ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 800
Скачиваний: 59
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
56 ния. Вас же огорчает то, что вызнаете, что у них большой потенциал, но он не используется. Результаты работы вызывают озабоченность руководства работой отдела. Идет речь о закрытии или реорганизации отдела. Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию Задание 8.7 Цель задания использование различных методов управления в конкретной ситуации. Содержание ситуации в группе, которой вы управляете, есть как старые, таки только что принятые работники. Новые работники все еще обучаются. В общем в команде хорошая рабочая обстановка и хорошие отношения, опытный персонал помогает новичкам достичь определенного уровня. В последнее время отношение к новичкам меняется. Растет недовольство и неудовлетворенность по отношению к тому, что новый персонал не вполне справляется, принимая во внимание высокие стандарты работы. Вас беспокоит то, что если негативное отношения к новичкам будет развиваться, прежняя хорошая командная работа будет разрушена, и группе уже никогда не удастся достичь прежних высоких результатов. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы решить накопившиеся проблемы Задание 8.8 Цель задания использование различных методов управления в конкретной ситуации. Содержание ситуации вы управляете группой опытных работников, которые хорошо знакомы с работой отдела истребования- ми к работе в этом отделе. Однако после нескольких лет работы ваша группа не достигла ожидаемого уровня работы. На прошлой неделе выговорили об этой проблеме и о том, как ее решить. Вы заметили нежелание определенных людей обсуждать этот вопрос. Некоторые говорят, что нет ничего серьезного, что это обычные трудности в нашей организации. Вам кажется, что низкая эффективность работы в вашей группе зависит от плохой работы смежного отдела, с которым ваши сотрудники имеют неформальные отношения. Отделы часто помогают друг другу решать некоторые проблемы, но иногда проблемы не решаются вовремя. Вам не нравится, что симпатии ваших работников смежному отделу мешают выполнению работы, развитию доверия и сотрудничества в вашем отделе. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
57 Что нужно сделать, чтобы добиться доверия и сотрудничества в вашем отделе Задание 8.9 Цель задания использование различных методов управления в конкретной ситуации. Содержание ситуации вы управляете группой работников хорошо подготовленных профессионально и с большим стажем. Ожидалось, что эта группа будет показывать высокие результаты, ноне- смотря на высокий потенциал, группа выглядит незаинтересованной и недееспособной. Сначала выдумали, что это результат того, что сотрудники через некоторое время пойдут на пенсию. Затем вы поговорили с группой и с каждым сотрудником индивидуально, чтобы выяснить, в чем проблема. Но группа неохотно говорила о том, что вызывает проблемы в работе, хотя было все же сказано, что трудности возникли из-за недоработок в предыдущей смене. Вы обеспокоены тем, что некоторые работники совершенно потеряли интерес к работе и их производительность снижается. А участники вашей группы не могут понять, почему руководство поручает им ответственную работу, усложняет ее тем, что без предупреждения взваливает на их плечи недоработки предыдущей бригады. Какие шаги необходимы, чтобы улучшить ситуацию Задание 8.10 Цель задания использование различных методов управления в конкретной ситуации. Содержание ситуации недавно вы стали руководителем давно сформированной группы работников. Предыдущий руководитель считал, что людей надо жестко контролировать и что необходимо подчиняться начальнику и уважать его. Несмотря на огромный опыт, работники выполняют свои обязанности посредственно. Они делают все, что вы от них требуете, но никогда не проявляют инициативу. Как с начальником, им удобно с вами общаться на определенной дистанции и только по работе. Их производительность снижается. Вы попытались показать, что цените знания и опыт группы спрашивали их мнения и предложения по поводу повышения эффективности труда. Сотрудники отмалчивались. Выдумаете, что группа все еще не доверяет вами боится, что любые замечания или предложения будут рассмотрены как критика в ваш адрес. Они боятся стать вашей жертвой и быть обвиненными при первой же возможности. Что нужно сделать, чтобы создать в группе обстановку доверия и свободного обмена идеями, без боязни репрессий Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
58 Задание 8.11 Цель задания усвоение теоретического материала поданной теме. Содержание задания постройте кроссворд, аналогичный данному. Кроссворд Методы управления
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 По горизонтали
2. Совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств. 5. Синоним анонимного письма. 8. Необходимые условия для слаженной работы коллектива. Одна из форм мышления. 10. Правила поведения. По вертикали
1. Умение контролировать свои эмоции. 3. Готовность и стремление проявить себя в чем-нибудь. 4. Приспособление к изменяющимся условиям. 6. Бывает профессиональный и реальный. 7. Зависимость от мнения окружающих. Ответы нас. Задание 8.12 Цель задания повторение терминов, характеризующих методы менеджмента. Содержание задания в столбцы изображенной ниже решетки нужно вписать термины, обозначающие собой различные методы, используемые в менеджменте. Все слова имеют одну характерную особенность — они оканчиваются нация. Ответы нас и 184. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
59
Д
-ЦИЯ
Р
К
С
П
О
О
К
Р
М
И
Ф
Д
И
Ф
К
К
Д
И
А
К
К
Д
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
60 Приложение Набор игровых документов Форма № 1 Издержки Статья затрат Затраты Изучение рынка Долгосрочный кредит Затраты на содержание дирекции Затраты на транспортировку Фиксированные затраты Заработная плата рабочих Погашение кредита Оптовая цена купленных товаров Затраты на упаковку Затраты на хранение Арендные платежи ИТОГО Форма № 2 Основные показатели Показатель й год й год й год Полугодия
I
II
I
II
I
II Издержки на реализацию единицы продукции Цена единицы продукции Объем реализации Прибыль Рентабельность Форма № 3 Результаты работы предприятия по годам Год Показатель первый второй третий
1 2 3
4 Объем реализации Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
62 Карточка маркетолога Год Показатель первый второй третий
1. Самая модная расцветка Красная Красная Желтая
2. Будет продано продукции самой модной расцветки (тыс.ед.)
14 12 12 3. Самый ходовой размер
Средний Средний Средний
4. Будет продано самого ходового размера (тыс. ед 17 16 5. Наименее ходовая расцветка Синяя Желтая Красная
6. Будет продано продукции самой непопулярной расцветки (тыс.ед.)
3 4 6 7. Наименее ходовой размер Малый Малый Малый
8. Будет продано продукции самого неходового размера (тыс.ед.)
4 4 3 9. Рынок может принять (тыс.ед.)
24 26 26 10. Не будут реализованы изделия Синего цвета, малого размера Желтого цвета, большого размера Красного цвета, малого размера Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
63 Тема 9 Решения в менеджменте Задание 9.1 Цель задания деловая игра Принятие управленческих решений в условиях неопределенности (комплекс исследовательских сценариев. Цель деловой игры на основе выполнения последовательно проводимых сценариев деловой игры следует выработать улиц, изучающих курс менеджмента, навыки управления свободными ценами, объемами закупок товаров народного потребления и организацией неформальных хозяйственных взаимосвязей в условиях высокой неопределенности хозяйственной ситуации на рынке. Условия проведения деловой игры участники деловой игры разбиваются на рабочие группы численностью от трех до пяти человек. Принцип формирования рабочих групп может быть любым, начиная от произвольного и кончая применением методов психодиагностики, содержание которых уже изложено в других заданиях настоящего пособия. В аудитории группы располагаются максимально изолированно друг от друга. Обмен информацией между участниками деловой игры производится, за исключением оговоренных ниже случаев, только через ее руководителя. Функции руководителя деловой игры руководитель деловой игры объясняет ее участникам порядок проведения каждого этапа, управляет информационным обменом между группами, выносит на доску или выводит на дисплей необходимые для выполнения отдельных этапов результаты. При большом числе рабочих групп (более трех) желательно привлекать к руководству деловой игрой еще одного преподавателя и создавать вычислительный центр из двух- трех участников деловой игры. Этапы деловой игры Сценарий А. Определение оптимальной розничной цены поди- намике реализации товара. Этап 1 А. Поиск оптимальной розничной цены методом проб и ошибок. Этап 2 А. Формирование методики определения оптимальной розничной цены. Сценарий В. Принятие управленческих решений по закупкам товаров в условиях конкуренции оптовых покупателей. Этап 1 В. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи методом проб и ошибок. Этап 2 В. Анализ результатов действий участников деловой игры по сценарию В. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
64 Сценарий С. Принятие управленческих решений по закупками продаже товаров в условиях конкуренции оптовых покупателей и продавцов. Этап 1 С. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи методом проб и ошибок. Этап 2 С. Анализ результатов действий участников деловой игры по сценарию С. Сценарий D. Принятие управленческих решений по закупками продаже товаров в условиях конкуренции оптовых покупателей и продавцов и при отсутствии у них собственных финансовых средств. Этап 1 D. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи методом проб и ошибок в условиях антагонистического характера игры. Этап 2 D. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи методом проб и ошибок в условиях кооперативного характера игры. Этап 3 D. Анализ результатов действий участников деловой игры по сценарию. Описание действий участников деловой игры при выполнении отдельных этапов Сценарий А Этап 1 А. Поиск оптимальной розничной цены методом проб и ошибок.
1.1. Участникам деловой игры при необходимости дается разъяснение понятия оптимальная розничная цена, те. цена, обеспечивающая максимальную прибыль от реализации товара. Поскольку объем реализации уменьшается с ростом цены, а доходы от продажи одной единицы товара увеличиваются, связь между прибылью и ценой имеет параболическую формулу (рис. 9.1).
1.2. Участникам предлагается выполнить следующее задание
1) они реализуют в розничную продажу неизвестный им продукт продукт Х Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
65 2) предполагается, что на рынке имеются потенциальные покупатели продукта Хи объем их закупок будет регулироваться розничной ценой товара
3) ресурсы продукта Х у поставщиков неограниченны
4) нереализованный продукт Х оптовые поставщики забирают назад, и его продавцы не несут никаких потерь
5) оптовая цена единицы продукт Х — 1,0 тыс. у.е.
1.3. В компьютер или микрокалькулятор с режимом программирование вводится функция, отражающая зависимость прибыли участников деловой игры от розничной цены. Участники деловой игры не должны знать параметры этой функции. Желательно использовать функцию следующего вида, обеспечивающую наиболее простой характер вычислений
P
i
= (a
0
+ a i
C
Pi
) (C
P
– C
o
); a
0
+ a i
C
P
i = N
i
, где P
i
— ежедневная прибыль от реализации продукта Х й рабочей группой, тыс. у.е.;
C
P
i — розничная цена единицы продукта Х, установленная й рабочей группой, тыс. у.е.; Со — оптовая цена единицы продукта Х (1,0 тыс. у.е.), тыс. у.е.; а, a i
— постоянные параметры регрессивного управления связи между объемом реализации продукта Х в натуральных единицах и уровнем его розничной цены (числовые значения параметров аи задаются в произвольной форме руководителем деловой игры
N
i
— объем реализации продукта Х в натуральном выражении, ед./дн.
1.4. Участники деловой игры дают свои предложения по розничной цене руководителю, который после необходимых расчетов выводит значения прибыли на всеобщее обозрение в виде табл. 9.1. Таблица Результат деятельности n рабочих групп по сценарию А Группа 1 Группа 2 Группа n Номер цикла
C
p1
N
1
P
1
C
p2
N
2
P
2
C
pn
N
n
P
n
1 2 и т.д.
1.5. Заполнение табл. 9.1 производится до того момента, когда лучшая рабочая группа методом проб и ошибок определит опти-
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
66 мальную розничную цену продукта Х, которую руководитель деловой игры должен заранее рассчитать и знать. Этап 2 А. Формирование методики определения оптимальной розничной цены.
2.1. С учетом уровня математической подготовки аудитории руководитель деловой игры должен предложить ее участникам вывести самостоятельно алгоритм расчета оптимальной цены в тенденции покупательского спроса или предложить им готовое решение.
2.2. Вывод алгоритма расчета оптимальной цены желательно привести в следующем виде
(
)(
)
0 1
0
p p
p d
a a C
C
C
dC
⎡
⎤
+
+
⎣
⎦
при
0 0
1
–
2 Наиболее простым способом определения значений параметров аи является решение системы из двух линейных уравнений вида
0 1
0 1
1 1
pt r
pt r
a a C
N
a a C
N
+
+
+
=
⎧
⎨ +
=
⎩
, где индекс t — показатели го дня продажи индекс (t + 1) — показатели (t + 1) дня продажи.
1 1
1 0
1
–
pt t
pt pt pt
N C
N
C
a
C
C
+
+
+
Ч
−
Ч
=
;
1 1
1
t t
pt Отсюда
1 1
1 0
1 1
2 2
t pt t
pt p
t t
N C
N
C
C
C
N
N
+
+
+
+
Ч
−
Ч
⎛
⎞
=
− ⎜
⎟
−
⎝
⎠
2.3. Руководитель деловой игры объясняет ее участникам допустимые границы применения подобной методики расчета оптимальной розничной цены и проверяет усвоение материала повторением решения этапов 1.3 и 1.4 при изменененных параметрах функции отражения а, a i
, С 2.4. Если рабочие группы созданы на основе методов психодиагностики, участники деловой игры должны обсудить в форме семинара тактику и эффективность действий рабочих групп на этапе
1.4. и их связь с дифференцирующим признаком. Сценарий В Этап 1 В. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи методом проб и ошибок.
1.1. Рабочие группы продолжают закупать и реализовывать продукт Х, однако в сценарий А вносятся следующие усложнения Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
67 1) нет фиксированной оптовой цены, есть только ее минимальный уровень, ниже которого оптовый поставщик отказывается отпускать товар (можно опять использовать значение в 1,0 тыс. у.е.);
2) суммарный объем розничной продажи продукта Х выше его ресурсов (R
o
), те. o
1
n i
i
N R
=
>
∑
, где R
o
— фиксированные ресурсы продукта Х в натуральных единицах значение величины R
o устанавливает руководитель деловой игры по своему усмотрению
3) излишне закупленный продукт Х продаже наследующий день не подлежит, и все убытки, равные стоимости нереализованных товаров в оптовых ценах, относятся насчет оптового покупателя.
1.2. Каждая рабочая группа, выполняющая роль оптового покупателя, дает руководителю деловой игры письменную заявку, в которой сообщает, какое количество продукта Х она желает закупить и какую оптовую цену при этом предлагает.
1.3. Руководитель деловой игры, выполняющий роль поставщика, удовлетворяет заявки в пределах имеющихся у него R
o единиц в очередности, определяемой значением предлагаемой оптовой цены. Могут возникать ситуации, когда не все заявки покупателей будут удовлетворены.
1.4. После проведения оптовых закупок каждая рабочая группа в письменной форме дает сведения о значении своей розничной цены.
1.5. Руководитель деловой игры делает расчет эффективности проведенного бизнес-цикла по формуле
1
N
фi
= а + C
pi
, где ф — возможный объем продажи продукта Х й рабочей группой при его розничной цене C
pi
, ед. Если ф > N
3i
, где N
3i
— объем оптовой закупки продукта Х, проведенной й рабочей группой, ед, то P
i
= N
3i
(C
pi
– C
oi
), где C
oi
— оптовая цена единицы продукта Х, закупленного й рабочей группой, тыс. у.е. При ф < N
3i
P
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
56 ния. Вас же огорчает то, что вызнаете, что у них большой потенциал, но он не используется. Результаты работы вызывают озабоченность руководства работой отдела. Идет речь о закрытии или реорганизации отдела. Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию Задание 8.7 Цель задания использование различных методов управления в конкретной ситуации. Содержание ситуации в группе, которой вы управляете, есть как старые, таки только что принятые работники. Новые работники все еще обучаются. В общем в команде хорошая рабочая обстановка и хорошие отношения, опытный персонал помогает новичкам достичь определенного уровня. В последнее время отношение к новичкам меняется. Растет недовольство и неудовлетворенность по отношению к тому, что новый персонал не вполне справляется, принимая во внимание высокие стандарты работы. Вас беспокоит то, что если негативное отношения к новичкам будет развиваться, прежняя хорошая командная работа будет разрушена, и группе уже никогда не удастся достичь прежних высоких результатов. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы решить накопившиеся проблемы Задание 8.8 Цель задания использование различных методов управления в конкретной ситуации. Содержание ситуации вы управляете группой опытных работников, которые хорошо знакомы с работой отдела истребования- ми к работе в этом отделе. Однако после нескольких лет работы ваша группа не достигла ожидаемого уровня работы. На прошлой неделе выговорили об этой проблеме и о том, как ее решить. Вы заметили нежелание определенных людей обсуждать этот вопрос. Некоторые говорят, что нет ничего серьезного, что это обычные трудности в нашей организации. Вам кажется, что низкая эффективность работы в вашей группе зависит от плохой работы смежного отдела, с которым ваши сотрудники имеют неформальные отношения. Отделы часто помогают друг другу решать некоторые проблемы, но иногда проблемы не решаются вовремя. Вам не нравится, что симпатии ваших работников смежному отделу мешают выполнению работы, развитию доверия и сотрудничества в вашем отделе. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
57 Что нужно сделать, чтобы добиться доверия и сотрудничества в вашем отделе Задание 8.9 Цель задания использование различных методов управления в конкретной ситуации. Содержание ситуации вы управляете группой работников хорошо подготовленных профессионально и с большим стажем. Ожидалось, что эта группа будет показывать высокие результаты, ноне- смотря на высокий потенциал, группа выглядит незаинтересованной и недееспособной. Сначала выдумали, что это результат того, что сотрудники через некоторое время пойдут на пенсию. Затем вы поговорили с группой и с каждым сотрудником индивидуально, чтобы выяснить, в чем проблема. Но группа неохотно говорила о том, что вызывает проблемы в работе, хотя было все же сказано, что трудности возникли из-за недоработок в предыдущей смене. Вы обеспокоены тем, что некоторые работники совершенно потеряли интерес к работе и их производительность снижается. А участники вашей группы не могут понять, почему руководство поручает им ответственную работу, усложняет ее тем, что без предупреждения взваливает на их плечи недоработки предыдущей бригады. Какие шаги необходимы, чтобы улучшить ситуацию Задание 8.10 Цель задания использование различных методов управления в конкретной ситуации. Содержание ситуации недавно вы стали руководителем давно сформированной группы работников. Предыдущий руководитель считал, что людей надо жестко контролировать и что необходимо подчиняться начальнику и уважать его. Несмотря на огромный опыт, работники выполняют свои обязанности посредственно. Они делают все, что вы от них требуете, но никогда не проявляют инициативу. Как с начальником, им удобно с вами общаться на определенной дистанции и только по работе. Их производительность снижается. Вы попытались показать, что цените знания и опыт группы спрашивали их мнения и предложения по поводу повышения эффективности труда. Сотрудники отмалчивались. Выдумаете, что группа все еще не доверяет вами боится, что любые замечания или предложения будут рассмотрены как критика в ваш адрес. Они боятся стать вашей жертвой и быть обвиненными при первой же возможности. Что нужно сделать, чтобы создать в группе обстановку доверия и свободного обмена идеями, без боязни репрессий Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
58 Задание 8.11 Цель задания усвоение теоретического материала поданной теме. Содержание задания постройте кроссворд, аналогичный данному. Кроссворд Методы управления
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 По горизонтали
2. Совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств. 5. Синоним анонимного письма. 8. Необходимые условия для слаженной работы коллектива. Одна из форм мышления. 10. Правила поведения. По вертикали
1. Умение контролировать свои эмоции. 3. Готовность и стремление проявить себя в чем-нибудь. 4. Приспособление к изменяющимся условиям. 6. Бывает профессиональный и реальный. 7. Зависимость от мнения окружающих. Ответы нас. Задание 8.12 Цель задания повторение терминов, характеризующих методы менеджмента. Содержание задания в столбцы изображенной ниже решетки нужно вписать термины, обозначающие собой различные методы, используемые в менеджменте. Все слова имеют одну характерную особенность — они оканчиваются нация. Ответы нас и 184. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
59
Д
-ЦИЯ
Р
К
С
П
О
О
К
Р
М
И
Ф
Д
И
Ф
К
К
Д
И
А
К
К
Д
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
60 Приложение Набор игровых документов Форма № 1 Издержки Статья затрат Затраты Изучение рынка Долгосрочный кредит Затраты на содержание дирекции Затраты на транспортировку Фиксированные затраты Заработная плата рабочих Погашение кредита Оптовая цена купленных товаров Затраты на упаковку Затраты на хранение Арендные платежи ИТОГО Форма № 2 Основные показатели Показатель й год й год й год Полугодия
I
II
I
II
I
II Издержки на реализацию единицы продукции Цена единицы продукции Объем реализации Прибыль Рентабельность Форма № 3 Результаты работы предприятия по годам Год Показатель первый второй третий
1 2 3
4 Объем реализации Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
Окончание формы 3 1 2 3
4 Издержки Прибыль Рентабельность Численность продавцов Количество арендованных торговых залов Остаток долгосрочного кредита Остатки нереализованных товаров на складе Остаток денежных средству предприятия Карточка Случайности
1. Вы не можете изменять цену на продукцию предприятия в течение года
2. Из кассы вашего предприятия похищено 50 тыс. у.е.
3. В результате пожара уничтожен склад с товарами (1 тыс. ед. Страховка будет выплачена враз- мере издержек только в конце года. Емкость рынка увеличена на 1 тыс. ед. продукции
5. Ваше предприятие оштрафовано на 20 тыс. у.е.
6. Ваше предприятие получило госзаказ на реализацию 1 тыс. ед. по цене 200 у.е. за единицу
7. При транспортировке в результате аварии уничтожено 500 ед. продукции вашего предприятия. Страховку в размере, возмещающем себестоимость, вы получите только в конце года
8. С вашим предприятием расторгнут договор на аренду торгового зала. Один торговый зал не работал в течение года. Предприятие не реализовало 1 тыс. ед. продукции. Вам надлежит еще или выплатить заработную плату в размере 65 тыс. у.е. пяти продавцам, или уволить их, выплатив 30 тыс. у.е. (в зависимости от условий найма)
9. Ваше предприятие оштрафовано на 10 тыс. у.е.
10. Ваше предприятие получило приз. В казну предприятия поступило тыс. у.е. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
4 Издержки Прибыль Рентабельность Численность продавцов Количество арендованных торговых залов Остаток долгосрочного кредита Остатки нереализованных товаров на складе Остаток денежных средству предприятия Карточка Случайности
1. Вы не можете изменять цену на продукцию предприятия в течение года
2. Из кассы вашего предприятия похищено 50 тыс. у.е.
3. В результате пожара уничтожен склад с товарами (1 тыс. ед. Страховка будет выплачена враз- мере издержек только в конце года. Емкость рынка увеличена на 1 тыс. ед. продукции
5. Ваше предприятие оштрафовано на 20 тыс. у.е.
6. Ваше предприятие получило госзаказ на реализацию 1 тыс. ед. по цене 200 у.е. за единицу
7. При транспортировке в результате аварии уничтожено 500 ед. продукции вашего предприятия. Страховку в размере, возмещающем себестоимость, вы получите только в конце года
8. С вашим предприятием расторгнут договор на аренду торгового зала. Один торговый зал не работал в течение года. Предприятие не реализовало 1 тыс. ед. продукции. Вам надлежит еще или выплатить заработную плату в размере 65 тыс. у.е. пяти продавцам, или уволить их, выплатив 30 тыс. у.е. (в зависимости от условий найма)
9. Ваше предприятие оштрафовано на 10 тыс. у.е.
10. Ваше предприятие получило приз. В казну предприятия поступило тыс. у.е. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
62 Карточка маркетолога Год Показатель первый второй третий
1. Самая модная расцветка Красная Красная Желтая
2. Будет продано продукции самой модной расцветки (тыс.ед.)
14 12 12 3. Самый ходовой размер
Средний Средний Средний
4. Будет продано самого ходового размера (тыс. ед 17 16 5. Наименее ходовая расцветка Синяя Желтая Красная
6. Будет продано продукции самой непопулярной расцветки (тыс.ед.)
3 4 6 7. Наименее ходовой размер Малый Малый Малый
8. Будет продано продукции самого неходового размера (тыс.ед.)
4 4 3 9. Рынок может принять (тыс.ед.)
24 26 26 10. Не будут реализованы изделия Синего цвета, малого размера Желтого цвета, большого размера Красного цвета, малого размера Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
63 Тема 9 Решения в менеджменте Задание 9.1 Цель задания деловая игра Принятие управленческих решений в условиях неопределенности (комплекс исследовательских сценариев. Цель деловой игры на основе выполнения последовательно проводимых сценариев деловой игры следует выработать улиц, изучающих курс менеджмента, навыки управления свободными ценами, объемами закупок товаров народного потребления и организацией неформальных хозяйственных взаимосвязей в условиях высокой неопределенности хозяйственной ситуации на рынке. Условия проведения деловой игры участники деловой игры разбиваются на рабочие группы численностью от трех до пяти человек. Принцип формирования рабочих групп может быть любым, начиная от произвольного и кончая применением методов психодиагностики, содержание которых уже изложено в других заданиях настоящего пособия. В аудитории группы располагаются максимально изолированно друг от друга. Обмен информацией между участниками деловой игры производится, за исключением оговоренных ниже случаев, только через ее руководителя. Функции руководителя деловой игры руководитель деловой игры объясняет ее участникам порядок проведения каждого этапа, управляет информационным обменом между группами, выносит на доску или выводит на дисплей необходимые для выполнения отдельных этапов результаты. При большом числе рабочих групп (более трех) желательно привлекать к руководству деловой игрой еще одного преподавателя и создавать вычислительный центр из двух- трех участников деловой игры. Этапы деловой игры Сценарий А. Определение оптимальной розничной цены поди- намике реализации товара. Этап 1 А. Поиск оптимальной розничной цены методом проб и ошибок. Этап 2 А. Формирование методики определения оптимальной розничной цены. Сценарий В. Принятие управленческих решений по закупкам товаров в условиях конкуренции оптовых покупателей. Этап 1 В. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи методом проб и ошибок. Этап 2 В. Анализ результатов действий участников деловой игры по сценарию В. Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
64 Сценарий С. Принятие управленческих решений по закупками продаже товаров в условиях конкуренции оптовых покупателей и продавцов. Этап 1 С. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи методом проб и ошибок. Этап 2 С. Анализ результатов действий участников деловой игры по сценарию С. Сценарий D. Принятие управленческих решений по закупками продаже товаров в условиях конкуренции оптовых покупателей и продавцов и при отсутствии у них собственных финансовых средств. Этап 1 D. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи методом проб и ошибок в условиях антагонистического характера игры. Этап 2 D. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи методом проб и ошибок в условиях кооперативного характера игры. Этап 3 D. Анализ результатов действий участников деловой игры по сценарию. Описание действий участников деловой игры при выполнении отдельных этапов Сценарий А Этап 1 А. Поиск оптимальной розничной цены методом проб и ошибок.
1.1. Участникам деловой игры при необходимости дается разъяснение понятия оптимальная розничная цена, те. цена, обеспечивающая максимальную прибыль от реализации товара. Поскольку объем реализации уменьшается с ростом цены, а доходы от продажи одной единицы товара увеличиваются, связь между прибылью и ценой имеет параболическую формулу (рис. 9.1).
1.2. Участникам предлагается выполнить следующее задание
1) они реализуют в розничную продажу неизвестный им продукт продукт Х Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
65 2) предполагается, что на рынке имеются потенциальные покупатели продукта Хи объем их закупок будет регулироваться розничной ценой товара
3) ресурсы продукта Х у поставщиков неограниченны
4) нереализованный продукт Х оптовые поставщики забирают назад, и его продавцы не несут никаких потерь
5) оптовая цена единицы продукт Х — 1,0 тыс. у.е.
1.3. В компьютер или микрокалькулятор с режимом программирование вводится функция, отражающая зависимость прибыли участников деловой игры от розничной цены. Участники деловой игры не должны знать параметры этой функции. Желательно использовать функцию следующего вида, обеспечивающую наиболее простой характер вычислений
P
i
= (a
0
+ a i
C
Pi
) (C
P
– C
o
); a
0
+ a i
C
P
i = N
i
, где P
i
— ежедневная прибыль от реализации продукта Х й рабочей группой, тыс. у.е.;
C
P
i — розничная цена единицы продукта Х, установленная й рабочей группой, тыс. у.е.; Со — оптовая цена единицы продукта Х (1,0 тыс. у.е.), тыс. у.е.; а, a i
— постоянные параметры регрессивного управления связи между объемом реализации продукта Х в натуральных единицах и уровнем его розничной цены (числовые значения параметров аи задаются в произвольной форме руководителем деловой игры
N
i
— объем реализации продукта Х в натуральном выражении, ед./дн.
1.4. Участники деловой игры дают свои предложения по розничной цене руководителю, который после необходимых расчетов выводит значения прибыли на всеобщее обозрение в виде табл. 9.1. Таблица Результат деятельности n рабочих групп по сценарию А Группа 1 Группа 2 Группа n Номер цикла
C
p1
N
1
P
1
C
p2
N
2
P
2
C
pn
N
n
P
n
1 2 и т.д.
1.5. Заполнение табл. 9.1 производится до того момента, когда лучшая рабочая группа методом проб и ошибок определит опти-
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
66 мальную розничную цену продукта Х, которую руководитель деловой игры должен заранее рассчитать и знать. Этап 2 А. Формирование методики определения оптимальной розничной цены.
2.1. С учетом уровня математической подготовки аудитории руководитель деловой игры должен предложить ее участникам вывести самостоятельно алгоритм расчета оптимальной цены в тенденции покупательского спроса или предложить им готовое решение.
2.2. Вывод алгоритма расчета оптимальной цены желательно привести в следующем виде
(
)(
)
0 1
0
p p
p d
a a C
C
C
dC
⎡
⎤
+
+
⎣
⎦
при
0 0
1
–
2 Наиболее простым способом определения значений параметров аи является решение системы из двух линейных уравнений вида
0 1
0 1
1 1
pt r
pt r
a a C
N
a a C
N
+
+
+
=
⎧
⎨ +
=
⎩
, где индекс t — показатели го дня продажи индекс (t + 1) — показатели (t + 1) дня продажи.
1 1
1 0
1
–
pt t
pt pt pt
N C
N
C
a
C
C
+
+
+
Ч
−
Ч
=
;
1 1
1
t t
pt Отсюда
1 1
1 0
1 1
2 2
t pt t
pt p
t t
N C
N
C
C
C
N
N
+
+
+
+
Ч
−
Ч
⎛
⎞
=
− ⎜
⎟
−
⎝
⎠
2.3. Руководитель деловой игры объясняет ее участникам допустимые границы применения подобной методики расчета оптимальной розничной цены и проверяет усвоение материала повторением решения этапов 1.3 и 1.4 при изменененных параметрах функции отражения а, a i
, С 2.4. Если рабочие группы созданы на основе методов психодиагностики, участники деловой игры должны обсудить в форме семинара тактику и эффективность действий рабочих групп на этапе
1.4. и их связь с дифференцирующим признаком. Сценарий В Этап 1 В. Поиск оптимальной стратегии закупок и продажи методом проб и ошибок.
1.1. Рабочие группы продолжают закупать и реализовывать продукт Х, однако в сценарий А вносятся следующие усложнения Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml
67 1) нет фиксированной оптовой цены, есть только ее минимальный уровень, ниже которого оптовый поставщик отказывается отпускать товар (можно опять использовать значение в 1,0 тыс. у.е.);
2) суммарный объем розничной продажи продукта Х выше его ресурсов (R
o
), те. o
1
n i
i
N R
=
>
∑
, где R
o
— фиксированные ресурсы продукта Х в натуральных единицах значение величины R
o устанавливает руководитель деловой игры по своему усмотрению
3) излишне закупленный продукт Х продаже наследующий день не подлежит, и все убытки, равные стоимости нереализованных товаров в оптовых ценах, относятся насчет оптового покупателя.
1.2. Каждая рабочая группа, выполняющая роль оптового покупателя, дает руководителю деловой игры письменную заявку, в которой сообщает, какое количество продукта Х она желает закупить и какую оптовую цену при этом предлагает.
1.3. Руководитель деловой игры, выполняющий роль поставщика, удовлетворяет заявки в пределах имеющихся у него R
o единиц в очередности, определяемой значением предлагаемой оптовой цены. Могут возникать ситуации, когда не все заявки покупателей будут удовлетворены.
1.4. После проведения оптовых закупок каждая рабочая группа в письменной форме дает сведения о значении своей розничной цены.
1.5. Руководитель деловой игры делает расчет эффективности проведенного бизнес-цикла по формуле
1
N
фi
= а + C
pi
, где ф — возможный объем продажи продукта Х й рабочей группой при его розничной цене C
pi
, ед. Если ф > N
3i
, где N
3i
— объем оптовой закупки продукта Х, проведенной й рабочей группой, ед, то P
i
= N
3i
(C
pi
– C
oi
), где C
oi
— оптовая цена единицы продукта Х, закупленного й рабочей группой, тыс. у.е. При ф < N
3i
P
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16