Файл: Методические указания для студентов по практическим занятиям по учебной дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 333
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характеристики таблицы-объекта: Дисциплины. Таблица 3
Описание | Имя поля | Тип поля | Свойства поля: | |
Размер поля | Индексирован | |||
Код дисциплины | КодДисциплины | счетчик. | длинное целое | Установится автоматически |
Название дисциплины | Название | текстовый | 15 | Нет |
Общий объем часов | КолЧасов | числовой | длинное целое | Нет |
Характеристики таблицы-объекта: Успеваемость. Таблица 4
Описание | Имя поля | Тип поля | Свойства поля: | |
Размер поля | Индексирован | |||
Код оценки (ключевое поле) | КодОценки | счетчик. | длинное целое | Установится автоматически |
Код дисциплины (внешний ключ) | КодДисциплины | числовой | длинное целое | Да (Допускается) |
Код студента (внешний ключ) | КодСтудента | числовой | длинное целое | Да (Допускается) |
Оценка | Оценка | текстовый | 8 | Нет |
Вид контроля (экзамен, зачет, рейтинг) | Вид контроля | текстовый | 7 | Нет |
Задание:
1. Создайте новую базу данных
2. Создайте необходимые таблицы, согласно предметной области.
3. Установите типы данных (счетчик, текстовый, числовой и т.д.), описание и другие необходимые свойства полей (размер поля, маску ввода, подпись, значение по умолчанию и т.д.) созданных таблиц.
4. Определите первичные ключи в созданных таблицах.
5. Определите необходимые связи между таблицами, задайте необходимые параметры обеспечения целостности данных и вид объединения.
6. В схеме данных проверьте правильность созданных таблиц и связей между ними.
7. Заполните созданные таблицы данными (минимум 10 записей на таблицу).
8. Создайте необходимые запросы на выборку, выполняющие основные требования к функциям системы:
1) Создать запрос на выборку. Отображать все фамилии студентов, которые получили оценки отл/A по всем дисциплинам (Успеваемость студентов).
2) Создать параметрический запрос. Создать запрос, в результате которого будет выводиться Фамилия студента, Название группы, Дисциплина и Оценка (отл/А), полученная студентом по дисциплине.
9. Оформите отчет о выполнении лабораторной работы.
Пошаговое выполнение работы
1. Загрузить Microsoft Access, выполнив действия: Пуск—> Программы — Microsoft Access (или выполнив щелчок на соответствующей пиктограмме на панели Microsoft Office).
2. Создать новую базу данных
После загрузки MS Access на экране появится главное окно. При первом запуске Access в главном окне выводится область задач в режиме «Приступая к работе», с помощью которой можно открыть существующие БД и «Создать файл».
При выборе команды «Создать файл» в области задач изменится режим на «Создание файла».
При выборе команды «Новая база данных» откроется окно диалога «Файл новой базы данных», в котором необходимо выбрать имя диска и директории для хранения БД, а также имя БД (тип файла устанавливается по умолчанию «Базы данных Microsoft Office Access») и щелкнуть на кнопке «Создать», будет сохранен файл с расширением .mdb
В главном окне приложения появится окно БД с назначенным именем, например «Деканат: база данных (формат Access 2000).
3. Создать структуры таблиц. В появившемся на экране окне БД Деканат: база данных выбрать вкладку Таблицы и щелкнуть на пиктограмме Конструктор на панели инструментов. Появится окно Конструктора таблиц.
3.1. Создать структуру таблицы Группы студентов.
В окне Конструктора таблиц заполнить разделы Имя поля, Тип данных и Свойства поля в соответствии с таблицей 1.
Для перехода от раздела к разделу использовать клавишу <ТаЬ> или щелчок мышью на нужной ячейке.В разделе Тип данных для изменения типа раскрыть окно выбора типа, выполнив щелчок по кнопке раскрытия списка, затем выполнить щелчок в строке, содержащей соответствующий тип.
При этом в нижней части экрана в разделе Свойства поля появляется информация о свойствах данного поля. При необходимости туда можно вносить изменения, выполнив щелчок в соответствующей строке, удалив предыдущее значение и введя новое. Дополнительно можно задать формат поля, условие на значение и т.д.
После заполнения разделов необходимо задать ключевое поле. В качестве ключевого поля выбрать поле Код Группы.
Для создания ключевого поля выделить поле КодГруппы, выполнив щелчок слева от имени поля на полосе выделения. Выбрать в меню Правка — Ключевое поле или выполнить щелчок по пиктограмме Ключевое поле на панели инструментов приложения. Слева от имени поля появится изображение ключа.
После создания структуры таблицы необходимо сохранить ее. Файл. — Сохранить, или. Сохранить, как... В окне диалога Сохранение ввести имя для сохранения созданной таблицы: Группы студентов, затем ОК.
3.2. Создать структуру таблицы Студенты:В окне Конструктора таблиц заполнить разделы Имя поля, Тип данных и Свойства поля в соответствии с таблицей 2.
Для поля КодГруппы выбрать тип Мастер подстановок. Это позволит облегчить заполнение данными этого поля, так как в таблице Студенты будут отображаться не коды группы, а их названия. После выбора типа Мастер подстановок откроется первое диалоговое окно Создание подстановки
В этом окне выбирается способ, которым столбец подстановки получит свои значения: из таблицы или запроса, затем щелчок по кнопке Далее.
В следующем диалоговом окне выбирается таблица, содержащая столбец подстановки – Группа студентов, щелчок по кнопке Далее.
В следующем окне выбирается поле (Название), используемое в качестве столбца подстановки, и щелчком по кнопке переносится в окно Выбранные поля. Щелчок по кнопке Далее .
Следующее окно содержит сообщения о том, какие действия выполнить со столбцом в случае необходимости. Щелчок по кнопке Далее .
В следующем окне выполнить щелчок по кнопке Готово. Появится сообщение о том, что перед созданием связи необходимо сохранить таблицу. Для этого выполнить щелчок по кнопке Да.
В разделе Тип данных будет указан тип числовой, т.е. тип, соответствующий типу поля подстановки из таблицы Группа студентов.
Для поля КодГруппы установить свойство - Индексированное поле. Для этого в разделе Свойство поля выбрать строку Индексированное поле. Выполнить щелчок по кнопке раскрытия списка и выбрать строку - Да (Допускаются совпадения).
После создания структуры таблицы необходимо задать ключевое поле – КодСтудента. Сохранить структуры таблицы, введя имя таблицы, Студенты.
3.3. Создать структуру таблицы Дисциплины.В окне Конструктора таблиц заполнить разделы Имя поля, Тип данных и Свойства поля в соответствии с таблицей 3.
После создания структуры таблицы необходимо задать ключевое поле - КодДисциплины. Сохранить структуры таблицы, введя имя таблицы, Дисциплины.
3.4. Создать структуру таблицы Успеваемость.
В окне Конструктора таблиц заполнить разделы Имя поля, Тип данных и Свойства поля в соответствии с таблицей 4.
Для полей КодДисциплины и КодСтудента выбрать тип Мастер подстановок. Это позволит облегчить заполнение данными этих полей, так как в таблице Успеваемость будут отображаться не коды дисциплины и студента, а их названия
В таблице необходимо выбрать поля КодДисциплины и КодСтудента в качестве индексированных полей. Для свойства Индексированное поле установить значение Да (Допускаются совпадения). После создания структуры таблицы необходимо задать ключевое поле – КодОценки (можно отказаться от создания ключевого поля)
Сохранить структуру таблицы с именем Успеваемость.
4. Установить связи между таблицами:Выбрать команду Сервис — Схема данных или выбрать пиктограмму Схема данных на панели инструментов. Появится окно Схема данных, содержащее диалоговое окно Добавление таблицы, в котором отображается список таблиц. Выделить все таблицы: Группы студентов, Студенты, Дисциплины и Успеваемость и выполнить щелчок на кнопке Добавить. В окне Схема данных появятся таблицы, после этого необходимо закрыть окно Добавление таблицы.
Далее необходимо связать таблицы Группы студентов и Студенты, отбуксировав поле КодГруппы таблицы Группы студентов, на соответствующее поле таблицы Студенты. В появившемся диалогом окне Изменение связей необходимо активизировать флажки: Обеспечить целостность данных, каскадное обновление связанных полей и каскадное удаление связанных записей, убедится в том, что тип отношений один-ко-многим и нажать кнопку Создать. В окне Схема документа появится связь один-ко-многим между таблицами Группы студентов и Студенты. Аналогично связать таблицы Студенты и Успеваемость, отбуксировав поле КодСтудентов таблицы Студенты, на соответствующее поле таблицы Успеваемость и установив те же флажки. Кроме того, необходимо связать таблицы Дисциплины и Успеваемость, используя КодДисциплины.
Закрыть окно Связи. При запросе на сохранение выполнить щелчок на кнопке Да.
5. Заполнение таблиц для заполнения таблиц Группы студентов и Студенты данные выбираются самостоятельно, а для таблиц Дисциплины и Успеваемость данные представлены в таблицах 5 и 6.
Заполнение таблиц целесообразно начинать с таблицы Группы студентов, так как поле Код группы таблицы Студенты используется в качестве столбца подстановки для заполнения соответствующего поля таблицы Студенты.
В окне Базы данных выбрать нужную таблицу, затем выполнить щелчок по кнопке Открыть.
На экране появится структура таблицы БД в режиме таблицы. Заполнение производится по записям, т.е. вводится информация для всей строки целиком. При заполнении текущей строки появится новая пустая строка.
Переход к следующему полю осуществляется нажатием клавиши <Таb>.
Для заполнения поля MEMO в таблице Студенты нажать комбинацию клавиш
Для заполнения данными поля Код группы в таблице Студенты использовать список поля подстановки, раскрывая его щелчком мыши по кнопке раскрытия списка. Выбор названия группы производится щелчком мыши в соответствующей строке списка.
Таблица-объект Дисциплины Таблица 5
№ п/п | Название дисциплины | Количество часов |
1 | Иностранный язык | 108 |
2 | История Украины | 108 |
3 | Культурология | 72 |
4 | Математика | 180 |
5 | Политэкономия | 108 |
6 | Микроэкономика | 180 |
7 | Физкультура | 36 |
8 | Эконом. информатика | 180 |
Данные для заполнения таблицы Успеваемость Таблица 6
№ п/п | Оценка Национальная /ECTS | Описание |
1 | 5/A | Отлично - без ошибок |
2 | 5/B | Отлично - с незначительными ошибками |
3 | 4/B | Очень хорошо – с несколькими ошибками |
4 | 4/C | Хорошо - с несколькими значительными ошибками |
5 | 3/D | Удовлетворительно – со значительными недостатками |
6 | 3/E | Удовлетворительно – удовлетворяет минимальному критерию оценки |
7 | 2/FX | неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи экзамена |
8 | 2/F | неудовлетворительно с обязательным повторным курсом |
6. Проверка обеспечения целостности данных (каскадное удаление).
В таблице Студенты удалить код 1 и убедиться в том, что из таблиц Группы студентов и Дисциплины удалены соответствующие записи. Восстановить удаленные данные во всех таблицах.
7. Формирование запросов
1) Создание запроса на выборку.
Задание:
создать запрос «Успеваемость студентов» (отображать все фамилии студентов, которые получили оценки отл/A по дисциплинам), содержащий поля: Группы студентов, Фамилия, Имя, Отчество, Дисциплины, Оценка.
Список должен быть отсортирован по фамилии по возрастанию. Указать условия отбора в поле оценка:
-
Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действия: -
В окне базы данных необходимо выбрать вкладку Запросы и дважды щелкнуть на пиктограмме Создание запроса в режиме конструктора.
Появится активное окно Добавление таблицы на фоне неактивного окна «Запрос 1: запрос на выборку». В окне Добавление таблицы следует выбрать таблицы (Группы студентов; Студенты; Успеваемость; Дисциплины), на основе которых будет проводиться выбор данных, и щелкнуть на кнопке Добавить. После этого закрыть окно Добавление таблицы, окно «Запрос 1: запрос на выборку» станет активным.Переместить имена полей с источника в Бланк запроса. Из таблицы Группы студентов отбуксировать поле Название в первое поле Бланка запросов, из таблицы Студенты отбуксировать поле Фамилии во второе поле Бланка запросов, а из таблицы Успеваемость отбуксировать поле Оценка в третье поле и из таблицы Дисциплины отбуксировать поле Название в четвертое поле Бланка запросов.Задать принцип сортировки. Курсор мыши переместить в строку Сортировка для поля Фамилии, появится кнопка открытия списка режимов сортировки: по возрастанию и по убыванию. Установить в поле Фамилия режим сортировки – по возрастанию.В строке Условия отбора необходимо ввести критерии поиска. В поле Оценка ввести - "отл/A", т.е. отображать все фамилии студентов, которые получили оценки отл/A.После завершения формирования запроса закрыть окно Запрос на выборку. Откроется окно диалога Сохранить – ответить Да (ввести имя созданного запроса: Успеваемость студентов), и щелкнуть ОК. Вернуться в окно базы данных. В окне базы данных при выбранной вкладке Запросы появится созданный запрос.Для выполнения запроса: Выполнить щелчок мышью по запросу Успеваемость студентов, а затем, по кнопке Открыть. На экране появится, таблица, в которой, должны отображаться записи с фамилиями студентов, названиями групп, названиями дисциплин и полученных оценок, записи отсортированы по фамилии студентов по возрастанию.
Примечание: чтобы внести изменения в запрос необходимо: выбрать его щелчком мыши, выполнить щелчок по кнопке Конструктор, внести изменения. Сохранить запрос, повторить его выполнение.
2) Создать параметрический запрос
Задание: создать запрос, в результате которого будет выводиться Фамилия студента, Название группы, Дисциплина и Оценка (отл/А), полученная студентом по дисциплине.
Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действия: задать запрос в режиме конструктора или открыть существующий запрос:
-
«Успеваемость студентов» в режиме конструктора; -
в Бланк запроса в строке Условия отбора ввести условие отбора в виде приглашения в квадратных скобках, например [Введите фамилию]; -
закрыть окно Запрос на выборку, на вопрос о сохранении изменения ответить – Да. Вернуться в окно базы данных, где будет отображен созданный запрос; -
выполнить запрос, щелкнув по кнопке: Открыть. В появившемся на экране окне диалога «Введите значение параметра» надо ввести фамилию студента, информацию об успеваемости которого необходимо получить, выполнить щелчок по кнопке ОК; -
на экране появится таблица с данными о выбранном студенте.
Завершив просмотр, закрыть окно.
Задание №2. Сделать вывод о проделанном практическом занятии:
|
|
Содержание отчета:
Отчет должен содержать:
-
Название работы. -
Цель работы. -
Задание и его решение. -
Вывод по работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. С какой целью создаются формы в Access?
2. Какие способы создания форм существуют в Access?
3. Опишите кнопки панели элементов?
4. Как создаются страницы доступа к данным?
5. Опишите технологию создания и обработки кнопки на форме.
Практическое занятие №23
Тема: Сложные запросы с использованием логических выражений.
Цель:
-
закрепить навыки по редактированию таблиц; -
познакомиться с основными видами запросов; -
научиться создавать запросы на выборку различными способами.
Оборудование и раздаточный материал: персональный компьютер, MS Access .
Краткие теоретические сведения и учебно-методические материалы по теме практического занятия:
Определение. Выражение, содержащее логические операции, называется сложным логическим выражением.
Существуют три основные логические операции:
логическое умножение – конъюнкция (и), логическое сложение – дизъюнкция (или), отрицание (не);
Логическая величина может принимать только 2 значения –истина (1) или ложь (0).
Логическое умножение (AND)
В результате логического умножения получается истина только в том случае, если обе логические величины истинны.
Пример. Субъекты, численность населения в которых в пределах от 1 до 2 миллионов? (Запрос 1: >1000 And <3000). Где в математике Вы встречались с логической величиной И? (пересечение множеств, решение системы неравенств)
Логическое сложение (OR)
В результате логического сложения получается истина, если значение хотя бы одной логической величины истинно.
Пример. Субъекты, относящиеся к Уральскому или Поволжскому экономическому району? (Запрос 1: "Уральский" Or "Поволжский"). В математике – объединение множеств.
Отрицание (NOT) изменяет значение логической величины на противоположное: не истина = ложь, не ложь = истина.
Пример. Административные центры, начинающиеся не на «П» и не на «С». (Запрос 3: Not Like "П*" And Not Like "С*").
В логическом выражении можно использовать круглые скобки. Так же как и в математических формулах, скобки влияют на последовательность выполнения операций. Если нет скобок, то операции выполняются в порядке их старшинства.
Приоритеты: отрицание, умножение, сложение
Ход работы:
Предположим, что вы хотите создать телефонную книгу или получить список всех учеников, занимающихся у определенного преподавателя, используя конкретную базу данных. Подобную работу легко сделать с использованием запросов.
Задание 1. Откройте учебную базу данных, изготовленную на прошлом занятии.
Порядок работы:
-
Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкните по пиктограмме Microsoft Access. Откроется окно системы управления базами данных, в котором появится меню. -
Включите мышкой переключатель Открыть базу данных, выделите из списка баз данных, расположенного ниже переклю-чателя, имя вашей базы и щелкните по кнопке ОК. -
Если вы включили в параметры запуска Заставку, то она появится перед вами. Закройте ее. На экране возникнет диалоговое окно с основными элементами базы данных. В базе данных должны быть три таблицы: Список, Личные данные. Группы. В случае их отсутствия импортируйте данные таблицы из чужой базы данных (например, из эталонной базы данных учителя).
Задание 2. Создайте запрос на выборку с именем Номера телефонов.
Порядок работы:
-
Выберите закладку Запросы, если находитесь в другом диалоговом окне. -
Щелкните мышкой по кнопке Создать. -
В появившемся диалоговом окне выберите Конструктор, щелкните по кнопке ОК. -
Добавьте нужные таблицы (Личные данные и Список), выбирая их и щелкая по кнопке Добавить. Так как таблицы связаны, то между ними появится линия, обозначенная цифрами 1 ("один-к-одному"), что представлено на рис. 29. -
Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появляется возможность выбора полей из разных таблиц. -
Выберите поля Фамилия, Имя и Отчество из таблицы Список и НомерТелефона - из таблицы Личные данные (рис. 30). Для этого достаточно сделать двойной щелчок мышкой по имени поля. Второй вариант - перетащить мышкой название поля в клетки запроса.
TT
Рис.29
-
Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить. Введите имя запроса Номера телефонов и щелкните по кнопке ОК.
Рис. 30
-
Щелкните по кнопке TT для представления запроса. Это самый простой вид запроса на выборку. В результате вы получаете новую таблицу с другим набором полей. Перейдите в режим Конструктор.
Замечание.
Условие отбора можно включать аналогично включению фильтра. Например, телефонная книга для всех учащихся, фамилии которых начинаются на букву "В", может быть получена с помощью включения условия Like "В*".
-
Получите этот запрос (он представлен на рис. 31).
Рис.31
-
Щелкните по кнопке TT для представления запроса. -
Измените имя запроса, выбрав в меню пункт Файл - Сохранить как/Экспорт. -
В появившемся диалоговом окне наберите новое имя запроса: Выборка по В. Теперь в меню базы данных в окне Запросы будет показано два запроса.
|
Задание 3. Составьте запрос с использованием логических операций в условии отбора.
Предположим, что вам нужно составить ведомость для выплаты стипендии всем учащимся, которые учатся без троек. Для этого нужно выбрать записи, в которых оценки по предметам 4 ИЛИ 5.
Порядок работы:
-
Выберите закладку Запрос, если находитесь в другом диалоговом окне. -
Щелкните мышкой по кнопке Создать. -
В появившемся диалоговом окне выберите Конструктор, щелкните по кнопке ОК. -
Добавьте нужные таблицы (Личные данные и Список), выбирая их и щелкая по кнопке Добавить.
Замечание.
Так как таблицы связаны, между ними на экране появляется линия "один-к-одному". Если ее нет, таблицы нужно связать.
-
Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появляется возможность выбора полей из разных таблиц. -
Выберите поля Фамилия, Имя и Отчество из таблицы Список и поля Word, Excel, Access - из таблицы Личные данные. Для этого достаточно сделать двойной щелчок мышкой по имени поля. Второй вариант - перетащить мышкой название поля в клетки запроса. -
В строке Условие отбора под полями Word, Excel и Access поставье 4 Or 5 (рис. 32).
TT
Рис.32
-
Щелкните по кнопке TT для представления запроса. -
Сохраните запрос с именем Успеваемость 1, щелкнув по кнопке Сохранить. Теперь в меню базы данных в окне Запросы будет показано три запроса.
|
Задание 4. Составьте запрос на выборку всех записей, кроме тех, в которых указана фамилия Баранова с использованием Построителя выражений.
Порядок работы:
-
Выберите закладку Запросы, если находитесь в другом окне. -
Выделите запрос Номера телефонов. -
Щелкните по кнопке Конструктор. -
Удалите поле НомерТелефона. -
Добавьте поле Адрес. -
Сохраните запрос с именем Адрес, выполнив команду Сохранить как/экспорт.... -
Поставьте курсор в ячейку Условие отбора в столбце Фамилия. -
Удалите надпись в этой ячейке. -
Щелкните по кнопке TT - Построить. Появится окно, в котором можно строить сложные запросы.
Порядок работы:
-
Щелкните по кнопке Not, это слово появится в верхнем поле. Фамилию Баранова в кавычках наберите вручную. -
Щелкните по кнопке ОК. В поле Условие отбора появится данное выражение. -
Щелкните по кнопке TT для представления запроса. -
Закройте запрос, сохранив его с именем не_Баранова, выполнив команду Файл - Сохранить как/экспорт....
Задание 5. Создайте вычисляемые поля.
Порядок работы:
-
Выберите закладку Запросы, если находитесь в другом окне. -
Щелкните по кнопке Создать. -
В появившемся диалоговом окне выберите Конструктор, щелкнув по кнопке ОК. -
Добавьте нужные таблицы (Список и Личные данные), выбирая их и щелкая по кнопке Добавить. -
Завершите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. -
Выберите поля Фамилия и Имя из таблицы Список и поля Word и Excel - из таблицы Личные данные. -
Поставьте курсор на клетку правее Excel (на линии Поле). -
Щелкните по кнопке TT - Построить. -
В появившемся окне напечатайте вручную выражение, представленное на рис. 33, и щелкните по кнопке ОК. -
Это выражение подставится в новое поле. Нажмите клавишу [Enter].
Рис.33
-
Сохраните запрос с именем Среднее. -
Щелкните по кнопке TT для представления запроса. Новое поле будет иметь имя Среднее. -
Закройте запрос. -
Предъявите преподавателю: запросы Номера телефонов. Выборка по В, Анна, Выборка по А, Успеваемость 1, Успеваемость 2, Успеваемость З, не_Баранова, Среднее.
Задание 6. Завершите работу с программой Access.
Порядок работы:
-
Выполните команду Файл - Выход. -
Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте на него положительно.
Задание №7. Сделать вывод о проделанном практическом занятии:
|
|
Содержание отчета:
Отчет должен содержать:
-
Название работы. -
Цель работы. -
Задание и его решение. -
Вывод по работе.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
-
Что такое логическое выражение? -
Какие бывают логические выражения? -
Что такое алгебра логики?
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14