Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
В синем море Волны плещут. В синем небе Звезды блещут (А.С. Пушкин).
Умолчание – намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается, что именно осталось невысказанным.
Эллипсис (от греч. elleipsis – опущение, недостаток) – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске (в речи или тексте) какого-либо подразумеваемого члена предложения (языковой единицы), придающая речи динамизм, живость. Например, Дан приказ ему на запад, Ей – в другую сторону (М.В. Исаковский); Тане – 5, а Вале – 3; Моя мать – врач.
Эпифора (от греч. epiphora – добавка) – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Например, Это есть художник Альтман, Очень старый человек. По-немецки значит Альтман – Очень старый человек (О.Э. Мандельштам).
Требования к поведению оратора:
Риторические позиции оратора в ходе выступления
Приемы привлечения внимания аудитории
Приемы поддержания внимания к тексту публичного выступления
Контактоустанавливающие речевые действия
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое выступление называется ораторским?
2. Перечислите основные типы устных публичных выступлений.
3. Каковы этапы подготовки ораторской речи?
4. Охарактризуйте структуру публичного выступления.
5. Чем должно определяться отношение оратора к аудитории?
6. Назовите основные выразительные приёмы. Приведите свои примеры.
Тема 14. Логика речи и принципы эффективной аргументации
Законы логики отражают закономерные процессы и явления объективного мира. В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей.
Аргументация публичного выступления
Аргументация – искусство подбора веских подтверждений сказанному, искусство ведения дискуссии; логическая операция, представляющая собой комбинирование суждений (умозаключений – элементов доказательства); логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком.
Структура аргументации
Тезис – главное положение, которое подлежит обоснованию.
Аргументы – доводы (комплекс доводов), необходимые для обоснования тезиса.
Демонстрация (способ доказательства) – логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.
Виды аргументов
Логические аргументы – доводы, отвечающие научному методу дедукции, методу движения от общего к частному. Логические аргументы обращены к разуму слушателей.
Психологические аргументы – доводы, которые апеллируют к чувствам (обещания, угрозы), эмоциям и потребностям человека, апеллируют к нравственным и морально-этическим нормам (сопереживание, отвержение и др.).
К сильным аргументам обычно относят:
Способы аргументации
Аргументация нисходящая – аргументация, в которой вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.
Аргументация восходящая – аргументация, в которой вначале оратор приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом.
Аргументация односторонняя – аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против».
Аргументация двусторонняя – аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против».
Аргументация дедуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» (от вывода к аргументам).
Аргументация индуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» (от аргументов к выводу).
Способы изложения материала (последовательный, параллельный, ступенчатый, исторический, концентрический)
Способ изложения материала – приемы, методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли.
Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности.
Ступенчатый способ (стадиальный) – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ изложения материала очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, но логике движения мысли.
Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам). Это способ поиска подтверждений высказанному ране обобщению.
Индуктивный способ (от лат. inductio – наведение) – изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания.
Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, конкретизируется, появляются новые факты, идеи. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её.
Метод аналогии – изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов), то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные логические законы.
2. Охарактеризуйте структуру аргументации.
3. Перечислите виды аргументов.
4. Расскажите о способах аргументации.
Тема 15. Логические и психологические приёмы полемики
В словаре современного русского литературного языка определены основные значения слова «спор»:
Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.
В русском языке есть и другие слова для обозначения явления «дискуссия», «диспут», «полемика», «дебаты», «прения». Довольно часто они употребляются как синонимы к слову «спор». В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях эти слова нередко служат и наименованиями отдельных разновидностей спора.
Дискуссией (лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Слово «диспут» (disputar – рассуждать, disputatio – прение) первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. В настоящее время в этом значении слово «диспут» не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.
Слово «полемика» (polemikos – означает «воинственный, враждебный). Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеются конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Следовательно, полемика отличается от дискуссии, диспута именно целевой направленностью. Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются: прийти к единому мнению;
Умолчание – намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается, что именно осталось невысказанным.
Эллипсис (от греч. elleipsis – опущение, недостаток) – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске (в речи или тексте) какого-либо подразумеваемого члена предложения (языковой единицы), придающая речи динамизм, живость. Например, Дан приказ ему на запад, Ей – в другую сторону (М.В. Исаковский); Тане – 5, а Вале – 3; Моя мать – врач.
Эпифора (от греч. epiphora – добавка) – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Например, Это есть художник Альтман, Очень старый человек. По-немецки значит Альтман – Очень старый человек (О.Э. Мандельштам).
Оратор и его аудитория
Требования к поведению оратора:
-
обаяние; -
артистизм; -
уверенность; -
дружелюбие; -
искренность; -
объективность; -
заинтересованность; -
увлеченность.
Риторические позиции оратора в ходе выступления
-
Позиция информатора (чистое изложение материала). -
Позиция комментатора (дополнительные сведения и личные оценки). -
Позиция собеседника (диалогизация). -
Позиция советчика (расставление акцентов). -
Позиция эмоционального лидера.
Приемы привлечения внимания аудитории
-
Обращение к событию, времени, месту. -
Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми. -
Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации. -
Риторический вопрос. -
Ссылка на свое эмоциональное состояние. -
Возбуждение любопытства. -
Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из собственной жизни, демонстрация какого-либо предмета. -
Цитирование знакомого высказывания, точки зрения знаменитости. -
Исторический эпизод. -
Постановка проблемного вопроса и ответ на него. -
Изложение цели и задачи выступления. -
Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.
Приемы поддержания внимания к тексту публичного выступления
-
Закон края. -
Вопросы к аудитории. -
Организация дискуссии. -
Обращение к отдельным слушателям. -
Авансирование. -
Неожиданное краткое отвлечение от темы. -
Демонстрация предмета. -
Приближение к слушателям. -
Развлекательные элементы во второй части выступления.
Контактоустанавливающие речевые действия
-
Формулы этикета (приветствия, прощания, обращения, комплименты). -
Визуальный контакт. -
Техническая организация текста (интонирование, акцентирование, использование логических ударений и т.д.). -
Метатекстовые конструкции (в начале выступления…, в заключении…, во-первых…, во-вторых и т.д.) -
Личностный тип общения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое выступление называется ораторским?
2. Перечислите основные типы устных публичных выступлений.
3. Каковы этапы подготовки ораторской речи?
4. Охарактризуйте структуру публичного выступления.
5. Чем должно определяться отношение оратора к аудитории?
6. Назовите основные выразительные приёмы. Приведите свои примеры.
Тема 14. Логика речи и принципы эффективной аргументации
Законы логики отражают закономерные процессы и явления объективного мира. В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей.
-
Закон тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна (неизменна) самой себе, то есть иметь устойчивое основание. -
Закон непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, только одно из них. -
Закон достаточного основания – всякая мысль признается истиной, если она имеет достаточное основание, то есть должна быть достаточно обоснованной. -
Закон исключенного третьего – утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.
Аргументация публичного выступления
Аргументация – искусство подбора веских подтверждений сказанному, искусство ведения дискуссии; логическая операция, представляющая собой комбинирование суждений (умозаключений – элементов доказательства); логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком.
Структура аргументации
Тезис – главное положение, которое подлежит обоснованию.
Аргументы – доводы (комплекс доводов), необходимые для обоснования тезиса.
Демонстрация (способ доказательства) – логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.
Виды аргументов
Логические аргументы – доводы, отвечающие научному методу дедукции, методу движения от общего к частному. Логические аргументы обращены к разуму слушателей.
Психологические аргументы – доводы, которые апеллируют к чувствам (обещания, угрозы), эмоциям и потребностям человека, апеллируют к нравственным и морально-этическим нормам (сопереживание, отвержение и др.).
К сильным аргументам обычно относят:
-
научные аксиомы; -
положения законов и официальных документов; -
законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; -
заключения экспертов; -
ссылки на признанные авторитеты; -
цитаты из авторитетных источников; -
показания очевидцев; -
статистические данные.
Способы аргументации
-
Нисходящий или восходящий способ. -
Односторонний или двусторонний способ. -
Дедуктивный или индуктивный способ.
Аргументация нисходящая – аргументация, в которой вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.
Аргументация восходящая – аргументация, в которой вначале оратор приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом.
Аргументация односторонняя – аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против».
Аргументация двусторонняя – аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против».
Аргументация дедуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» (от вывода к аргументам).
Аргументация индуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» (от аргументов к выводу).
Способы изложения материала (последовательный, параллельный, ступенчатый, исторический, концентрический)
Способ изложения материала – приемы, методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли.
Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности.
Ступенчатый способ (стадиальный) – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ изложения материала очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, но логике движения мысли.
Дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам). Это способ поиска подтверждений высказанному ране обобщению.
Индуктивный способ (от лат. inductio – наведение) – изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания.
Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, конкретизируется, появляются новые факты, идеи. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её.
Метод аналогии – изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов), то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные логические законы.
2. Охарактеризуйте структуру аргументации.
3. Перечислите виды аргументов.
4. Расскажите о способах аргументации.
Тема 15. Логические и психологические приёмы полемики
В словаре современного русского литературного языка определены основные значения слова «спор»:
-
Словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. -
Взаимное притязание на владение, обладание чем-либо, разрешаемое судом. -
Переносное. Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи). Состязание, соперничество.
Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.
В русском языке есть и другие слова для обозначения явления «дискуссия», «диспут», «полемика», «дебаты», «прения». Довольно часто они употребляются как синонимы к слову «спор». В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях эти слова нередко служат и наименованиями отдельных разновидностей спора.
Дискуссией (лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Слово «диспут» (disputar – рассуждать, disputatio – прение) первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. В настоящее время в этом значении слово «диспут» не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.
Слово «полемика» (polemikos – означает «воинственный, враждебный). Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеются конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Следовательно, полемика отличается от дискуссии, диспута именно целевой направленностью. Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются: прийти к единому мнению;