Файл: Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению преступлений и административных правонарушений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 389

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При этом целесообразно больше внимания уделять выявлению и постановке на учет бытовых правонарушителей; принятию превентивных мер, предусмотренных действующим законодательством; взаимодействии с дежурной частью по реагированию на сообщения граждан о бытовых правонарушениях; соблюдению сроков рассмотрения жалоб и заявлений о бытовых правонарушениях и его качеству; состоянию выявления причин и условий совершения тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан в сфере быта; мерам, принятым по их устранению.

Непосредственно работу участковых уполномоченных полиции по предупреждению бытовых правонарушений организует начальник территориального органа МВД России , или заместитель начальника отдела (отделения) полиции, начальника ОУУП, заместитель начальника отдела (отделения) полиции в составе территориального органа МВД России.

В их обязанности входят:

  1. подготовка предложений для включения в план работы территориального органа МВД России , координационно-методического совета но профилактике преступлений: обеспечение взаимодействия старших участковых уполномоченных полиции и участковых уполномоченных полиции с работниками уголовного розыска, следствия, другими службами территориального органа МВД России, общественными формированиями правоохранительной направленности в работе по предупреждению бытовых правонарушений;

  2. обучение участковых уполномоченных полиции формам и методам предупреждения бытовых правонарушений;

  3. контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных месячными планами работы, составляемыми участковыми уполномоченными полиции, а также за эффективностью проводимой ими индивидуально-предупредительной и профилактической работы с бытовыми правонарушителями;

  4. принятие мер к устранению выявленных недостатков.

На административных участках организацию работы участковых уполномоченных полиции по предупреждению бытовых преступлений и правонарушений осуществляет старший участковый уполномоченный полиции.

В этих целях он, с учетом плана работы территориального органа МВД России, сложившейся оперативной обстановки на административном участке разрабатывает конкретные мероприятия по предупреждению бытовых правонарушений, включая их в месячные и ежедневные планы подчиненных участковых уполномоченных полиции, контролирует их выполнение; обобщает и анализирует
результаты работы подчиненных участковых уполномоченных полиции в борьбе с антиобщественными проявлениями в сфере быта, принимает меры к устранению выявленных недостатков, организует в рамках своих полномочий взаимодействие участковых уполномоченных полиции с сотрудниками других служб территориального органа МВД России и общественностью в работе по предупреждению бытовых правонарушений на данном административном участке, обеспечивает своевременность, полноту и надлежащее качество рассмотрения участковыми уполномоченными полиции писем, жалоб, заявлений граждан и сообщений должностных лиц о бытовых правонарушениях.

Предупреждение преступлений против личности, совершаемых на почве семейно - бытовых конфликтов, относится к числу сложных практических проблем.

Поводами совершения данных преступлений служат ссоры, скандалы, драки, неприязненные взаимоотношения на почве семейных неурядиц и жилищно-бытовых конфликтов, которые зачастую носят продолжительный характер. Они обычно назревают постепенно и в начале находятся в латентном (скрытом) состоянии.

Между тем подавляющее большинство преступлений в семье, в том числе и повторных, как свидетельствуют материалы уголовных дел, совершаются в условиях очевидности: им предшествуют длительные конфликты, обычно хорошо известные окружающим и проявляющиеся в действиях, которые создают правовую основу для вмешательства участкового уполномоченного полиции.

Профилактика бытовых правонарушений заключается в выявлении лиц с противоправным поведением в быту, наблюдении за поведением и образом жизни, своевременном принятии к ним мер правового воздействия, устранении обстоятельств, вызывающих конфликты и способствующих их перерастанию в тяжкие преступления против жизни и здоровья граждан.

Участковые уполномоченные полиции выявляют данных лиц на основании анализа сведений об их противоправном поведении в быту.

Они выявляются из числа лиц:

  • освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых имеется информация об отрицательном поведении в быту;

  • осужденных за бытовые преступления условно, либо с отсрочкой исполнения приговора;

  • привлеченных к административной ответственности за мелкое хулиганство в быту;

  • проходивших по материалам о бытовых правонарушениях, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;

  • в отношении которых в территориальные органы внутренних дел поступили жалобы и заявления об их противоправном поведении в быту;

  • состоящих на учете в психоневрологических диспансерах;

  • хронических алкоголиков и наркоманов, содержателей притонов;

  • проходящих по делам частного обвинения;

  • неблагополучных семей и родителей, обсуждавшихся на комиссиях по делам несовершеннолетних за аморальное поведение в быту.


Информация о вышеперечисленных и других лицах содержится в соответствующих номенклатурных делах территориальных органов внутренних дел, а также паспортах на участки, паспортах на дома, картотеках, ведущихся на участковых пунктах полиции. Кроме того, необходимые сведения можно получить при комплексной профилактической обработке обслуживаемой территории, а также поквартирных обходах.

Наряду с этим целесообразно проводить работу по инициативному выявлению граждан, от которых можно ожидать совершения тяжких насильственных преступлений в быту, на ранней стадии их проявления, с использованием всех возможных источников информации, которая должна поступать от сотрудников других служб органов внутренних дел, а также представителей общественности.

В целях увеличения эффективности профилактического воздействия на бытового правонарушителя нужно предварительно его изучить.

Для этого участковый уполномоченный полиции выясняет о нем следующие данные:

  • социально - демографическая характеристика (возраст, образование, род занятий, семейное положение, состав семьи, наличие несовершеннолетних детей, жилищные условия);

  • состояние здоровья, психические отклонения, черты характера, культурный уровень, отношение к членам семьи, соседям, поведение в быту, по месту работы, антиобщественные интересы и стремления;

  • противоправное поведение в прошлом и меры реагирования правоохранительных органов;

  • продолжительность конфликта в быту и условия, его волнующие, особенности поведения в конфликтных ситуациях.

При необходимости могут выявляться и другие обстоятельства, характеризующие проверяемого и его поведение, имеющие значение для последующей профилактической работы.

Наиболее полно семейно-бытовые нарушения, как показывает анализ практики, могут выявляться путем изучения документов и в процессе общения участкового уполномоченного полиции с гражданами, проживающими на обслуживаемой территории. Работая с документами, участковым уполномоченным необходимо, прежде всего, постоянно обращаться к таким источникам информации как обращения граждан и должностных лиц, материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, материалы, поступающие от следователей, органов дознания, учреждений уголовно - исполнительной системы, судов, а также материалы дел об административных правонарушениях.


Полученные в ходе исследования проверяемого и его окружения сведения участковый уполномоченный полиции подвергать анализу, определяя антиобщественную направленность его личности, неблагополучные условия жизни и оценивая возможность совершения бытового правонарушения.

Эффективность индивидуальной профилактики бытовых преступлений и административных правонарушений может быть достигнута участковым уполномоченным полиции на основе скрупулезного ежемесячного планирования, реализации следующих мероприятий: наблюдение за поведением и образом жизни бытового правонарушителя в семье и в быту; оказание ему помощи в нормализации семейно-бытовых отношений, устройство его на лечение и т.д.: устранение обстоятельств, вызывающих конфликты в семье и быту; своевременное реагирование на правонарушения в быту1.

При обнаружении у правонарушителя психических отклонений, не влекущих принудительной госпитализации, работу с ним необходимо планировать с учетом рекомендаций психиатра.

Практикой выработано многообразие специальных предупредительных мер. Применительно к профилактической работе участкового уполномоченного полиции можно выделить основные методы, которые целесообразно применять в целях предупреждения насильственных преступлений и административных правонарушений со стороны участников бытовых конфликтов.

Метод убеждения, формой реализации которого является профилактическая беседа. Она должна быть простой, доходчивой и активно воздействовать на бытового правонарушителя: убеждать его в прекращении антиобщественного поведения и возможных последствиях для него и семьи.

В процессе реализации данного метода, исходя из складывающейся обстановки, необходимо также принимать следующие меры:

  1. защищать граждан, очутившихся под угрозой насилия опасного для их жизни или здоровья;

  2. удалять с места происшествия посторонних граждан, не зарегистрированных в данной квартире, доме, а также ограждать несовершеннолетних лиц от участия в разбирательстве;

  3. направлять в психиатрические учреждения лиц, страдающих психическими отклонениями и пребывающих в состоянии обострения болезненных процессов;

В случаях, когда все средства убеждения использованы, но сохраняется угроза жизни, здоровью, оздоровлению обстановки должно способст
вовать неотложное реагирование путем применения мер принуждения.
Такое реагирование состоит в своевременном использовании к профилактируе
мых превентивных мер воздействия, предусмотренных действующим законодательством, в зависимости от характера совершенных им правонарушений.

Наиболее часто используется доставление в дежурную часть полиции конфликтующих, по письменному заявлению проживающих с ними граждан, если есть основания полагать, что поведение конфликтующих представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества.

Анализ практики показывает, что совершению тяжких преступлений против личности в бытовой сфере зачастую предшествует противоправное поведение виновных, предусмотренное иными статьями Особенной части УК РФ, а также совершаемые ими административные правонарушения.

Речь, прежде всего, идет о преступлениях, предусмотренных ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои); ст. 117 УК РФ (истязание); ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинения тяжкого вреда здоровью).

Характерно, что подобные противоправные действия совершаются преступниками неоднократно. Они, как правило, становятся известными окружающим гражданам, представителям общественности, а иногда и сотрудникам правоохранительных органов. Последние, однако, не всегда должным образом реагируют на такое противоправное поведение. Между тем, своевременное привлечение виновных к уголовной ответственности могло бы предотвратить совершение ими тяжких насильственных преступлений.

Фактическая безнаказанность в подобных случаях выступает как существенный криминогенный фактор.

Изложенное позволяет сделать ряд выводов:

- под бытовыми насильственными преступлениями следует понимать умышленное посягательство на жизнь, здоровье, свободу, половую неприкосновенность, нормальное развитие несовершеннолетних лиц, не достигших половой зрелости совершенное по бытовым мотивам из-за неприязненных отношений между виновными и потерпевшими.

- профилактика бытовых преступлений заключается в выявлении лиц с противоправным поведением в быту, наблюдении за поведением и образом жизни, своевременном принятии к ним мер правового воздействия, устранении обстоятельств, вызывающих конфликты и способствующих их перерастанию в тяжкие преступления против жизни и здоровья граждан.

- обязательным условием эффективного предупреждения совершения тяжких бытовых преступлений является своевременное реагирование и привлечение виновных к ответственности по ст.ст.