Файл: Учебники информ2000. рфuchebniki shtml.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 803

Скачиваний: 59

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

112 2. Оценка качества альтернативных вариантов коммуникационных аргументов
1
Все группы знакомятся с коммуникационными аргументами, которые разработаны другими группами, участвующими в деловой игре, и проводят по изложенной ниже методике их оценку. После проведенной оценки комиссия из представителей всех групп рассчитывает среднюю оценку по каждому альтернативному варианту коммуникационного аргумента. При проведении данного расчета при наличии в каждой аудитории более четырех групп) не учитывается одна минимальная и одна максимальная оценка каждого коммуникационного аргумента.
3. Разработка вариантов коммуникационного обращения на основе лучшего аргумента. Каждая группа по указанию руководителя деловой игры разрабатывает один или несколько вариантов коммуникационного обращения к персоналу на основе того аргумента, который получил максимальное количество баллов. Коммуникационное обращение может иметь форму устного выступления менеджера перед персоналом, информационной записки, приказа или распоряжения.
4. Выбор лучшего коммуникационного обращения из альтернативных вариантов. Оценка альтернативных вариантов коммуникационных обращений производится на основе методики, изложенной в описании соответствующего этапа, по тем же принципам, что и оценка альтернативных вариантов коммуникационных аргументов. Этап 1. Разработка вариантов коммуникационного аргумента.
1.1. Основной информацией для принятия первоначального решения о подходах к выбору аргумента являются результаты опроса разработчиками всех остальных участников игры. Программные вопросы анкеты задаются участникам руководителем деловой игры. Эти вопросы могут носить следующий характер.
1. Какие аспекты управленческого решения вы одобрили бы и какие нет
2. Какие достоинства и недостатки имеет данное управленческое решение
3. Сталкивались ли вы раньше с подобными решениями проблемы и каковы были их итоги и т.п.
1.2. На основе подобных программных вопросах разработчиками формируются конкретные тест-вопросы и формируется анкета.
1
На втором и четвертом этапах рабочие группы не имеют права давать оценки собственным разработкам коммуникационных аргументов и обращений. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
ъ Полученные в результате опроса данные интерпретуются и анализируются. Организация анализа строится по принципу какого рода потребности персонала затрагивают тот или иной аргумент. Условно для данной деловой игры потребности персонала можно в сокращенном виде классифицировать следующим образом материальные — управленческое решение при его реализации дает возможность повысить уровень оплаты труда психологические — трудовая деятельность станет более эмоциональной, те. процесс труда будет вызывать положительные эмоции безопасности — снижается угроза увольнения, падение уровня жизни и т.п.; социальные — улучшается социально-психологический климат в коллективе комфортные — создание более приятных для персонала условий труда. Весьма ценным источником информации для нахождения аргумента является также различная справочная литература. Руководитель деловой игры может заранее подготовить несколько справочников, откуда, обладая несложными навыками общения с подобной литературой, разработчики могут извлечь, также как и из опроса, интересные аргументы.
1.3. Выбирается тип стратегии, те. направления воздействия коммуникационного аргумента на потенциального потребителя. При этом можно использовать для одного коммуникационного аргумента только одну стратегию из пяти альтернативных вариантов А — показатель, что принимаемое управленческое решение не уступает по своей эффективности традиционному для персонала способу устранения данной проблемы В — показатель, что традиционный способ решения подобной проблемы не лучше предлагаемого менеджером С — изменение первоначальное мнение персонала о негативных аспектах управленческого решения
D — обращение внимание персонала нате вероятные аспекты практической реализации решений, которые в положительном плане не сразу проявляются в сознании людей Е — доказательство, что принимаемое управленческое решение — единственный возможный выход из создавшейся ситуации.
1.4. В виде текста оформляется рекламный аргумент, ориентированный по своему содержанию
1) на одну (в исключительных случаях — несколько) цель коммуникационного обращения
2) на одну потребность персонала, удовлетворяемую управленческим решениям
3) на одну стратегию. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml


114 1.5. Результатом работы участников деловой игры являются несколько вариантов коммуникационного аргумента, которые необходимо размножить с помощью любых технических средств в количестве экземпляров
N = (a
1
+ a
2
) +1, если все участники деловой игры разрабатывают одно и тоже коммуникационное обращение
N
i
= a
1
+ 1 при разработке М коммуникационных обращений, где a
1 число рабочих групп, размещенных впервой аудитории a
2
— число рабочих групп, размещенных во второй аудитории
N
i необходимое для размножения число х коммуникационных аргументов для разработки М обращений, экз a
i число групп, оценивающих и разрабатывающих аргументы для го коммуникационного обращения. При разработке М коммуникационных обращений общее число размножаемых аргументов N должно составить
0 1
1 1
M
i
N
a
=
=
+

, где М — общее число разрабатываемых коммуникационных обращений к персоналу. Этап 2. Оценка альтернативных вариантов коммуникационных аргументов.
2.1. Экспертная оценка качества альтернативных коммуникационных аргументов проводится потрем показателям желательность, исключительность, убедительность. Желательность — коммуникационный аргумент должен четко выделять такой аспект управленческого решения, который наиболее приятен для персонала. Исключительность — в коммуникационном аргументе должен найти свое отражение такой положительный аспект реализации управленческого решения, который нельзя достичь любым иным способом. Убедительность — содержание коммуникационного аргумента должно или эмоционально убеждать персонал в оптимальности принимаемого управленческого решения, или содержать логические доказательства своей истинности. По каждому показателю коммуникационного аргумента можно выставить одну из перечисленных ниже оценок Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
ъ
115 0 — данный показатель не получил своего отражения в аргументе
1 — очень слабо отражен в аргументе
2 — отражен в аргументе
3 — хорошо отражен в аргументе
4 — идеально отражен в аргументе. Расчет коэффициентов, характеризующих эффективность разработанных вариантов коммуникационных аргументов, проводится на основе следующей системы выражений
3 1
3
N
i i
a
A
N

=
=


;
3 1
3
N
i i
b
B
N

=
=


;
3 1
3
N
i i
c
C
N

=
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

=


;
3
K A B C
= Ч Ч,
(1,2, ...,
3)
i
N
=

, А — средний балл, полученный аргументом по показателю желательность В — по показателю исключительность С — по показателю убедительность a
i
— балл, полученный аргументом по показателю желательность в й оценивающей группе b
i
— балл, полученный аргументом по показателю исключительность в й оценивающей группе c
i
— балл, полученный аргументом по показателю убедительность в й оценивающей группе
N — количество оценивающих рекламный аргумент групп К — коэффициент эффективности рекламного аргумента.
2.2. Выбирается лучший вариант рекламного аргумента на основе максимального значения показателя К
3
Использование при расчете показателя К как произведения средних баллов потрем показателям, а не их суммы обусловлено тем обстоятельством, что несоответствие разработанного коммуникационного аргумента хотя бы одному из критериев его оценки делает его неэффективным в целом вне зависимости от оценок, полученных по другим показателям. Все расчеты показателя К проводятся совместно членами упомянутой комиссии из представителей каждой рабочей группы. Этап 3. Разработка вариантов коммуникационного обращения на основе лучшего коммуникационного аргумента. В произвольном виде каждая рабочая группа составляет текст коммуникационного обращения к персоналу на основе выбранного на этапе 2 деловой игры лучшего аргумента. Его содержание должно сразу привлекать внимание персонала, быть максимально простыми лаконичным, четко соответствовать специфике формы ком-
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

116
муникационного обращения, единой для всех рабочих групп. Форма обращения задается руководителем деловой игры исходя из состава ее участников и основных задач их подготовки. Этап 4. Выбор лучшего коммуникационного обращения из альтернативных вариантов. На основе тех же принципов, что и при оценке альтернативных вариантов коммуникационных аргументов, лучшее коммуникационное обращение выбирается по максимальному значению показателя его эффективности (К, рассчитываемого последующим формулам
1
S
pi ij j j
K
B D
=
=

;
3 1
3
n p
j p
K
K
N

=
=


; j =(1, 2, …, s); i =(1, 2, …, N – 3), где K
p i
— показатель эффективности рассматриваемого коммуникационного сообщения, выставленный й оценивающей группой
(0 < K
p i
< 4);
B
ij
— балл, выставляемый сообщению й оценивающей группой по j-му критерию
D
j
— коэффициент значимости го критерия
N — количество групп, оценивающих коммуникационное обращение s — число критериев оценки качества обращения. Показатель D
j имеет следующие значения для различных критериев оценки качества коммуникационных обращений менеджера к персоналу. Насколько эффективно начало коммуникационного обращения привлекает внимание человека
6 Насколько эффективно тема коммуникационного обращения отражает потребности персонала
10 Насколько эффективно начало коммуникационного обращения привлекает ту часть персонала, на положительную реакцию которой априорно рассчитывает менеджер
5 Насколько начало коммуникационного обращения вызывает желание у персонала ознакомиться с ним до конца
6 Насколько ясно и четко изложен в обращении смысл коммуникационного аргумента
6 Насколько велика вероятность того, что содержание коммуникационного обращения вызовет положительные эмоции у большей части персонала
3 Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

ъ Насколько убедительно в коммуникационном обращении доказана истинность аргумента
3 Насколько, сточки зрения оценивающей группы, велика вероятность того, что персонал будет высоко мотивированна выполнение управленческого решения
3 Насколько кратко изложено содержание коммуникационного обращения 5 Участники деловой игры по взаимному согласию могут изменять, дополнять или сокращать изложенные выше критерии, атак- же уточнять значения коэффициентов значимости. Этап 5. Анализ результатов деловой игры. После окончания деловой игры руководитель собирает всех участников ив произвольной форме подводит итоги их деятельности последующим направлениям
1) определяет лучшие и худшие рабочие группы по формальным критериям
(
)
1 2
min
T T
+

, где Т — место, занятое группой при оценке качества коммуникационного аргумента Т — соответственно при оценке качества коммуникационного обращения) объясняет слабые и сильные стороны разработок, сделанных каждой рабочей группой
3) показывает рамки практического применения изучаемой при проведении деловой игры методики
4) по возможности стимулирует победителей по итогам деловой игры. Задание 10.5 Цель задания деловая игра Психодиагностика профессиональной пригодности персонала на основе краткого цветового теста М. Люшера». Цель деловой игры выработать улиц, изучающих менеджмент, навыки экспресс-оценки профессиональной пригодности персонала с использованием простейших диагностических приемов. Условия проведения деловой игры участники деловой игры должны определить зависимость между особенностями предпочтения отдельных цветов и профессиональной пригодностью работников отдельных специальностей. Работа может проводиться в двух вариантах на базе анализа условного примера на основе тестирования самих участников деловой игры. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
Функции руководителя деловой игры руководитель деловой игры объясняет участникам содержание и порядок тестирования по методике М. Люшера. Авторы настоящего пособия рекомендуют следующий порядок изложения этого вопроса
1
Принцип действия теста. Связь цветов с отдельными явлениями окружающего мира (кровь, день, ночь и т.п.) и ее преломление через индивидуальную структуру личности человека. Порядок тестирования. Перед испытуемым на индифферентном фоне раскладывают восемь одинаковых по форме и размерам предметов разного цвета. Расстояние между предметами должно быть одинаковым, освещение — естественным. Каждый цвет имеет стандартный номер темно-синий — 1; сине-зеленый — 2; оранжево-красный — 3; желтый — 4; фиолетовый — 5; коричневый — 6; черный — 7; серый — 0. Испытуемому предлагается выбрать один цвет, наиболее приятный зрительно, не соотнося его с другими явлениями (мода, цвет мебели и т.п.). Выбранный эталон убирается, и процедура повторяется еще 7 раз, после чего записывается числовой код выбора, например 4, 3, 2, 0, 15, 6, 7. Через 5—7 минут все повторяется. Испытуемому при этом сообщается, что это не проверка памяти и что все надо делать в соответствии с возникающим на этот раз желанием выбора. Анализ теста в кратком варианте идет по второму выбору. Первые два цвета в числовом ряду называются группой +». Это цвета явного предпочтения. Из них цвет на первой позиции определяет способ деятельности, а на второй — цель деятельности. Третий и четвертый цвета образуют группу хи определяются как цвета простого предпочтения. Они отражают текущее положение вещей, ситуацию и образ действия, соответствующий ситуации. Пятый и шестой цвета составляют группу =». Это цвета безразличия. Они указывают на невостребованные резервы (могу, но никому это не надо, индифферентную зону бездействующих особенностей личности. Последние два цвета в числовом ряду группа —» определяют отвергаемые цвета. Сих помощью выявляют подавленные потребности личности.
1
Желательно предварительно ознакомить учащихся с методикой использования цветового теста М. Люшера в лекционном курсе менеджмента. Методика и содержание теста (краткий вариант) приводится сокращенно по Scott J. The
Luscher color test. N.J., 1978 (Based on the text. Basel, 1969). Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

ъ В краткой форме значения отдельных цветов можно определить следующим образом
1
Темно-синий выражает глубокую привязанность к объекту и также тенденции в деятельности как достижение внешней защиты, эмоционального комфорта и покоя.
Сине-зеленый характеризует повышенную установку на отстаивание своей жизненной позиции. Тенденции в деятельности — обо- ронительность или агрессивность защитного плана.
Оранжево-красный свидетельствует о повышенной склонности добиваться доминирования в межличностных отношениях. Деятельность человека при этом отличается агрессивностью, целенаправленностью, высокой поисковой активностью. Желтый выражает потребность в активности, движении и эмоциональной вовлеченности. Это проявляется в таких тенденциях деятельности, как сопереживание и общение. Фиолетовый отражает такую потребность личности, как уход от реальной действительности. Основная тенденция при этом в деятельности связана с высокой индивидуалистичностью действий, нереальностью желаний и интересов. Коричневый свидетельствует о повышенной потребности в снижении тревоги. В деятельности это находит свое отражение в стремлении любой ценой добиться психологического и физического комфорта. Черный отражает повышенное стремление личности к независимости от окружающей среды через протест или бунт. Основная тенденция в деятельности при этом — негативизм. Серый показывает наличие высокой потребности в покое и отдыхе, что говорит о максимальной пассивности личности в своей деятельности. Наиболее информативным является выбор первого цвета. Основные качества личности, которые он отражает, приведены в табл. 10.5. Таблица Основные качества личности, обусловленные первой позицией цвета в числовой ряду Качества личности Цвет на первой позиции Наиболее вероятный тип реагирования Ведущий мотив трудовой деятельности Ведущая эмоция Доминирующая жизненная позиция
1 2 3 4 5 Темно- синий
Сензитивность Избежание неудач Пессимистичность Женственность Приводимые определения не следует распространять на лиц, не обладающих европейским типом менталитета. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
Окончание табл. 10.5 1 2 3 4 5 Желтый Спонтанность, неустойчивость интересов Эмоциональная во- влеченность Оптимистичность Инфантилизм Оранжево- красный Лидерство, самоутверждение Достижение успеха Агрессивность Мужественность Сине- зеленый Сопротивление, упорство Удержание достигнутого Ригидность Зрелость
* Значения остальных цветов, значительно более редко выбираемых напер- вую позицию, определяются по другим принципам. Фиолетовый — циклоидные процессы между значениями темно- синего и оранжево-красного цвета (в благоприятных условиях основные качества соответствуют значениям оранжево-красного цвета, в неблагоприятных — темно-синего). Коричневый — аналог фиолетового по отношению к оранжево- красному (благоприятные условия) и сине-зеленому цвету (неблагоприятные условия. Черный — аналог оранжево-красного цвета, но проявление качеств личности сопровождается негативными эмоциями и целями. Серый — вялые, усредненные проявления качеств личности. После пояснений руководитель деловой игры в зависимости от обстоятельств выбирает вариант проведения. При выборе первого варианта деловой игры до всех участников доводится следующий условный пример (табл. 10.6). Таблица
Ранжировка фасовщиков по объему и качеству выполняемых действий при неавтоматизированном варианте выполнения трудовых операций) Место, занимаемое
№ п/п Ф.И.О. работника по объему фасовки в смену по отсутствию нарушений отвесов**
Числовой ряд цветовыбора
1 2 3
4 5
1 Петров
В.Л.
1 9
34076125 2 Карпова
З.Е.
2 8
36401257 3 Асташкова АИ
3 5
31042576 4 Парфенова ЮН 7
45312076 5 Лукашев
А.А.
5 4
15034267 Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml