Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
-готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Критерии оценки выполнения практических занятий
Отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний.
Отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Отметка «3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
Отметка «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых.
Практическое занятие №1
Человек, индивид, личность
Цели: расширение знаний о человеке; развитие умений работать с учебной литературой; развитие умений грамотно
излагать и аргументировать собственные суждения.
Порядок выполнения
1. Установите соответствие между понятием и определением, используя учебник [1] - с. 10
Личность - это существо, принадлежащее к биологическому виду Ноmо sapiens.
Человек - это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.
Талант - специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.
Индивид - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Индивидуальность - это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.
Воспитание - человек, способный к активной социальной деятельности.
Модальная личность - это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.
Социальный субъект - это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества, это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени.
Самосознание - процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств.
Нормативная (базисная) личность - это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
Социальные отношения - это индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки.
Социализация - это ярко выраженная способность.
Самовоспитание - это талантливый человек, постоянно развивающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.
Способности - это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта.
Гений - это процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.
Содержание отчета
Контрольные вопросы
Практическое занятие №2
Потребности, способности, интересы
Цели: расширить знания о потребностях, способностях и интересах; определить свои профессиональные склонности.
Краткие теоретические сведения
Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами того или иного вида деятельности.
В целях своего развития человеку необходимо удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
-Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
-Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
-Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
-Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
-по их носителю: индивидуальные, групповые, всего общества;
-по направленности: экономические, социальные, политические, духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Порядок выполнения
1 Используя краткие теоретические сведения, а так же учебник [1], дать характеристику понятию «потребность»; назвать и охарактеризовать виды первичных потребностей;
2 Используя учебник [1] и краткие теоретические сведения дать определение понятиям «способности», «интерес» и «склонность»;
3. Допишите недостающие понятия.
3.1 В социологии выделяют такие виды личности, как:
А) модальная личность
Б) __________________
3.2 На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как:
А) _____________________
Б) воспитание
В) _____________________
Г) _____________________
3.3 Выделяют две составляющих социальной среды:
А) макросреда
Б) _____________
Содержание отчета
4 Вывод.
Контрольные вопросы
Практическое занятие №3
Мировоззрение. Типы мировоззрения
Цели: р
-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
-готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Критерии оценки выполнения практических занятий
Отметка «5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний.
Отметка «4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Отметка «3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
Отметка «2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых.
Практическое занятие №1
Человек, индивид, личность
Цели: расширение знаний о человеке; развитие умений работать с учебной литературой; развитие умений грамотно
излагать и аргументировать собственные суждения.
Порядок выполнения
1. Установите соответствие между понятием и определением, используя учебник [1] - с. 10
Личность - это существо, принадлежащее к биологическому виду Ноmо sapiens.
Человек - это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.
Талант - специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.
Индивид - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Индивидуальность - это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.
Воспитание - человек, способный к активной социальной деятельности.
Модальная личность - это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.
Социальный субъект - это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества, это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени.
Самосознание - процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств.
Нормативная (базисная) личность - это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.
Социальные отношения - это индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки.
Социализация - это ярко выраженная способность.
Самовоспитание - это талантливый человек, постоянно развивающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.
Способности - это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта.
Гений - это процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.
Содержание отчета
-
Тема и цели занятия. -
Установленные соответствия между понятием и определением. -
Вывод.
Контрольные вопросы
-
В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»? -
Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы самовоспитанием?
Практическое занятие №2
Потребности, способности, интересы
Цели: расширить знания о потребностях, способностях и интересах; определить свои профессиональные склонности.
Краткие теоретические сведения
Способности – это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами того или иного вида деятельности.
В целях своего развития человеку необходимо удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
-Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
-Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
-Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
-Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
-по их носителю: индивидуальные, групповые, всего общества;
-по направленности: экономические, социальные, политические, духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Порядок выполнения
1 Используя краткие теоретические сведения, а так же учебник [1], дать характеристику понятию «потребность»; назвать и охарактеризовать виды первичных потребностей;
2 Используя учебник [1] и краткие теоретические сведения дать определение понятиям «способности», «интерес» и «склонность»;
3. Допишите недостающие понятия.
3.1 В социологии выделяют такие виды личности, как:
А) модальная личность
Б) __________________
3.2 На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как:
А) _____________________
Б) воспитание
В) _____________________
Г) _____________________
3.3 Выделяют две составляющих социальной среды:
А) макросреда
Б) _____________
Содержание отчета
-
Тема и цель занятия. -
Характеристика понятия «потребность», видов первичных потребностей. -
Определение понятий «способности», «интерес» и «склонность». -
Дописать недостающие понятия -
Вывод.
4 Вывод.
Контрольные вопросы
-
В чем состоят различия понятий «Склонность» и «Интерес»? -
В чем состоит важность вопроса выбора профессии? Что такое профессиональное самоопределение? Какую роль оно играет в жизни человека?
Практическое занятие №3
Мировоззрение. Типы мировоззрения
Цели: р