Файл: Сборник материалов практического семинара среди преподавателей и.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список использованной литературы:
1.Письмо «Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утвержденных Минобрнауки России 20.04.2015 № 06-830вн.
2. «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн.
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995г.№181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностейслужащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

65
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Пиянзина Н.Д.,
мастер производственного обучения
ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж»
В последнее время вопросы организации профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ рассматриваются на новом уровне. Профессиональное обучение, основанное на принципах социальной реабилитации личности, должно обеспечить полноценное развитие обучающихся с особыми образовательными потребностями. Достижение этой цели обеспечивается системой коррекционно- образовательного процесса, направленного на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, формирование или восстановление социального статуса инвалидов и лиц с ОВЗ [2, с.6].
В реальной педагогической практике процесс производственного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ носит поэтапный характер. Каждый этап представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения: студентов, педагогов, психолога и родителей. При этом важно отметить, что положительный результат обучения и воспитания достигается при дифференцированном использовании разнообразных технологий, которые позволяют обеспечивать условия для развития личности, использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, выбирать наиболее эффективные технологии для решения социально-педагогических проблем.
Понятие «технология» происходит от греческих слов – искусство, учение- мастерство. Следовательно, термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом мастерстве и искусстве [3, с. 10].
Исходя из этого можно выделить современные технологии, элементы которых возможно успешно применять на уроках для лиц с ОВЗ.
-технология разноуровневого обучения;
- коррекционно-развивающие технологии;
- технология проблемного обучения;
- метод проектов;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии и др. [1, с. 100].


66
ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж» более 15 лет занимается обучением инвалидов и лиц с ОВЗ. Все эти годы я работаю мастером производственного обучения в группах профессиональной подготовки по профессии «Маляр». В процессе обучения обучающиеся изучают многочисленные виды малярных работ и методов их выполнения на основе современных технологий. Особое внимание на теоретических и практических занятиях обращаю на усвоение обучающимися учебного материала, а также формированию у них навыков самостоятельного выполнения работ, предусмотренных квалификационной характеристикой.
Во время проведения практических занятий использую технологии личностно-ориентированного и практико-ориентированного обучения с применением методики поэтапного формирования умственных действий; коррекционно-развивающего обучения, направленные на развитие познавательной деятельности и развитие общих и профессиональных компетенций. Для отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приемам и операциям провожу учебно-тренировочные занятия на рабочих местах.
Огромную роль в работе с инвалидами и лицами с ОВЗ имеет «живое» слово учителя! В связи с этим постоянно в работе с обучающимися использую словесные методы преподавания: беседа, рассказ, объяснение. Задача слушателей сводится к пониманию, запоминанию и воспроизведению изучаемого материала.
Словесные методы изложения учебного материала являются наиболее важными в процессе работы с инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, так как способствуют установлению контакта между педагогом и обучающимся, что, в свою очередь, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Помимо этого, слово учителя является образцом устной речи для обучающихся, углубляет понимание речи окружающих, расширяет их словарный запас. Важно отметить, что при устном изложении учебного материала к речи педагога предъявляются следующие требования: доступность и ясность, грамотность и четкость, эмоциональность и выразительность, логичность и последовательность [1. с. 102].
Для закрепления изученной темы использую упражнения, самостоятельные и практические работы, метод демонстрации и др. Метод демонстрации позволяет развивать элементарные представления у обучающихся, учит их наблюдать, сравнивать, анализировать. Каждый обучающийся должен действовать в соответствии с поставленной задачей и обращать внимание на те части демонстрируемого объекта, которые связаны с изучаемой на уроке темой.
Необходимо давать студентам задание описать объект словесно, что способствует развитию наблюдательности и формированию правильной, логичной речи.
Широкое распространение в группах профессиональной подготовки получил такой метод обучения как экскурсия. Экскурсии имеют специальное учебное


67 назначение, в процессе их проведения дети учатся наблюдать объекты в реальных условиях.
Многолетняя педагогическая практика показывает, что использование на занятиях игровых технологий существенно повышают мотивацию у обучающихся.
Уроки с использованием игровых ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса.
Кроссворды, головоломки, ребусы пополняют, углубляют и расширяют знания, являются средством разностороннего развития обучающихся, их умственных, интеллектуальных и творческих способностей. Игровые технологии вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь обучающихся интересным содержанием, способствуют их самоутверждению. Отмечу, при подборе игры или задания учитываются интересы и склонности студентов.
В последние годы активно использую в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Для меня подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающимся. Использование на уроках презентаций даёт возможность педагогу использовать методы активного и деятельностного обучения, уроки становятся интереснее и эмоциональнее. Использование презентаций на уроках позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал., развивать у обучающимся слух, зрение, воображение, память.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний.
Применяя разнообразные формы и методы в своей работе, стараюсь воспитывать у обучающихся сознательную трудовую дисциплину, правильное отношение к труду и коллективу.
Список использованной литературы:
1. Абрамова, И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения [Текст] / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.
2.Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. -
№ 1. - С. 5-16.
3.Воронкова, В.В. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование [Текст] / В. В. Воронкова // Коррекционная педагогика. -
2012. - № 3. - С. 9-11.


68
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Рафикова В.С.,
преподаватель математики
ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж»
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме обеспечения доступности качественного общего и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. Это одна из задач
Государственной программы в России на среднесрочный период, связанная с ратификацией Конвенции Организации Объединённых Наций о правах инвалидов.
Для успешной реализации этой программы важно отметить несколько условий:
1. Разработка программ и методов обучения.
2. Обеспечение индивидуальными техническими средствами для обучения и полноценной жизнедеятельности.
3. Предоставление социальных, педагогических, юридических, медицинских услуг.
4. Трудоустройство, обеспечение всем необходимым для достойной жизни [3].
Рассмотрим каждый пункт в отдельности:
1) К сожалению, говоря о доступности обучения в образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, мы сталкиваемся с тем, что общие программы не совсем соответствуют уровню восприятия и усвоения ими учебного материала. На это влияет такой фактор, как различие в медицинских показаниях:
- часть инвалидов имеют многие ограничения (в передвижении, в самообслуживании);
- часть имеют ограничения на выбор сферы трудовой деятельности, а значит профессий, в силу своего заболевания;
- остальная часть может обучаться и работать при определённых условиях
(доступность мест обучения, техническая поддержка).
Следовательно, возникает необходимость индивидуального подхода к обучению, учитывая вид заболеваемости, психологическое состояние и др.
Преподаватель-предметник сталкивается с тем, что должен разработать программу обучения так, чтобы было доступно, безболезненно, понятно, учитывая все факторы.
Решению проблемы способствовала бы разработка официальных программ для лиц ОВЗ и инвалидов, применяемые как в самой образовательной организации,

69 так и при дистанционном обучении; непосредственная связь с медицинскими работниками и психологами; обучение преподавателей на дополнительных курсах; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
2) Говоря об обеспечении индивидуальными техническими средствами для обучения и полноценной жизнедеятельности, имеется в виду обеспечение транспортом для доставки в ближайшую соответствующую образовательную организацию. Порядок предоставления транспортных средств решается на уровне
Правительства Российской Федерации (Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, глава 2 «Права в области специального образования лиц с ОВЗ, их родителей (иных законных представителей)» [3].
Необходимо уделить внимание условиям для полноценной жизнедеятельности таких категорий лиц:
- улучшение жилищных условий;
- предоставление льгот;
- выделение пособий;
- доступность для свободного передвижения;
- предоставление различных информационно-технологических возможностей
[2].
3) О предоставлении социальных и педагогических услуг было сказано выше.
Кроме этого, медицинские услуги являются одними из основных условий для получения образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях лицами ОВЗ и инвалидами.
Эти услуги включают в себя:
- бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;
- бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности с заключением психолого-медико-педагогической комиссии [1].
Юридическая сторона имеет некоторые недоработки в отдельных законодательных актах по отношению лиц ОВЗ и инвалидов. На сегодняшний день разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединённых Наций о правах инвалидов».
4) В одном из пунктов статьи 37 Конституции РФ указано: «Труд свободен.
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [4].
Что же касается людей с ограниченными возможностями, то для них имеются некоторые барьеры в трудоустройстве. Это связано с изменением требований при проведении медико-социальной экспертизы и введением единого


70 государственного экзамена. В этом направлении так же ведётся работа.
Организациям, в которых работают инвалиды, государством предоставляются налоговые льготы; льготы по уплате страховых взносов.
Таким образом, все эти условия в комплексе создадут благоприятные условия для обучения, трудоустройства и полноценной жизни людей с ограниченными возможностями, устранив в них все недоработки. Только так мы поможем инвалидам адаптироваться к современным условиям, отстаивать свое место в социуме, раскрыть таланты, достигать своих целей и вдохновлять их на очередные победы над собой, а так же жить во благо государства, общества.
Список использованной литературы:
1.«Организация учебно-воспитательного процесса и психолого- педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании»
В.Г.
Гончарова,
О.А.
Автушкоhttp://sibsedu.kspu.ru
2.Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москва. – М.: ООО
«Международная Актуарная компания», 2012. - 212 с.
3.Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), глава 2 «Права в области специального образования лиц с ОВЗ, их родителей (иных законных представителей)»
4.Конституция РФ, статья 37
СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ- КЛЮЧ К УСПЕХУ СТУДЕНТОВ
С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
ГАПОУ «КАЗАНСКИЙ ТОРГОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рошка И.С.,
педагог- психолог
ГАПОУ «Казанский торгово- экономический техникум»
B настоящее время во многих европейских странах, в том числе и в России, в качестве одной из важных стратегических задач развития системы профессионального образования рассматривается инклюзия. Сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они составляют особую социальную группу, испытывая в

71 силу имеющихся особенностей значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной, профессиональной деятельности. Необходимость инклюзии продиктована сменой парадигм в сфере образования от «знаниeвыx» к компетентностным, идеей гуманизации общества и образования, реализацией принципа равных возможностей в образовании для всех и др.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное обучение студентов Казанского торгово-экономического техникума с ОВЗ позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации:
• сформировать положительное отношение к сверстникам;
• выработать навыки адекватного социального поведения;
• реализовать потенциал развития и обучения;
По отношению же к нормально развивающимся сверстникам, инклюзия способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одногруппников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).
Лица с ОВЗ, являясь весомой частью общества, при создании необходимых условий в их профессиональной подготовке и трудовой деятельности становятся значительной трудовой силой и определяют «рациональную структуру занятости».
В рамках реализации модели базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов в Республике Татарстан ГАПОУ
«Казанский торгово-экономический техникум» в 2020 году реализовал программу по обучению студентов с нарушениями слуха по профессии «Повар» в рамках дополнительного образования, в который поступили все желающие не зависимо от статуса, возраста, и социального положения по интересующим специальностям на безвозмездной основе. На практике студенты с нарушениями слуха проходившие профессиональное обучение по профессии «Повар» были включены в организацию практических стажировок по приготовлению и отработке модулей по изготовлению кулинарной продукции студентов, обучающихся по специальности
«Технология продукции общественного питания». Такой подход обеспечил эффект социальной инклюзии по отношению к студентам с нарушениями слуха и способствовал разрушению сложившихся стереотипов в отношении лиц с ОВЗ.
Эффективными формами социальной инклюзии являются спортивные секции, разнообразные объединения, фестивали, конкурсы; организация экскурсий,