ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Улучшение материально-технической базы учреждений амбулаторного звена объективно позволило повысить качество предоставляемой медицинской помощи, несколько сократить время ее ожидания.
Кроме того, Приоритетный национальный проект позволил создать нормативно-правовую базу для формирования будущих целевых программ, настроить организаторов здравоохранения всех уровней на «программное» мышление. Реализация ПНП «Здоровье» помогла медицинской сети подготовиться к внедрению еще более крупного, финансово емкого и амбициозного проекта – Программы модернизации регионального здравоохранения.
Программа модернизации была реализована в Свердловской области в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №383-ПП от 12.04.2011 г. «О мерах по реализации мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области в 2011-2012 гг.»
В соответствии с Постановлением, ответственными за реализацию Программы на территории области выступают органы исполнительной власти субъекта, органы управления здравоохранением, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Однако по факту ответственность за реализацию первой и второй задач программы модернизации (улучшение материально-технической базы и внедрение современных информационных систем) была возложена на Министерство здравоохранения Свердловской области, а региональный ТФОМС курировал реализацию задачи по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, внедрению стандартов медицинской помощи, проведению диспансеризации 14-летних подростков.
В рамках программы модернизации в 2011-2012 гг. были внедрены 45 федеральных и более 400 региональных стандартов. В первую очередь, увеличение стоимости медико-экономических стандартов (МЭС) коснулось заболеваний, наиболее влияющих на инвалидность и смертность населения Свердловской области: это острые сердечнососудистые заболевания, травмы, новообразования. При этом тариф отдельных МЭС после внедрения РПМЗ (региональная программа модернизации здравоохранения) вырос в 2, 3, а по некоторым нозологиям – и в 4 раза. Новая финансовая емкость тарифа позволила пациентам получать больший комплекс лечебных и диагностических процедур, более современные и эффективные препараты. А врачи, оказывающие помощь своевременно и в полном объеме, в свою очередь, могли рассчитывать на рост заработной платы.
Стимулирующие выплаты в рамках РПМЗ в Свердловской области4 в 2011-2012 годах получали почти 19 тысяч сотрудников стационаров и более 6 с половиной тысяч сотрудников поликлиник. Таким образом, благодаря реализации программы заработная плата врачей в Свердловской области в 2012 году составила в среднем 44 тыс. 182 руб. - это 175% средней заработной платы по Свердловской области (Табл.1.1, 1.2.)
Увеличение заработной платы всех категорий работников здравоохранения, которые участвовали в реализации РПМЗ, было важным, но не основным результатом программы. Внедрение новых медико-экономических стандартов и заметное увеличение расходов медицинских учреждений на медикаменты, перевязочные материалы и расходные материалы, химические реагенты существенно повлияли как на качество медицинской помощи, так и на удовлетворенность населения уровнем предоставляемых медицинских услуг.
Таким образом, за два года общие расходы больниц, действующих в системе обязательного медицинского страхования в Свердловской области, увеличились более чем на 70%. Они более чем удвоили стоимость медицинского оборудования, почти утроив стоимость мягкого оборудования. На треть больше, чем в 2018 году, медицинские организации потратили на питание для пациентов.
Конечно, нет прямой связи между качеством медицинской помощи, уровнем оснащенности организаций здравоохранения, объемом финансирования сектора здравоохранения и удовлетворенностью населения услугами здравоохранения - доля человеческого фактора в секторе здравоохранения слишком высока. В случае программы модернизации можно утверждать, что население Свердловской области быстро отреагировало на положительные изменения - регион не только сократил общее количество жалоб в медицинские организации, поступивших в ТФОМС и страховые компании, действующие в системе обязательного медицинского страхования. Реализация РПМЗ, стала примерно на 17% меньше, чем до начала программы модернизации), но структура жалоб изменилась: люди стали меньше жаловаться на выставление счетов в больницах и поликлиниках, уделяя больше внимания качеству медицинской помощи и организации здравоохранения организации (рис. 5)
Важное значение приобрело осуществление региональной программы модернизации, увеличение финансирования, повышение заработной платы медицинского персонала и отсутствие недостатков в территориальной программе обязательного медицинского страхования. условиями эффективного перехода к новой системе финансирования преимущественно из одного источника – системы ОМС.
В 2019 - 2020 гг. Территориальным фондом ОМС, Министерством здравоохранения и Правительством Свердловской области был проведен ряд мероприятий, направленных на подготовку к переходу на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения, проанализирована работа всех лечебных учреждений Свердловской области в рамках т.н. «виртуального эксперимента». Этот анализ подтвердил существенные различия в материально-технической базе больниц и привел к утверждению индивидуальных тарифов на содержание для каждой из больниц области.
Кроме того, с августа по декабрь 2018 г. в рамках подготовительных мероприятий по переходу на преимущественно одноканальное финансирование 7 областных лечебных учреждений участвовали в т.н. «реальном эксперименте»: т.е. зарабатывали средства по полному тарифу через систему ОМС. На содержание этих больниц (в соответствии с установленными индивидуальными тарифами) было запланировано около 141 млн. руб. При этом реально потратили больницы существенно меньше: 119 млн. 512 тыс. руб. Разница между запланированными и потраченными на содержание средствами составила 21, 5 млн. При этом больницы выполнили запланированные объемы и не имели задолженности перед поставщиками товаров и услуг.
Таким образом, новый способ финансирования нацелил руководителей медицинских организаций на экономию, определил первоочередные и второстепенные статьи расходов. Первый год работы в условиях одноканального финансирования доказал эффективность механизма доведения финансовых средств до лечебных учреждений: в мед. организациях сохранился достигнутый в предыдущий период уровень оплаты труда медицинского персонала, выросли расходы в расчете на 1-койко-день, остатки на счетах медицинских организаций (по данным на 31 декабря 2020 года они составляли 4,4 млрд. руб.) свидетельствуют о финансовой устойчивости лечебной сети.
Глава 2. Система обязательного медицинского страхования здравоохранения Российской Федерации
-
Анализ финансовой структуры нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области
Бюджетные полномочия Территориальных фондов обязательного медицинского страхования реализуются путем исполнения бюджета территориального фонда в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Финансовая деятельность Территориальных фондов обязательного медицинского страхования регулируется бюджетным и отраслевым законодательством.
Законом 326-ФЗ определены ключевые направления движения финансовых средств нормированного страхового запаса территориального фонда.
В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства:
1) для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования;
3) для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;
4) для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Нормированный страховой запас территориального фонда в части средств, направляемых на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также на осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, формируется за счет доходов бюджета территориального фонда, определенных ст.26 Закона 326-ФЗ.
Нормированный страховой запас территориального фонда в части средств, направляемых на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, формируется за счет средств от санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Объем средств нормированного страхового запаса территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования определяется как сумма:
1) средств от применения территориальным фондом к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи:
а) 50 процентов средств по результатам проведения медико-экономического контроля;
б) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения экспертизы качества медицинской помощи;
в) 35 процентов сумм, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных в результате проведения медико-экономической экспертизы;
г) 25 процентов сумм, поступивших в результате уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;
2) средств от применения страховыми медицинскими организациями к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи: