Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Есть еще одно направление, которое входит в должностные обязанности современного учителя. Особенно это касается младших классов. Социализация детей.Ведь именно в школе дети должны учиться общаться, контактировать друг с другом, находить общий язык и так далее. А учитель обязан способствовать всему этому.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы говорит о том, что сегодня взаимодействие с родителями становится не только основой для практического взаимодействия, но и проблемой во взаимодействии. Исследования, проведенные Т. Данилиной говорят о таких проблемах, как нехватка времени и нежелание взаимодействовать с обеих сторон.
Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития направлений взаимодействия школы и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И.Гризик и другими авторами были разработаны основные направления, которые способствуют взаимодействию родителей и учителей [49].
Основные направления взаимодействия с родителями.
-
направление – педагогическое просвещение.
-
направление – привлечениешкольных специалистов: психолога и социального педагога.
III направление – практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Педагог рассказывает родителям о концепции школы, о своей педагогической концепции, о методике воспитания,
21
-
целях и задачах личностного развития школьников на данный учебный год, а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его учебной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях,
текущих успехах в обучении.
Для решения вопросов могут использоваться разные формы [49]:
-
выпуск стенгазеты для родителей, либо выпуски школьных газет в формате СМИ
Помогают поднять наиболее актуальные вопросы в деятельности класса.
Газеты, как правило, имеют просветительскую направленность и поднимают наиболее актуальные темы для родителей – «зачем нужно учить стихи», «как помочь ребенку учиться», «как справиться с проблемами уроков» и многие другие
-
паспорт здоровья
Паспорт здоровья – это комплексный документ, разработанный Минобразования РФ в 2009 году, позволяющий собирать всю информацию о здоровье школьника, его физическом развитии,данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах и другие сведения.
По мнению разработчиков, паспорт здоровья школьников должен приучить детей следить за своим здоровьем. От обычной медицинской карты он отличается лишь тем, что находится на руках у владельца. Заполнять паспорт здоровья ребенок должен самостоятельно под руководством родителей
-
учителей.
-
листы-памятки
Листы - памятки – это информационные материалы, которые пришли в начальную школу из дошкольного образовательного учреждения. Они содержат в себе информацию, чаще всего психологического характера, которая сосредоточена на основных проблемах, с которыми сталкиваются родители и
22
дает ценные указания как с данными проблемами справляться – «что делать, если ребенок не хочет учиться», «как облегчить ребенку адаптацию в школе».
-
открытые уроки для родителей
Открытые уроки позволяют родителям отследить процесс образования в школе. Родители могут присутствовать на уроке, отслеживать как проходит работа на занятии и взаимодействие в системе учитель – ученик. С одной стороны это обеспечивает родителю понимание того, как происходит обучение,
-
сдругой – включает родителя в педагогический процесс.
-
мини-библиотека
Данная форма используется в школе очень редко. А вместе с тем она способствует как сплочению класса, так и взаимодействию школы и родителей. Составляется общая библиотека, где дети обмениваются интересными книгами
-
читают, таким образом, намного больше. Эту библиотеку можно расширить за счет психологических материалов для родителей.
-
информационные стенды [49]
Содержат в себе информацию, чаще всего психологического характера, которая сосредоточена на основных проблемах, с которыми сталкиваются родители и дает ценные указания как с данными проблемами справляться – «что делать, если ребенок не хочет учиться», «как облегчить ребенку адаптацию в школе».
-
дни открытых дверей
Возможность родителям посетить школу, посмотреть и оценить организацию ее работы. В это время родители могут пообщаться с учителями и задать интересующие их вопросы.
-
выставка пособий
Перечень актуальных на данный момент пособий, которые помогут родителям в воспитании и развитии детей.
-
библиотека игр и упражнений
Перечень материалов для развития детей.
23
-
познавательные практикумы
Познавательный практикум — это собирательное понятие для обозначения разных видов и приемов обучения родителей.
Считается, что познавательный практикум больше ориентирован на проблемы родителей, обусловленные «давлением» социальных факторов, которые чаще проявляются в персональном контексте.
Стоит признать, что познавательный практикум относительно новый вид педагогической практики. Он возник в связи с запросом на помощь в педагогическом аспекте, испытывающих трудности в воспитании и обучении детей и в том, чтобы через взаимодействие с учителем содействовать развитию личности ребенка.
-
индивидуальное и подгрупповое консультирование
Слово консультация происходит от латинскогоconsulto – совещаться, заботиться. Целью педагогического консультирования может быть: ориентация человека в возможностях решения им возникшей проблемной ситуации; помощь в разрешении межличностных, семейных или воспитательных проблем и т.д. Педагог, как человек, который владеет знаниями по воспитанию
-
обучению, может направить родителей в воспитании детей.
-
нетрадиционные родительские собрания, которые раскрываются как тренинги или игры [49]
Существует тенденция называть «тренингом» более краткосрочную и поверхностную работу с родителями, не направленную, как терапия, на глубокую внутреннюю реорганизацию личности.
Тренинг - это помощь, ориентированная на «здорового индивида», в поиске его взаимопонимания, в диалоге с другими. Подход в педагогическом консультировании заключен в коррекции и помощи в решении проблем через проигрывание ситуации. Тренинг таким образом, помогает решить родителям проблему в воспитании детей, учесть спорные и противоречивые вопросы до их появления.
24
Как форма помощи тренинг - это оказание практической
психологической и педагогической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих родителей, а также изучения самих родителей и их взаимоотношений с окружающими людьми. Прежде всего, с детьми.
Целью тренинга является использование своих сильных сторон личности, опираясь на внутренние ресурсы, для правильного распоряжения своей жизнью через принятие правильных решений и совершение целенаправленных действий.
-
определении педагогического тренинга заключено несколько признаков.
Во-первых - это образовательная (воспитательная), а не чисто педагогическая методика – родители разбираются в вопросе обучения и воспитания детей и решают типичные вопросы.
Во-вторых, он сводится к попыткам обучить родителей определённым процедурам и стратегиям принятия правильных решений. Особое значение придается развивающей стратегии, заключающейся в помощи в достижении оптимального уровня развития и в преодолении препятствий на пути воспитания ребенка [57].
Целью педагогического тренинга является овладение определенными коммуникативными умениями и навыками с целью повышения компетентности
-
общении, и оптимизация неадаптивных моделей поведения с последующей рефлексией итогов.
-
устные журналы
-
экскурсии
-
видеотека
-
аудиотека и т. д.
Второе направление связано с привлечением школьных специалистов:
социального педагога и психолога.
25
Работа учителя начальных классов совместно с социальным педагогом и психологом направлена:
-
на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
-
на оказание помощи социально-уязвимой семье в выборе образовательного маршрута ребенка при поступлении его в первый класс и при переходе на новый этап обучения; -
на предупреждение и преодоление трудностей в учебе и общении у обучающихся группы риска;
-
на оказание помощи семье в решении проблем внутрисемейного общения;
-
на оказание помощи семье в кризисной ситуации;
-
на организацию и проведение комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка на всех этапах обучения.
Работа с родителями осуществляется наследующих основаниях:
-
Проведение дискуссии по стилям семейного воспитания.
Речь идет не только об освещении ведущих стилей общения, которые доминируют в родительском воспитании, но и об описании данных стилей, ставке на коррекцию на основе обдумывания адекватного поведения. Педагог может лишь направлять, но не навязывать позицию по воспитанию.
-
Фиксация и исследование неблагополучных детей.
Совместная деятельность с социальным педагогом позволит отследить девиации в поведении ребенка и найти их причины. Только на основании наблюдения за ребенком и проведения нескольких методик можно решить проблемы в становлении маленькой личности.
-
Кейс-стади.
26
Учитель может использовать данный метод для проработки схожих ситуаций. Через введение родителя в проблему обеспечивается понимание оплошностей в воспитании и делается шаг к исправлению их.
-
Тренинг.
Суть тренинга заключена в моделировании конфликтных ситуаций с ребенком и демонстрировании способов выхода из данных ситуаций [19].
Третье направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства: обмен мнениями, идеями, чувствами.
-
этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые вовлекают родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с детьми.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия:
-
организация проектной деятельности
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни (Е.С. Евдокимова).
Проект (с латинского – «брошенный вперед»), а, следовательно, и проектирование всегда направлено на решение какой – либо практической задачи. Решается реальная проблема. Проект – это способ организации совместной деятельности, согласования взглядов, идей, приемов, средств достижения общей цели.
-
педагогическом словарепроектирование трактуется как создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о
27
стадии, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому, а как этап деятельности включает:
-
Определение качественных и временных параметров проектируемого результата, его возможных вариантов.
2. Построение модели, необходимой для получения результата
деятельности (моделей может быть несколько).
-
Определение средств, необходимых для реализации действий и средств промежуточного контроля;