Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22705
Скачиваний: 342
90
В зависимости от применяемых методов обработки ин-
формации при реализации функций управления различают:
проблемный, интуитивный, кибернетический методы и метод
управления по аналогии.
11. Проблемный метод управления основан на использо-
вании коллективных знаний и опыта должностных лиц органа
управления и предполагает: выработку решения (планирования,
организации, руководства и др.) на основе всесторонней оценки
обстановки и заслушивания предложений должностных лиц по
реализации функций управления, определение вариантов вари-
ант применения системы по показателям эффективности, выбор
оптимального варианта реализации функций управления.
12. Метод управления по аналогии основан на личных зна-
ниях и опыте руководителя. Его суть заключается в том, что
руководитель на основе оценки обстановки и воспроизведения
в памяти ряда ранее успешно выполненных задач находит
приближенный аналог, на основе которого с учетом оценки кон-
кретной обстановки корректирует отдельные элементы аналога,
определяет вариант управления.
13. Интуитивный метод управления основан на интуиции –
концентрированном выражении высшего уровня знаний и опыта
руководителя.
Для интуитивного метода характерны быстрое и целостное
восприятие обстановки, выход на решение, минуя промежуточ-
ные этапы переработки информации. Без рассмотрения воз-
можных вариантов применения системы и их аргументирования
вырабатывается управляющее воздействие.
14. Кибернетический метод основан на использовании ис-
кусственного интеллекта, сформированного на базе экспертных
систем. Основой построения таких систем являются базы знаний,
используя которые ЭВМ формирует варианты вариант примене-
ния системы в зависимости от заданных условий обстановки.
Базы знаний подготавливаются заблаговременно. При фор-
мировании баз знаний используются: результаты экспертного
опроса специалистов конкретной предметной области; опыт
работы систем; результаты научных исследований; результаты
моделирования процессов более низкого уровня.
91
В теории систем реализуются следующие принципы управ-
ления:
1. Пропорциональность и рациональная соотносительность
элементов системы управления. Действия данного принципа
обеспечивают оперативность и непрерывность управления,
требования к норме управляемости, которая соответствует для
каждого органа управления
—
5–7 объектов управления.
2. Совместимость технических средств управления. Дей-
ствия данного принципа обеспечивают централизацию управ-
ления и взаимодействие с другими системами управления;
проявляются в технической, информационной и программной
совместимости средств управления.
3. Комплексное применение средств управления. Реализа-
ция этого принципа обеспечивает устойчивость и непрерывность
управления, а его действие проявляется в необходимости при-
менения различных (основных и дублирующих) средств управ-
ления с обязательным резервированием для восстановления или
наращивания возможностей по передаче информации.
Глава 4. Функционирование систем
в условиях неопределенности.
Критическое состояние систем
4.1. Общие положения по оценке состояния систем
в условиях неопределенности
В теории управления управление в условиях рисков и
критических ситуаций рассматривается как особая форма
управления. Основной предпосылкой к этому является то, что
практически любая деятельность в экономической сфере ве-
дется в условиях рисков или же критических ситуаций. Между
тем в этой сфере есть ситуации, требующие применения особых
методов управления. Этими ситуациями, например, могут быть
собственно сама угроза ликвидации экономической системы,
угроза банкротства, угроза утраты устойчивости экономической
92
системы, и т. д. Управление в этих условиях требует, как прави-
ло, кардинальных нестандартных решений с их реализацией в
минимальное время. Исходя из общих функций, содержанием
управления в этих условиях могут быть: мониторинг условий,
характеризующих критическую ситуацию; прогнозирование
времени и условий, характеризующих критическую ситуа-
цию; выявление основных факторов создающих критическую
ситуацию; принятие решения по ослаблению или полной лик-
видации критической ситуации; реализация решений.
В основу решения этих важных по существу задач должны
быть положены следующие основные принципы:
•не допустить критической ситуации, т. е. в максимальной
степени ослабить действие факторов, которые оказывают влия-
ние на ее возникновение;
•если не допустить критическую ситуацию не удалось, то
необходимо учесть влияние факторов хотя бы таким образом,
чтобы отодвинуть время ее проявления;
•для ликвидации критической ситуации необходимо мо-
билизовать все имеющиеся в наличии ресурсы (резервы) сил,
средств;
•действия по ликвидации критической ситуации должны
осуществляться с максимальной интенсивностью и максималь-
ной концентрацией усилий во времени и пространстве.
Рассмотрим суть основных понятий и элементов процесса
управления.
В общем случае под риском понимают возможность на-
ступления некоторого неблагоприятного события, влекущего
за собой возникновение различного рода потерь. Часто риск
интерпретируется как возможность отклонения фактических
результатов деятельности от ожидаемых. Следовательно, с
точки зрения теории управления, оценки мер (степеней) риска
возможно связывать как со степенями отклонений фактических
траекторий состояний объекта управления от плановых, так и
со степенями отклонений целевых критериев управления от не-
которых оптимальных значений. Так, например, используя в ка-
честве условно-оптимального целевого критерия эффективность
93
операции, можно сказать, что риск и эффективность изменяются
в одном направлении: чем выше планируемая эффективность,
тем, как правило, выше риск операции.
В связи со случайным, а иногда и неопределенным (нечет-
ким), характером рисков методы их количественного анализа
базируются на теории вероятностей и математической стати-
стике, теории нечетких множеств. Случайные события (про-
цессы) описываются статистически обоснованными законами
распределений вероятности их наступления или первыми мо-
ментами — математическими ожиданиями, дисперсиями. Для
неопределенных или нечетких событий отсутствуют законы
распределений; задаются лишь диапазоны значений описываю-
щих данные события характеристик (параметров, признаков)
и некоторые гипотетические степени принадлежности данным
диапазонам.
4.2. Прогнозирование состояния систем,
функционирующих в условиях неопределенности
4.2.1. Основные понятия и определения
Предвидеть
—
значит управлять. Эта фраза стала крыла-
той, стала догмой, неучет которой в реальных действиях всегда
приводит к поражению, проигрышу и другим негативным по-
следствиям реализации управленческого труда. Предсказание
—
искусство суждения о будущем состоянии объекта управле-
ния, основанное на субъективной оценке большого количества
качественных и количественных факторов.
Прогнозирование
—
творческий процесс, в результате
которого могут быть получены параметры состояния объекта
управления как на уровне предсказания, так и на уровне точных
количественных оценок процесса.
Прогноз
—
конечный результат предсказания и прогнози-
рования.
Прогнозирующая система
—
система, включающая в себя
различные элементы (математические, логические, эвристиче-
94
ские и др.), на вход которой поступает имеющаяся информация
о состоянии объекта управления, а на выходе выдается инфор-
мация о будущем состоянии этого объекта.
Интервал наблюдения
—
отрезок времени, на котором име-
ются данные (статистика ) о поведении объекта управления до
настоящего момента времени. (рис. 1.14).
y = -0,0184x
3
+ 0,2926x
2
- 0,7511x + 0,82
R
2
= 0,9877
-4
-3
-2
-1
0
1
2
3
4
5
0
2
4
6
8
10
12
14
16
ȼɪɟɦɹ ɧɚɛɥɸɞɟɧɢɹ
Ɂ
ɧ
ɚɱ
ɟɧɢɹ
ɩ
ɪ
ɨɝ
ɧɨɡɢ
ɪɭ
ɟ
ɦ
ɵ
ɯ
ɜɟ
ɥ
ɢ
ɱɢ
ɧ
ȼɪɟɦɹ ɩɪɨɢɡɜɨɞɫɬɜɚ ɩɪɨɝɧɨɡɚ
ȼɪɟɦɹ ɩɪɨɝɧɨɡɢɪɨɜɚɧɢɹ
ɂɧɬɟɪɜɚɥ ɭɩɪɟɠɞɟɧɢɹ
Рис. 1.14. К определению основных понятий прогнозирования
Интервал упреждения
—
отрезок времени с момента произ-
водства прогноза до момента времени в будущем, для которого
делается прогноз.
Время прогнозирования
—
время, на которое делается про-
гноз.
Основной целью прогнозирования является:
• информационное обеспечение процессов мыслительной
деятельности и технологий выработки и принятия управленче-
ских решений;
• определение показателей, характеризующих качество
системы;
•определение показателей, характеризующих состояние
системы;
•определение условий функционирования системы;
•определение ограничений, влияющих на функциониро-
вание системы;
•определение варианта управления системой;
•определение результата функционирования системы.