Файл: Школа гуманитарных наук учебнометодический комплекс дисциплины русский язык и культура речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Этапы подготовки текста к публичному выступлению
-
Записать мысли о предмете выступления (по Карнеги). -
Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления. -
Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления. -
Составить план выступления. -
Написать текст публичного выступления, оценить непротиворечивость текста. -
Проверить логику изложения.
-
Этапы подготовки к выступлению
Этапы подготовки к выступлению (по Х. Леммерману)
1. Выбор темы и формулирование «рабочего» названия выступления
1. Сбор материала
2. Сбор материала
2. Отбор материала и его организация
3. Составление рабочего плана
3. Обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала)
4. Написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана
4. Первая редакция ключевых слов (предварительная редакция)
5. Написание вступления и заключения
5. Стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении)
6. Редактирование текста выступления
6. Формулирование вступления и заключения
7. Запоминание основного плана выступления
7. Общий контроль
8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на магнитофон и т.п.)
8. Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция)
9. Мысленное освоение
10. Риторическое освоение (проба речи)
Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему: 1) выбор темы; 2) сбор материала; 3) составление рабочего плана; 4) написание введения и заключения; 5) краткий просмотр всего текста (для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления).
Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям слушающей аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.
Композиция публичного выступления
Композиция публичного выступления включает: вступление, основную часть, заключение.
Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркивается актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.
Основные функции вступления:
-
контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями); -
проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части).
Вступление вводит слушателей в сущность основного вопроса и психологически подготавливает их к восприятию речи, поэтому рекомендуется начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, можно использовать цитату, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. Также начать выступление можно образом, символом, аллегорией, комплиментом слушателям, интересной историей, случаем из жизни. Пробуждает интерес к выступлению и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы к аудитории.
Во вступлении нельзя извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более если аудитория оратору не знакома.
Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, подводятся необходимые промежуточные выводы.
В главной части можно наблюдать основное правило композиции: логическую последовательность и стройность изложения материала. Очень важно расположить материал таким образом,
чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Задача оратора – умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.
Заключение – важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.
Недопустимо в конце выступления:
-
извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; -
обрывать речь без заключения и уходить; -
заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.
Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.
Варианты допустимых концовок:
-
цитата, -
призыв к действию, -
крылатое выражение, -
иллюстрация, -
комплимент аудитории, -
благодарность за внимание.
Выразительные средства языка
Тропы (от греч. tropos – поворот, оборот, оборот речи, прием, образ) – такие обороты речи (согласно длительной традиции, понятие поэтики и стилистики), которые основываются на употреблении слов в переносном значении и используются для усиления выразительности речи говорящего или пишущего.
Метонимия (от греч. metonymia – переименование) – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен. Например, театр рукоплескал – вместо публика рукоплескала.
Синекдоха (от греч. synekdoche – соотнесение), как разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения; название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот. Например, Пропала моя головушка – вместо – Я пропала.
Гипербола (от греч. hyperbola – преувеличение) – троп речи, образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Например, река крови.
Литота (от греч. litotes – простота) – 1) троп речи, заключающийся в определении какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного; отрицание признака, не свойственного объекту, т.е. своего рода «отрицание отрицания»; 2) намеренное преуменьшение. Например, 1) небесполезный; 2) мужичок с ноготок.
Ирония (от греч. eironeia – притворство) – троп, состоящий в уподоблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.
Фигурыречи – в общем случае любые обороты речи, отступающие от естественной нормы.
Аллитерация (от лат. ad – к, при и littera – буква) – фигура речи, стилистический прием, заключающийся в повторении одинаковых согласных звуков или звукосочетаний. Например, Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой (А.С.Пушкин).
Анафора (от греч. anaphora) – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же звуков, слов, синтаксических или ритмических элементов в начале каждого параллельного ряда.
Антономасия – замена в высказывании нарицательного имени именем собственным.
Градация (от лат. gradation – постепенное повышение) – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания
, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления. Например, Не жалею, не зову, не плачу… (Есенин).
Именительный представления – простая, но эффективная фигура речи: фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже (или именного словосочетания), которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением.
Инверсия (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усиления выразительности речи. Например, Интересную книгу я вчера видел; Играет и воет, как зверь молодой, завидевший пищу из клетки железной (А.С. Пушкин).
Каламбур (от франц. calembour) – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. Например, Осип охрип, а Архип осип.
Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.
Оксюморон (от греч. oxymoron остроумно-глупое) – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например, живой труп (Л. Толстой); жар холодных числ (А. Блок).
Парадокс (от греч. paradokos – неожиданный, странный) – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, но при наиболее внимательном рассмотрении – верное, по крайней мере, в каких-то условиях.
Парцелляция – фигура речи, особое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Например, И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь (П.Г. Антокольский)
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (тождественное или сходное расположение элементов речи). Например,