Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
3. Рассмотрите и запомните, как склоняются числительные 40, 90, 100.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. | сорок сорока сорока сорок сорока сорока | девяносто девяноста девяноста девяносто девяноста девяноста | сто ста ста сто ста ста |
4. Употребление собирательный числительных
Слова двое, трое, четверо и т.д. употребляются:
а) с существительными, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое юношей (нельзя сказать: трое девушек);
б) с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении человек): двое людей, четверо незнакомых лиц;
в) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое суток, четверо щипцов (начиная с числительного пятеро, обычно употребляется количественное числительное: пять суток, шесть щипцов);
г) с существительными, обозначающими детенышей животных (трое волчат, двое котят);
д) с личными местоимениями мы, вы, они (их трое, нас было четверо).
5. Особенности употребления составных числительных
При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т.е. 32, 33, 34 и т.п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму И.п. и В.п. заменять другими оборотами. Так нельзя сказать двадцать три (трое) суток и т.п., надо говорить: прошло двадцать три дня, поставлены качели в количестве двадцати четырех штук и т.п. Слова такого типа не сочетаются и с числительными оба, обе, пара. Нельзя сказать у обоих ворот, следует говорить: у тех и других ворот.
Составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре сохраняют форму И.п., когда сочетаются с названиями одушевленных предметов: принять двадцать три посетителя (а не двадцать трех посетителей).
6. Правильно склоняйте числительные полтора, полторы, полтораста.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. | полтора – м.р., ср.р. / полторы – ж.р. полутора полутора полтора – м.р., ср.р. / полторы – ж.р. полутора полутора |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. | полтораста полутораста полутораста полтораста полутораста полутораста |
При сочетании числительного полтора с существительным прилагательное ставится в форме множественного числа: полтора полных (мн.ч.) мешка.
Числительное полтора в сочетании со словом сутки требует формы по'лтора суток (пробыли там по'лтора суток).
7. Особенности употребления дробных числительных
В сочетании существительного и дробного числительного существительное управляется дробью, а не целым числом: 20,3 процента (а не …процентом).
-
Морфологические нормы глаголов и глагольных форм
1. Глаголы, оканчивающиеся на – ся, нельзя использовать в речи, если в тексте не разводятся четко два значения: а) страдательное, указывающее, что кто-то испытывает на себе чужое воздействие; б) возвратное, свидетельствующее о том, что кто-то направляет действие сам на себя. Совпадение этих значений в речи создает иногда неясность смысла: Я вчера стиралась – сама себя стирала? Ребята кидались шишками – сами в себя кидали? В этих случаях необходимо заменить форму с –ся другим глаголом.
В подобной правке не нуждаются только научные тексты, в которых необходимо подчеркнуть значение самого действия или процесса, а не его производителя, а также если требуется обратить внимание на объект действия, а не на субъект: В книге изучаются …., Факты являются… и т.д.
2. В литературном языке не употребляются формы 1 лица ед. ч. настоящего или будущего времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, висеть, пылесосить и др. Вместо этих сочетаний лучше употреблять описательный оборот (я одержу победу).
3. В русском языке при образовании глаголов несовершенного вида (что делать?) с помощью суффиксов –ыва- , -ива- от глаголов совершенного вида (что сделать?) наблюдается чередование корневых гласных О / А.
Например, затронуть – затрагивать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, усвоить – усваивать, удвоить – удваивать, удостоить – удостаивать и др.
На сегодняшний день в глаголах несовершенного вида норма признает приоритетный корневой А.
Список исключений: опозоривать, обусловливать (и доп. обуславливать), подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, уполномочивать, озабочивать, обеспокоивать, опошливать, приохочивать, разрознивать, сморщивать, обезболивать, ускоривать, отсрочивать, сосредоточивать (и доп. сосредотачивать).
4. Рекомендуются формы полощет, плещет, машет, колышет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет
(а не : полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет – формы разговорные и просторечные).
5. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения: высунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, уведомь, закупорь, лакомься, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.
6. Необходимо правильно образовывать действительное причастие настоящего времени (суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-), чтобы не допускать появления таких слов, как искающих. Для предупреждения ошибок необходимо последовательно показать образование причастия: искать – они ищ-ут – ищ-ущ-ий (окончание глагола –ут заменяется суффиксом причастия –ущ).
7. Неправильны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида со значением будущего времени, которое у них по норме отсутствует (неверно: сделать - сделающий, вздумать - вздумывающий и т.д.).
Также ошибочны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в условном наклонении причастий не образуют (неверно: общение, зависевшее бы от ситуации).
8. Правильно образовывайте от глаголов с суффиксом –ну- следующие причастия:
а) сохраняйте суффикс –ну- в причастиях, образованных от глаголов без приставок (мокнувший, слепнувший);
б) устраняйте суффикс в причастиях, образованных от глаголов с приставками (промокший, прилипший, ослепший).
9. Соблюдайте временную соотнесенность у глаголов и причастий с другими членами предложения (Неправильно: Опытный врач-психиатр консультирует, проводит лечение у себя дома или приедет к пациенту по вызову. Правильно: Опытный врач-психиатр консультирует, проводит лечение у себя дома или приезжает к пациенту по вызову.).
10. Соблюдайте видовую соотнесенность у глаголов и деепричастий с другими членами предложения (т.е. все глаголы должны отвечать на вопрос что делать? или что сделать?) (Неправильно: Надо помогать молодежи (что делать?) расти и (что сделать?) проявить свои способности. Правильно: Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности).
11. Существуют деепричастия с суффиксом –в и с суффиксом –вши. Современная норма требует употребления формы с суффиксом –в (написав, закрыв, нагнув). Формы с -вши- просторечны и разговорны.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие существуют морфологические нормы?
2. В каких случаях возникают трудности при определении рода существительных?
3. Какие существуют варианты форм множественного числа существительных?
4. Какие существуют варианты употребления падежных форм имен существительных?
5. Какие трудности могут возникнуть при употреблении форм прилагательных?
6. Каковы особенности употребления форм личных, притяжательных и вопросительных местоимений?
7. Каковы особенности употребления форм количественных числительных?
8. Какие стилистические ограничения свойственны собирательным числительным?
9. Что такое избыточные и недостаточные глаголы?
10. В каких формах глагола наблюдаются колебания норм?
11. Каковы особенности образования и употребления форм причастий и деепричастий?
Тема 6. Синтаксические нормы литературного языка
Синтаксические нормы устанавливают правила построение основных синтаксически единиц: словосочетания и предложения.
Ошибки могут возникнуть при неправильном управлении, когда в словосочетании зависимое слово ставится не в том падеже, которого требует главное слово. Назовем несколько трудных случаев.
1. Употребление предлогов:
1) предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только с дательным падежом (вопросы: кому? чему?): благодаря (чему?) реформам, согласно (чему?) приказу;
2) предлоги ввиду, вследствие управляют родительным падежом (вопросы: кого? чего?): ввиду (чего?) недостатка денег;
3) предлог ПО (в значении «после») употребляется с существительными и местоимениями (мы, вы) в предложном падеже (вопросы: о ком? о чем?) (по (о чем?) прибытии поезда, соскучились по (о ком?) нас/вас).
2. Ошибочное употребление предлога.
Одна из распространенных ошибок – употребление словосочетания с предлогом вместо словосочетания без предлога.
Например: мы увидели об этом по телевизору (нужно: мы увидели это по телевизору); он разъяснил о допущенных ошибках (нужно: он разъяснил ошибки).
Для того чтобы избежать ошибки, находите в словосочетании главное по смыслу слово и задавайте от него вопрос к зависимому слову.
Предложения с однородными членами
(* Однородные члены – это члены предложения, которые являются одной частью речи (существительными, прилагательными, глаголами и т.д.), отвечают на один и тот же вопрос и обозначают близкие по смыслу предметы, признаки, действия и т.д.).
1. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия (например, изучать музыку и болезни).
2. При двух или нескольких однородных членах ставится общее зависимое слово, только при условии, если эти однородные члены требуют одинакового падежа и предлога (например, читать (что?) и конспектировать (что?) книгу). Неправильными являются предложения, в которых общее зависимое слово имеется при однородных членах, требующих разного падежа (например, любить и увлекаться спортом – любить (что?), увлекаться (чем?)