и поверхностную работу с родителями, не направленную, как терапия, на глубокую внутреннюю реорганизацию личности.
Тренинг - это помощь, ориентированная на «здорового индивида», в поиске его взаимопонимания, в диалоге с другими. Подход в педагогическом консультировании заключен в коррекции и помощи в решении проблем через проигрывание ситуации. Тренинг таким образом, помогает решить родителям проблему в воспитании детей, учесть спорные и противоречивые вопросы до их появления.
24

Как форма помощи тренинг - это оказание практической
психологической и педагогической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих родителей, а также изучения самих родителей и их взаимоотношений с окружающими людьми. Прежде всего, с детьми.
Целью тренинга является использование своих сильных сторон личности, опираясь на внутренние ресурсы, для правильного распоряжения своей жизнью через принятие правильных решений и совершение целенаправленных действий.



  • определении педагогического тренинга заключено несколько признаков.


Во-первых - это образовательная (воспитательная), а не чисто педагогическая методика – родители разбираются в вопросе обучения и воспитания детей и решают типичные вопросы.
Во-вторых, он сводится к попыткам обучить родителей определённым процедурам и стратегиям принятия правильных решений. Особое значение придается развивающей стратегии, заключающейся в помощи в достижении оптимального уровня развития и в преодолении препятствий на пути воспитания ребенка [57].
Целью педагогического тренинга является овладение определенными коммуникативными умениями и навыками с целью повышения компетентности


  • общении, и оптимизация неадаптивных моделей поведения с последующей рефлексией итогов.




    • устные журналы




    • экскурсии




    • видеотека




    • аудиотека и т. д.


Второе направление связано с привлечением школьных специалистов:
социального педагога и психолога.
25

Работа учителя начальных классов совместно с социальным педагогом и психологом направлена:


  • на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;




  • на оказание помощи социально-уязвимой семье в выборе образовательного маршрута ребенка при поступлении его в первый класс и при переходе на новый этап обучения;

  • на предупреждение и преодоление трудностей в учебе и общении у обучающихся группы риска;




  • на оказание помощи семье в решении проблем внутрисемейного общения;




  • на оказание помощи семье в кризисной ситуации;




  • на организацию и проведение комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка на всех этапах обучения.


Работа с родителями осуществляется наследующих основаниях:


  1. Проведение дискуссии по стилям семейного воспитания.


Речь идет не только об освещении ведущих стилей общения, которые доминируют в родительском воспитании, но и об описании данных стилей, ставке на коррекцию на основе обдумывания адекватного поведения. Педагог может лишь направлять, но не навязывать позицию по воспитанию.



  1. Фиксация и исследование неблагополучных детей.


Совместная деятельность с социальным педагогом позволит отследить девиации в поведении ребенка и найти их причины. Только на основании наблюдения за ребенком и проведения нескольких методик можно решить проблемы в становлении маленькой личности.


  1. Кейс-стади.


26

Учитель может использовать данный метод для проработки схожих ситуаций. Через введение родителя в проблему обеспечивается понимание оплошностей в воспитании и делается шаг к исправлению их.


  • Тренинг.


Суть тренинга заключена в моделировании конфликтных ситуаций с ребенком и демонстрировании способов выхода из данных ситуаций [19].
Третье направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства: обмен мнениями, идеями, чувствами.


  • этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекают родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с детьми.


Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия:


  • организация проектной деятельности


Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни (Е.С. Евдокимова).
Проект (с латинского – «брошенный вперед»), а, следовательно, и проектирование всегда направлено на решение какой – либо практической задачи. Решается реальная проблема. Проект – это способ организации совместной деятельности, согласования взглядов, идей, приемов, средств достижения общей цели.


  • педагогическом словарепроектирование трактуется как создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о


27

стадии, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому, а как этап деятельности включает:


  1. Определение качественных и временных параметров проектируемого результата, его возможных вариантов.


2. Построение модели, необходимой для получения результата
деятельности (моделей может быть несколько).


  1. Определение средств, необходимых для реализации действий и средств промежуточного контроля;