Файл: При президенте Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

1. Основные направления системы здравоохранения в Российской Федерации.

Цели и задачи территориального фонда обязательного медицинского страхования в системе здравоохранения СО

Глава 2. Система обязательного медицинского страхования здравоохранения Российской Федерации

Проблемы контроля оказания обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению (на примере Территориального Фонда Обязательного Медицинского Страхования по Свердловской области)

Глава 3. Экономическое содержание средств обязательного медицинского страхования в бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования

3.1. Модель финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования Свердловской области.

3.2. Опыт распределения средств НСЗ территориального фонда обязательного медицинского страхования в Свердловской области

Заключение

Список литературы





Схожая ситуация наблюдается в дневных стационарах: при некотором сокращении объема средств, направляемых в СЗП, растет финансирование диализной помощи, случаев ЭКО и химиотерапии, лечения с использование дорогостоящих генно-инженерных препаратов. Это естественным образом приводит к уменьшению объема и стоимости «рутинной» помощи и как следствие - к снижению ее доступности для населения (рис. 12)

Рисунок 12. Структура оплаты дорогостоящих КСГ в общем объеме финансовых средств в условиях дневного стационара за 2019-2020годы, тыс. руб.



Финансовые трудности, которые по объективным причинам испытывают сегодня медицинские организации и преимущественно – больницы I уровня, усугубляются неэффективными расходами учреждений. И в первую очередь они связаны с чрезмерным штатом персонала, избыточными площадями и коечным фондом.

По итогам 2019 года разница между объемом доходов и расходов в первом уровне составила 16%. Эта ситуация вынуждает организаторов здравоохранения искать, как пути оптимизации лечебной сети, так и новые организационные формы оказания стационарной помощи.

Увеличение числа частных медицинских организаций, работающих в системе ОМС, и доли оказываемой ими дорогостоящей медицинской помощи

В течение последних трех лет число частных медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, выросло с 35 до 51 МО. С учетом оптимизации лечебной сети сегодня соотношение государственных (федеральных, областных и муниципальных) и частных лечебных учреждений в субъекте составляет 3:1. При этом доля заработанных негосударственными МО средств составит в текущем году 6,3% от объема средств, направленных в круглосуточный стационар (4,4% в 2014 году) и 35% от объема средств, направленных в дневной стационар (21% в 2014 году). При этом объем дорогостоящей медицинской помощи в общем объеме оказанных населению в рамках ОМС медицинских услуг в негосударственных медицинских организациях существенно выше (рис.13 и рис.14), а по ряду технологий медицинские организации частной формы собственности выполняют значительную, а
иногда и наибольшую часть объема помощи, установленного для региона Территориальной программой ОМС: это, в том числе, 36% случаев эндопротезирования тазобедренного сустава, 42% случаев экстракорпорального оплодотворения и 73% услуг диализа.

Рисунок 13. Структура оплаты дорогостоящих КСГ в объеме финансовых средств в условиях круглосуточного стационара в 2020 г.





Глава 3. Экономическое содержание средств обязательного медицинского страхования в бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования

3.1. Модель финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования Свердловской области.


Здоровье населения – важнейший фактор устойчивого развития общества. Очевидна и взаимосвязь общественного здоровья и экономического роста. Так, в Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. [7] отмечено, что сохранение и укрепление здоровья населения является одним из приоритетов государственной политики, залогом устойчивого социально-экономического развития страны.

В то же время система здравоохранения – это понятие, с которым сталкивается в течение жизни каждый человек, каждый член общества. Процесс финансирования здравоохранения, его поддержка координируются государством, но именно человек является основным звеном в данной цепи. Для него строится вся система, а он, в свою очередь, является главным субъектом в сфере здравоохранения. Право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется п. 1 ст. 41 Конституции РФ [1].

Под «здравоохранением» понимается общественно-социальная функция общества, связанная с охраной и укреплением здоровья населения. Исчерпывающее определение дано в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ [Error: Reference source not found], где отмечено, что охрана здоровья – это система различных мер, включая меры политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых государством и другими субъектами для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Специфичной особенностью источников системы финансирования здравоохранения является то, что невозможно полностью отнести их ни к сфере государственных финансов, ни к сфере финансов организаций. Кроме того, особенность системы финансирования здравоохранения заключается и в участии частного сектора экономики. Наличие столь различных субъектов в системе финансового обеспечения здравоохранения обуславливает двойственность их целей. Основополагающей целью для государства является развитие человеческого капитала, для частного сектора – получение прибыли.


Система финансов в здравоохранении является частью финансовой системы РФ и включает в себя следующие звенья (источники финансирования) [30]:

- денежные средства бюджетов всех уровней, включая государственные (федеральный, бюджеты субъектов федераций) и местные бюджеты;

  • денежные средства внебюджетных государственных целевых фондов (в том числе Федеральный и территориальные фонды ОМС) – средства обязательного медицинского страхования;

  • часть доходов от акцизов на водку, вино виноградное, шампанское, коньяк, табачные изделия, направляемых в целевом порядке на здравоохранение;

  • финансы предприятий, организаций, учреждений, объединений, направляемые в здравоохранение;

  • средства ДМС (добровольного медицинского страхования), в том числе личные средства граждан;

  • средства, получаемые медицинскими учреждениями за счет предоставленных платных услуг (личные средства граждан);

  • субсидии, субвенции, дотации, кредиты, ссуды, налоговые взаиморасчеты;

  • доходы от инвестирования (депозитные вклады, государственные ценные бумаги);

  • поступление благотворительных пожертвований от юридических и физических лиц;

  • иные источники, не запрещенные законодательством.

По степени централизации можно выделить централизованные и децентрализованные источники финансирования медицинских услуг.

К централизованным, то есть формируемым из общественных фондов, относятся средства бюджетов, а также средства фондов обязательного медицинского страхования. Средства бюджета по уровням бюджетной системы разграничиваются на средства федерального, региональных или местных бюджетов, идущих на финансирование здравоохранения. Средства обязательного медицинского страхования можно представить по уровням их аккумуляции: средства федерального или территориального фондов обязательного медицинского страхования.

Децентрализованными, мобилизуемыми самими медицинскими организациями, можно считать следующие внебюджетные источники финансирования отрасли: средства добровольного медицинского страхования, доходы от платных медицинских услуг, от приносящей доход деятельности, благотворительные взносы, доходы от ценных бумаг и т.д.

По принадлежности источники финансирования здравоохранения можно сгруппировать по бюджетным и внебюджетным источникам.


В зависимости от характера деятельности указанные источники можно подразделить на полученные в результате основной деятельности (в результате оказания медицинской помощи) и дополнительные (не связанные с предоставлением медицинских услуг населению).

Представленная классификация позволяет более точно определить возможные источники формирования медицинскими учреждениями финансовых ресурсов, что на практике должно способствовать более полной их мобилизации.

Реализуемый до последнего времени механизм финансирования здравоохранения характеризовался наличием двух путей поступления средств в медицинские учреждения и, соответственно, двух систем управления. Существовавшая схема взаимодействия между ними отличалась несовершенством и несбалансированностью, что приводило к проявлению комплекса проблем.

2.Объемы медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, которая ежегодно, с 1998 года, утверждается постановлением Правительства РФ, на практике не гарантировались гражданам России, так как они прямо поставлены в зависимость от наличия реальных финансовых ресурсов [8]. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» от 11.09.1998 № 1096 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.09.1998, действующая редакция).

Следует отметить, что доля средств обязательного медицинского страхования в финансовом обеспечении Программы государственных гарантий (ПГГ) постоянно снижалась за счет увеличения бюджетного финансирования в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Наблюдался дефицит территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) в большинстве субъектов РФ, а также существенная дифференциация их обеспеченности, и, как результат, разница в доступности и качестве оказываемой медицинской помощи.

Структурная модернизация здравоохранения потребовала совершенствования механизма финансирования медицинской помощи с ориентацией на результат и с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинских учреждений