Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41 школы с родителями. На вопрос «В школе налажена работа с родителями?»
61% родителей в целом согласны и только 4% не согласны.
Однако если мы обратимся к анализу содержания воспитания, равно как и к анализу содержания взаимодействия, то выяснится, что родители не представляют себе, в чем должно заключаться данное взаимодействие. На опрос «Что должна дать школа ребенку?» 28% опрошенных ответили, что задатки здоровья, 35% - сориентировать на общечеловеческие ценности, 25% - научить общению, 12% - развивать творческие способности. На вопрос «Какую роль Вы отводите себе во взаимодействии со школой?» 48 % родителей хотели бы помочь.
Тем не менее, из-за низкого уровня педагогических знаний, родители не знают, в чем заключается данная помощь. Кроме того, родители делят зоны ответственности – воспитание в большинстве своем становится достоянием семьи и лишь в ряде социальных функций передается школе.
Как следствие, наблюдается непонимание самой сути процесса совместного воспитания и неготовности помогать школе в становлении личности.
Вторым этапом стало осуществление опроса педагогов по сути взаимодействия с родителями. Для педагогов также была составлена анкета.
Ответы на вопросы представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты опросапедагогов по взаимодействию учителя с родителями обучающихся
Вопросы
Ответы
1. Какие формы работы с семьей Вы используете?
Личные консультации (2 чел.)
Родительские собрания (4 чел.)
Общение по телефону (3 чел.)
Уголок для родителей
(1 чел.)
2. Уверены ли Вы, что
Ваше взаимодействие с семьей является результативным?
Да (1чел.)
Нет (3 чел.)
42 3.Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности школы, класса?
Да (1 чел.)
Нет (3 чел.)
Вопросы
Ответы
4. Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников?
Да (1 чел.)
Нет (3 чел.)
5. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями.
Воспитание (1 чел.)
Обучение (3 чел.)
6. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?
Индифферентное, главное, чтобы не мешали (1чел.)
Уважительное, помощь по силам (3 чел.)
Проанализировав ответы педагогов, можно говорить о том, что и у них наблюдается противоречивое отношение к взаимодействию с родителями.
Одна из форм работы учителя с семьей – общение по телефону (3 чел.).
Большинство учителей (3 чел.) не уверены в том, что взаимодействие с семьей принесет положительные результаты. Поэтому 3 педагогаотмечают факт аморфности при взаимодействии – речь идет о том, что учителя не привыкли к тому, что родители принимают участие в жизнедеятельности школы.
Фактически учителя сами делают ставку на обучение (3 чел.), а не на воспитание (1 чел.), что, очевидно, сказывается на взаимодействии с родителями. Вместе с тем во взаимодействии заинтересована большая часть педагогов (3 чел.).
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о необходимости создания программы взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся, направленную на оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной воспитательно-
43 образовательной среды школы, и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, егосоциализации в условиях образовательного учреждения.
2.2. Программа взаимодействия учителя начальных классов
с родителями обучающихся
Необходимость и важность взаимодействия семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители - первые и основные учителя ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. «Все мы родом из детства», «Все - и хорошее, и плохое - человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны всем.
Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важной средой формирования личности и главным институтом воспитания, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за создание определённого образа жизни.
Работа школы по обучению детей во многом зависит от того, как она взаимодействует с семьей в этом процессе. Доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие трудности во взаимоотношениях с окружающими.
Дети, родители, педагоги - члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от их взаимодействия. Отношения между учителями и родителями должны быть прочными и всесторонними, особенно, что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте формируется не только интеллект, но и главные нравственные качества.
Проблема взаимоотношений школы с родителями обучающихся, наверно, существует столько времени, сколько существует и само школьное образование. Безусловно, школа накопила огромный опыт сотрудничества с семьями, сложились определённые традиции. Наш опыт работы по данной
44 проблеме позволил разработать собственную программу взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Актуальность программы обусловлена тем, чтов настоящее время вроссийском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.
Согласно Закону «Об образовании в РФ» родители являются сегодня полноценными участниками образовательного процесса.Главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Но родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит положительных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится негативное окружение, что приводит к «выходу ребенка из-под влияния семьи».
Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи.
Существует целый ряд проблем во взаимодействии учителя начальных классов с родителями обучающихся:
- Как найти подход к каждой семье и оказать необходимую помощь?
-Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?
- Как скоординировать работу всех служб на благо семьи?
45
-Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками всего учебно-воспитательного процесса в классе вместе с учителями?
-Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов?
Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.
В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна современной школе, современному обществу, особенно работа учителя начальных классов.
У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны. Ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без взаимодействия с семьей.
Цель программы
1 2 3 4 5
- совершенствование взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Достижение поставленной цели направлено на решение следующих задач:
формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности обучающегося с учётом интересов, склонностей и состояния здоровья детей;
проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов: психолога, социального педагога;
организовывать совместную деятельность детей и родителей.
Сформулированные цель и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.
1. Родительские собрания - 1-2 раза в четверть.
2. Индивидуальные беседы - по мере необходимости.
46 3. Консультации (индивидуальные и по группам) - 1 раз в неделю.
4. Совместная деятельность родителей и детей класса – 1-3 раза в четверть:
- привлечение родителей к проведению праздников;
- привлечение родителей к организации экскурсий;
- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете.
5. Работа классного родительского комитета – 1 раз в месяц.
6. Участие родителей в работе общешкольного родительского комитета и
Попечительского совета – 1 раз в четверть.
7. Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года.
Срок реализации программы – 1 год.
Участники–обучающиеся 2 класса и их родители.
Основные направления. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме
«школа – семья».
В нашей программе это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
педагогическое просвещение;
привлечениешкольных специалистов: психолога и социального педагога;
практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
Педагогическое просвещение родителей.Главным направлением взаимодействия учителя начальных классов и родителей обучающихся является просвещение по вопросам педагогики.
Родители должны быть в курсе школьной жизни своего ребенка, знать о
47 его достижениях и трудностях, о событиях, происходящих в классе и школе, участии в них детей и родителей.
Информированность родителей способствует формированию положительного отношения к школе, помогает лучше узнать ребенка с разных позиций, предупредить назревающие конфликты и негативные поступки, выработать единые согласованные требования семьи и школы, а так же является своеобразным стимулом для участия в различных делах.
Планируемые мероприятия в рамках данного направления:
1. Собрание-праздник «Снова вместе!»
Цель: формировать нравственную культуру детей и родителей и способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.
2. Родительский педагогический тренинг «Первые уроки школьной отметки».
Цель:показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка, формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
3. Собрание-конкурс «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка».
Цель:познакомить родителей с результатами развития читательских умений обучающихся класса, развивать интерес к формированию у обучающихся желания читать книги.
4. Творческий отчёт по предметам «День открытых дверей».
Цель: демонстрация достижений учащихся и педагога родителям и коллективу педагогов школы.
5. Дискуссионный клуб «О разумной родительской любви»
Цель: средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви.
48 6. Родительско-ученический капустник «Праздники и будни нашей жизни»
Цель:формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей;развивать чувство юмора у детей и родителей, уважение друг к другу.
Безусловно, один учитель не сможет справиться c проблемами, да и не нужно это делать одному. Необходимо привлекать специалистов различных направлений: психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций, учителей-предметников.
Привлечение школьных специалистов: психолога и социального педагога.
Главным назначением работы является оказание родителям психолого - педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания, в преодолении конфликтных ситуаций, профилактике вредных привычек.
В этом же направлении ведется работа с социально-неблагополучными семьями, а также работа, направленная на оказание поддержки семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Планируемые мероприятия в рамках данного направления:
1. Дискуссия с элементами лекции с привлечением социального педагога и врача «Безопасность детей в сети Интернет. Родители – и дети вместе в интернете».
Цель:рассказать родителям о правилах общения в Интернете; ознакомить с источниками информации по проблеме безопасности ребёнка в Интернете.
2. Круглый стол с привлечением психолога «Как помочь ребёнку хорошо учиться».
Цель:выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
49 3. Собрание-практикум с привлечением психолога «Гармония общения – залог психоэмоционального состояния ребёнка. Диалоги о дисциплине».
Цель:в совместном разговоре попытаться выяснить причины недисциплинированности детей и способы воспитания дисциплины.
4. Беседа с привлечением социального педагога «Профилактика правонарушений обучающихся».
Цель: обсудить с родителями правонарушения обучающихся;повысить контроль со стороны родителей за обучающимися.
Взаимодействиеучителя начальных классов с родителями обучающихся предполагает включение семей в воспитательный процесс, в учебно- познавательную, общественно-значимую деятельность, организацию разнообразной и интересной жизни через систему совместных мероприятий, создание единого коллектива.
Практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
Взаимодействие с родителями и детьми осуществляется через формы:
- познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, недели наук и др.);
- трудовой деятельности (оформление кабинета, создание классной библиотеки, трудовой десант и др.);
- спортивной деятельности (дни здоровья, спортивные семейные праздники, походы, мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни);
- досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов, соревнования, конкурсы, поездки, походы и др.).
Любое совместное творческое дело организуется и строится по алгоритму:
замысел;
определение цели;