Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22735
Скачиваний: 342
165
— соотношению количественных и качественных факторов,
отмечаемых в постановке проблемы.
В соответствии с этим выделяют четыре класса проблем:
1) стандартные проблемы;
2) хорошо определенные проблемы;
3) слабо определенные проблемы;
4) неопределенные проблемы.
Системный анализ применяется для того, чтобы слабо струк-
турированную проблему трансформировать в хорошо струк-
турированную, к решению которой можно приложить аппарат
исследования операций и методы оптимизации.
Чтобы внести структуру в неполностью стандартную про-
блему, необходимо выполнить следующие требования:
1. Процесс решения проблемы должен быть изображен с
помощью диаграмм потока (последовательности или структуры
процессов) с указанием точек принимаемых решений.
2. Этапы процесса нахождения решений должны быть опи-
саны детально.
3. Основные альтернативы и способы их получения должны
быть демонстрируемыми.
4. Предположения, сделанные для каждой альтернативы,
должны быть определены.
5. Критерий, с помощью которого выносится суждение о
каждой альтернативе, должен быть полностью определен.
6. Детальное представление данных, взаимоотношений
между данными и процедур, с помощью которых данные были
оценены, должно являться частью любого решения.
7. Должны быть показаны важнейшие альтернативные
решения и доводы, необходимые для объяснения причин ис-
ключения отклоненных решений. Предварительная постановка
проблемы включает: описание пути обнаружения проблемы;
объяснение рассмотрения ее как проблемы; отделение данной
проблемы от смежных проблем; описание применений резуль-
татов решения проблемы.
Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепен-
ное значение, поскольку приложение значительных усилий к
166
решению несуществующих проблем является весьма типич-
ным случаем на практике. Надуманные проблемы маскируют
актуальность проблемы. В то же время удачная формулировка
проблемы, как известно, может быть равносильна половине ее
решения.
Диалектический подход позволяет сформулировать целый
ряд критериев (существования, адекватности, необходимости,
предпосылок, преемственности, разрешимости, проверяемости,
истинности), дающих возможность с достаточной степенью до-
стоверности отделять научные проблемы от мнимых проблем.
Большинство сложных задач управления имеют качествен-
ный характер. Они слабо структурированы и трудно формали-
зуемы, так как несут в себе неполноту исходной информации,
неопределенность, нечеткость и неоднозначность целей, кри-
териев исходных данных. При решении таких задач важны
ассоциативность мышления, опыт, интуиция специалистов, ис-
пользование экспертных систем, основанных на базах знаний.
Известно, что любая задача по улучшению деятельности в
той или иной области включает решение ряда вопросов:
1) четкое установление границ рассматриваемой области,
что исключает риск “объять необъятное”;
2) формулирование условий, характеризующих необходи-
мое или желаемое положение дел в этой области; необходимым
мы его называем тогда, когда оно объективно обусловлено, а
желаемым — при субъективном подходе;
3) определение фактического положения дел в анализи-
руемой области и на этой основе выявление проблем, т. е. не-
соответствия между необходимым (желаемым) и фактическим
положением дел;
4) оценка последствий, к которым приводят выявленные
проблемы, если их не устранить, т. е. оценивается актуальность
выявленных проблем. И если проблемы актуальны, то они тре-
буют решения.
Научная проблема возникает в условиях проблемной си-
туации, когда складывается и осознается противоречие между
знанием о потребностях потребителей и незнанием средств,
167
путей и способов удовлетворения этих потребностей, которое в
конечном счете упирается в незнание определенных системных
закономерностей.
Проблемная ситуация возникает также как противоречие
между существующими теориями и новыми фактами, нуждаю-
щимися в ином теоретическом истолковании, или как выясне-
ние внутренней логической противоречивости существующих
теорий.
Правильная постановка проблемы предполагает выполне-
ние следующих групп действий:
1. Формулирование проблемы, состоящее из вопрошения
(выдвижения центрального вопроса проблемы), констрадик-
тации (фиксации того противоречия, которое легло в основу
проблемы) и финитизации (предположительного описания
ожидаемого результата).
2. Построение проблемы, представленное операциями стра-
тификации (“расщепление” проблемы на подвопросы, без отве-
тов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный
вопрос), композиции (группирование и определение последо-
вательности решения подвопросов, составляющих проблему),
локализации (ограничение области изучения в соответствии с
потребностями исследования и возможностями специалиста,
отграничение известного от неизвестного в области, избранной
для изучения), вариантификации (выработки установки на воз-
можность замены любого вопроса проблемы любым другим и
поиск альтернатив для всех элементов проблемы).
3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действия-
ми специалиста, как кондификация (выявление всех условий,
необходимых для решения проблемы, включая методы, средства,
приемы), инвентаризация (проверка наличных возможностей и
предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности,
т. е. соотношения известного и неизвестного в той информации,
которую требуется использовать для решения проблемы), уподо-
бление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных
решаемой), квалификация (отнесение проблемы к определен-
ному типу).
168
4. Обоснование, представляющее собой последовательную
реализацию процедур экспозиции (установление ценностных,
содержательных и генетических связей данной проблемы с дру-
гими проблемами), актуализации (приведение доводов в пользу
реальности проблемы, ее постановки и решения), компрометации
(выдвижение сколь угодно большого числа возражений против
проблемы), демонстрации (объективный синтез результатов,
полученных на стадии актуализации и компрометации).
5. Обозначение, состоящее из экспликации (разъяснения)
понятий, перекодировки (перевод проблемы на научный язык),
интимизации понятий (словесная нюансировка — малозаметный
переход выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно
фиксирующих смысл проблемы).
Предлагаемая структура исследования проблемы является
удобным инструментом.
Системная постановка проблемы влечет за собой целый ряд
следствий:
1) должна быть постановка проблемы, позволяющая по-
новому увидеть систему и очертить реальность, подлежащую
исследованию;
2) должен быть выполнен минимум условий, делающих по-
следующее исследование системным.
К числу таких, методологических по своему характеру, усло-
вий относятся: постановка проблемы целостности или связности
объекта, исследование связей объекта, в частности вычленение
системообразующих связей, выявление структурных характери-
стик объекта. Когда проблема поставлена в соответствии с требо-
ваниями системного подхода, построение адекватного ей предмета
исследования осуществляется уже на основе общеметодологиче-
ских соображений, которым подчиняется этот этап исследования,
и с привлечением тех средств и методов, которые выработаны
для этого в рамках методологии системного исследования. Речь
идет прежде всего о понятийном аппарате, а также о некоторых
специализированных формальных средствах, созданных для опи-
сания определенных конкретных типов системных объектов.
Проблема определяется как ситуация, в которой есть два
состояния: существующее и планируемое. В каждом состоянии
169
имеется набор объектов, свойств и связей, объединенных в логи-
стическом процессе. Каждое состояние может быть описано как
система. Чтобы перейти от существующего состояния к плани-
руемому, должен быть изменен существующий набор объектов,
свойств и связей. Изменение в объектах может означать, на-
пример, изменение части оборудования; изменение в свойствах
может принимать форму увеличения количества логистического
персонала; изменение в связях может указывать на новое рас-
пределение ответственности логистического персонала.
Проблема характеризуется содержащимся в ней неиз-
вестным и условием. Может быть одна или много областей не-
известного. Неизвестное может быть определимо качественно,
а не количественно. Количественной характеристикой может
служить диапазон оценок, представляющих предполагаемое
состояние неизвестного. Неизвестные есть количества, подле-
жащие нахождению. Поэтому определение одного неизвестного в
терминах другого может быть противоречивым или избыточным.
Неизвестные могут быть выражены только в терминах известно-
го, т. е. такого, объекты, свойства и связи которого установлены.
Известное определяется как количество. Существующая эконо-
мическая система может содержать и известное, и неизвестное.
Это означает, что существование неизвестности может не пре-
пятствовать способности системы функционировать.
Формулирование проблем
Как известно, успешное формулирование проблемы может
быть равносильно половине решения проблемы. Поэтому спе-
циалист уделяет особое внимание возможно более ранней оценке
параметров, свойств и связей данной проблемы. Не всегда возможно
внести в проблему “готовые” цели. Специалист может принять пред-
ложенную ему цель, только обнаружив в результате формулирова-
ния проблемы отсутствие в ней избыточности или противоречиво-
сти. Формулирование проблемы означает, что основные элементы
проблемы надлежащим образом определены и связаны.
Формулирование проблемы называется также ее определе-
нием. Цель формулирования проблемы состоит в установлении