Файл: Примерная рабочая программа по учебному предмету Адаптивная физическая культура для обучающихся с легкой умственной отсталостью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31

вступать и поддерживать коммуникацию в процессе занятий адаптивной физической культурой, спортивно-массовых мероприятий;

использовать доступные источники и средства для получения информации по здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом.
Регулятивные учебные действия:

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач (тактических задач подвижных и командных игр), осуществлять коллективный поиск средств и способов решения учебной/практической задачи в групповой и командной работе;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач на занятиях адаптивной физической культурой;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности при выполнении упражнений (в паре, в группе со сверстниками);

обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе выполнения упражнений;

адекватно реагировать на внешний контроль и оценку учителя правильности выполнения упражнений, корректировать свою деятельность на основе показа способа выполнения упражнения учителем, на основе оценки учителя правильности выполнения упражнений.
Познавательные учебные действия:

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно- пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

32

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания: адаптивная физическая культура – математика, адаптивная физическая культура – русский язык и др.
X-XII классы
Личностные учебные действия:

осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;

соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;

определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;

ориентировка в социальных ролях;

осознанное отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Коммуникативные учебные действия:

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач;

выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта;

с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


33

владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные учебные действия:

постановка задач в различных видах доступной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной;

определение достаточного круга действий и их последовательности для достижения поставленных задач;

осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения полученного результата с эталоном;

осуществление самооценки и самоконтроля в процессе физкультурной деятельности;

адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.
Познавательные учебные действия:

применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием программы по адаптивной физической культуре для решения познавательных и практических задач;

извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;

использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий;

использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.

34
1.3.
Содержание программы
Реализация программа осуществляется при создании специальных условий на занятиях адаптивной физической культурой.
Специальные условия создаются путём применения средств адаптивной физической культуры, специальных (коррекционных) приёмов, использования системы поощрения, формирования и поддержания мотивации у обучающихся к занятиям и выполнению физических упражнений с учётом их индивидуальных возможностей, уровня психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Средства адаптивной физической культуры для занятий с
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.
Разделы программы по адаптивной физической культуре включают многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения. В соответствии с педагогическими задачами используемые на занятиях адаптивной физической культурой упражнения можно объединить в следующие группы:
1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.
2. Общеразвивающие упражнения: а) без предметов; б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.); в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).


35 2. Упражнения на развитие силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости и гибкости.
3. Упражнения на коррекцию и развитие координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, ритмичности движений, расслабления.
4. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.
5. Упражнения лечебного и профилактического воздействия: восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.
6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, базовые танцевальные движения, элементы хореографии и ритмопластики.
8. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и т.п., активизирующие познавательную деятельность.
9. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов.
10. Упражнения прикладного характера, направленные на освоение профильного труда, трудовой деятельности.
11. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: хоккей на полу, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.
К естественно-средовым факторам относятся воздушные, солнечные ванн ванны и водные процедуры. Они применяются для укрепления состояния здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма.

36
Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены, режим дня, соотношение времени бодрствования и сна, учебы и отдыха, сбалансированное питание, гигиена одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для обучающихся с умственной отсталостью важны не только знания о влиянии естественных сил природы и гигиенических факторов на состояние здоровья и развития, но и формирование у них привычки к закаливающим процедурам, соблюдению режима дня, личной гигиены, чередованию физической и умственной активности.
Специальные условия
- показ учителем образца выполнения физического упражнения с объяснением способа выполнения действий (операций);
- дополнительный неоднократный показ образца выполнения физического упражнения в замедленном темпе в сопровождении с пояснением;
- дополнительная индивидуальная инструкция, задающая поэтапность
(пошаговость) выполнения физического упражнения;
- адаптация (адекватность в соответствие с развитием обучающегося) инструкции к упражнению;
- предъявление мнестических опор: наглядных схем, визуальных алгоритмов, последовательности действий при выполнения физических упражнений;
- наличие зрительно-пространственных ориентиров (разметка, флажки, конусы и др.);
- варьирование видов помощи с учётом индивидуальных возможностей и потребности в помощи у обучающихся: физическая помощь (совместные действия с педагогом); обучающая помощь (выполнение упражнений на основе одновременного показа учителя); пошаговый контроль правильности выполнения упражнений;


37
- предоставление дифференцированной помощи обучающимся: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении физического упражнения, напоминание о необходимости самоконтроля), направляющей
(повторение и разъяснение инструкции);
- учёт темпа деятельности обучающихся: увеличение времени на выполнение физических упражнений; допустимо выполнение упражнений в индивидуальном темпе;
- профилактика физических и эмоциональных перегрузок: выполнение упражнений наименьшее количество раз, смена видов деятельности, организация перерыва при нарастании в поведении обучающегося проявлений утомления, истощения;
- при определении физической нагрузки учёт соматического состояния обучающегося, уровня физической подготовленности, степени развития физических качеств;
- специальное обучение играм по правилам;
- использование приёмов, направленных на формирование и поддержание интереса и мотивации к правильному выполнению физических упражнений (похвала, одобрение, игровые, сенсорные поощрения и др.);
- контроль выполнения физических упражнений с корректировкой и, при необходимости, оказание индивидуальной помощи обучающимся.

38
Содержание программы с указанием видов деятельности и условий реализации программы
Модуль/тематический блок
Разделы
Содержание программы
Дифференциация видов деятельности обучающихся
1 группа
(минимальный уровень)
2 группа
(достаточный уровень)
(I¹) I - IV класс
Знания
о
физической
культуре
Знания о физической культуре.
Чистота одежды и обуви.
Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры
(техника безопасности).
Чистота зала, снарядов.
Значение физических упражнений для здоровья человека.
Формирование понятий: опрятность, аккуратность.
Физическая нагрузка и отдых.
Физическое развитие.
Осанка.
Физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость и равновесие.
Понятия о предварительной и исполнительной командах.
- слушают объяснение и рассматривают помещение и оборудование спортивного зала (с помощью педагога);
- слушают инструктаж и зрительно воспринимает образец поведения на уроках физической культуры
(техника безопасности);
- просматривают видеоматериал по теоретическим вопросам адаптивной физической культуры;
- слушают объяснение педагога по теме с чёткими смысловыми акцентами и опорой на наглядность
(визуальный план, картинки по теме урока);
- рассматривают демонстрационный материал по теме
(презентации, иллюстрации, наглядность);
- отвечают на вопросы по
- слушают объяснение и рассматривает помещение и оборудование спортивного зала;
- слушают инструктаж и зрительно воспринимает образец поведения на уроках физической культуры
(техника безопасности);
- просматривают видеоматериал по теоретическим вопросам адаптивной физической культуры;
- слушают объяснение педагога по теме с чёткими смысловыми акцентами и опорой на наглядность (визуальный план, картинки по теме урока);
- рассматривают демонстрационный


39
Предупреждение травм во время занятий.
Значение и основные правила закаливания.
Понятия: физическая культура, физическое воспитание. прослушанному материалу с опорой на визуальный план (с использованием системы игровых, сенсорных поощрений);
- выполняют практические задания с заданными параметрами
(составляют режим дня, подбирают ответы на вопрос по предоставленным карточкам и др.) с помощью педагога: поэтапное предъявление инструкции, пошаговый
(пооперационный) контроль выполнения задания;
- зрительно воспринимают образец выполнения и соотносят с голосовым
(звуковым) сигналом предварительную и исполнительную команды;
- участвуют в групповой работе по поиску информации или выполнению задания (на доступном уровне, с помощью учителя). материал по теме
(презентации, иллюстрации, наглядность);
- отвечают на вопросы по прослушанному материалу;
- выполняют практические задания с заданными параметрами
(составляют режим дня, подбирают ответы на вопрос по предоставленным карточкам и др.);
- ориентируются на образец выполнения предварительной и исполнительной команд;
- участвуют в групповой работе по поиску информации или выполнению задания.
Гимнастика
Теоретические сведения.
Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах.
Правила поведения на уроках гимнастики.
- рассматривают демонстрационный материал по теме «Одежда и обувь гимнаста», знакомятся с одеждой и обувью гимнаста;
- слушают и применяют правила поведения на уроках
- рассматривают демонстрационный материал по теме
«Одежда и обувь гимнаста», знакомятся с одеждой и обувью гимнаста;

40
Понятия: колонна, шеренга, круг.
Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.
Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий.
Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики. гимнастики (под контролем учителя);
- слушают объяснение и рассматривают гимнастические снаряды и предметы, демонстрируемые учителем, усваивают на доступном уровне элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах;
- зрительно воспринимают образец выполнения, слушают объяснение учителя с показом способа выполнения и соотносят с голосовым
(звуковым) сигналом выполнение команд, построений и перестроений: колонна, шеренга, круг;
- получают элементарные теоретические сведения о правильной осанке, равновесии, зрительно воспринимают и оценивают образец удержания правильной осанки и равновесия;
- через объяснение учителя и показ способа выполнения упражнений получают и усваивают на доступном уровне элементарные сведения о скорости, ритме,
- слушают и применяют правила поведения на уроках гимнастики, ориентируясь на образец учителя;
- слушают объяснение и рассматривают гимнастические снаряды и предметы, демонстрируемые учителем, усваивают элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах;
- зрительно воспринимают образец выполнения, слушают объяснение учителя с показом способа выполнения и соотносят с голосовым (звуковым) сигналом выполнение команд, построений и перестроений: колонна, шеренга, круг;
- получают элементарные теоретические сведения о правильной осанке, равновесии, зрительно воспринимают и оценивают образец удержания правильной осанки и равновесия;
- через объяснение