Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 22735

Скачиваний: 342

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

165

— соотношению количественных и качественных факторов, 

отмечаемых в постановке проблемы. 

В соответствии с этим выделяют четыре класса проблем:
1) стандартные проблемы;
2) хорошо определенные проблемы;
3) слабо определенные проблемы;
4) неопределенные проблемы.
Системный анализ применяется для того, чтобы слабо струк-

турированную проблему трансформировать в хорошо струк-
турированную, к решению которой можно приложить аппарат 
исследования операций и методы оптимизации.

Чтобы внести структуру в неполностью стандартную про-

блему, необходимо выполнить следующие требования:

1. Процесс решения проблемы должен быть изображен с 

помощью диаграмм потока (последовательности или структуры 
процессов) с указанием точек принимаемых решений.

2. Этапы процесса нахождения решений должны быть опи-

саны детально.

3. Основные альтернативы и способы их получения должны 

быть демонстрируемыми.

4. Предположения, сделанные для каждой альтернативы, 

должны быть определены.

5. Критерий, с помощью которого выносится суждение о 

каждой альтернативе, должен быть полностью определен.

6. Детальное представление данных, взаимоотношений 

между данными и процедур, с помощью которых данные были 
оценены, должно являться частью любого решения.

7. Должны быть показаны важнейшие альтернативные 

решения и доводы, необходимые для объяснения причин ис-
ключения отклоненных решений. Предварительная постановка 
проблемы включает: описание пути обнаружения проблемы; 
объяснение рассмотрения ее как проблемы; отделение данной 
проблемы от смежных проблем; описание применений резуль-
татов решения проблемы.

Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепен-

ное значение, поскольку приложение значительных усилий к 


background image

166

решению несуществующих проблем является весьма типич-
ным случаем на практике. Надуманные проблемы маскируют 
актуальность проблемы. В то же время удачная формулировка 
проблемы, как известно, может быть равносильна половине ее 
решения.

Диалектический подход позволяет сформулировать целый 

ряд критериев (существования, адекватности, необходимости, 
предпосылок, преемственности, разрешимости, проверяемости, 
истинности), дающих возможность с достаточной степенью до-
стоверности отделять научные проблемы от мнимых проблем.

Большинство сложных задач управления имеют качествен-

ный характер. Они слабо структурированы и трудно формали-
зуемы, так как несут в себе неполноту исходной информации, 
неопределенность, нечеткость и неоднозначность целей, кри-
териев исходных данных. При решении таких задач важны 
ассоциативность мышления, опыт, интуиция специалистов, ис-
пользование экспертных систем, основанных на базах знаний.

Известно, что любая задача по улучшению деятельности в 

той или иной области включает решение ряда вопросов:

1) четкое установление границ рассматриваемой области, 

что исключает риск “объять необъятное”;

2) формулирование условий, характеризующих необходи-

мое или желаемое положение дел в этой области; необходимым 
мы его называем тогда, когда оно объективно обусловлено, а 
желаемым — при субъективном подходе;

3) определение фактического положения дел в анализи-

руемой области и на этой основе выявление проблем, т. е. не-
соответствия между необходимым (желаемым) и фактическим 
положением дел;

4) оценка последствий, к которым приводят выявленные 

проблемы, если их не устранить, т. е. оценивается актуальность 
выявленных проблем. И если проблемы актуальны, то они тре-
буют решения.

Научная проблема возникает в условиях проблемной си-

туации, когда складывается и осознается противоречие между 
знанием о потребностях потребителей и незнанием средств, 


background image

167

путей и способов удовлетворения этих потребностей, которое в 
конечном счете упирается в незнание определенных системных 
закономерностей.

Проблемная ситуация возникает также как противоречие 

между существующими теориями и новыми фактами, нуждаю-
щимися в ином теоретическом истолковании, или как выясне-
ние внутренней логической противоречивости существующих 
теорий.

Правильная постановка проблемы предполагает выполне-

ние следующих групп действий:

1. Формулирование проблемы, состоящее из вопрошения 

(выдвижения центрального вопроса проблемы), констрадик-
тации (фиксации того противоречия, которое легло в основу 
проблемы) и финитизации (предположительного описания 
ожидаемого результата).

2. Построение проблемы, представленное операциями стра-

тификации (“расщепление” проблемы на подвопросы, без отве-
тов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный 
вопрос), композиции (группирование и определение последо-
вательности решения подвопросов, составляющих проблему), 
локализации (ограничение области изучения в соответствии с 
потребностями исследования и возможностями специалиста, 
отграничение известного от неизвестного в области, избранной 
для изучения), вариантификации (выработки установки на воз-
можность замены любого вопроса проблемы любым другим и 
поиск альтернатив для всех элементов проблемы).

3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действия-

ми специалиста, как кондификация (выявление всех условий, 
необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, 
приемы), инвентаризация (проверка наличных возможностей и 
предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности, 
т. е. соотношения известного и неизвестного в той информации, 
которую требуется использовать для решения проблемы), уподо-
бление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных 
решаемой), квалификация (отнесение проблемы к определен-
ному типу).


background image

168

4. Обоснование, представляющее собой последовательную 

реализацию процедур экспозиции (установление ценностных, 
содержательных и генетических связей данной проблемы с дру-
гими проблемами), актуализации (приведение доводов в пользу 
реальности проблемы, ее постановки и решения), компрометации 
(выдвижение сколь угодно большого числа возражений против 
проблемы), демонстрации (объективный синтез результатов, 
полученных на стадии актуализации и компрометации).

5. Обозначение, состоящее из экспликации (разъяснения) 

понятий, перекодировки (перевод проблемы на научный язык), 
интимизации понятий (словесная нюансировка — малозаметный 
переход выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно 
фиксирующих смысл проблемы).

Предлагаемая структура исследования проблемы является 

удобным инструментом.

Системная постановка проблемы влечет за собой целый ряд 

следствий:

1) должна быть постановка проблемы, позволяющая по- 

новому увидеть систему и очертить реальность, подлежащую 
исследованию;

2) должен быть выполнен минимум условий, делающих по-

следующее исследование системным. 

К числу таких, методологических по своему характеру, усло-

вий относятся: постановка проблемы целостности или связности 
объекта, исследование связей объекта, в частности вычленение 
системообразующих связей, выявление структурных характери-
стик объекта. Когда проблема поставлена в соответствии с требо-
ваниями системного подхода, построение адекватного ей предмета 
исследования осуществляется уже на основе общеметодологиче-
ских соображений, которым подчиняется этот этап исследования, 
и с привлечением тех средств и методов, которые выработаны 
для этого в рамках методологии системного исследования. Речь 
идет прежде всего о понятийном аппарате, а также о некоторых 
специализированных формальных средствах, созданных для опи-
сания определенных конкретных типов системных объектов.

Проблема определяется как ситуация, в которой есть два 

состояния: существующее и планируемое. В каждом состоянии 


background image

169

имеется набор объектов, свойств и связей, объединенных в логи-
стическом процессе. Каждое состояние может быть описано как 
система. Чтобы перейти от существующего состояния к плани-
руемому, должен быть изменен существующий набор объектов, 
свойств и связей. Изменение в объектах может означать, на-
пример, изменение части оборудования; изменение в свойствах 
может принимать форму увеличения количества логистического 
персонала; изменение в связях может указывать на новое рас-
пределение ответственности логистического персонала.

Проблема характеризуется содержащимся в ней неиз-

вестным и условием. Может быть одна или много областей не-
известного. Неизвестное может быть определимо качественно, 
а не количественно. Количественной характеристикой может 
служить диапазон оценок, представляющих предполагаемое 
состояние неизвестного. Неизвестные есть количества, подле-
жащие нахождению. Поэтому определение одного неизвестного в 
терминах другого может быть противоречивым или избыточным. 
Неизвестные могут быть выражены только в терминах известно-
го,
 т. е. такого, объекты, свойства и связи которого установлены. 
Известное
 определяется как количество. Существующая эконо-
мическая система может содержать и известное, и неизвестное. 
Это означает, что существование неизвестности может не пре-
пятствовать способности системы функционировать.

Формулирование проблем

Как известно, успешное формулирование проблемы может 

быть равносильно половине решения проблемы. Поэтому спе-
циалист уделяет особое внимание возможно более ранней оценке 
параметров, свойств и связей данной проблемы. Не всегда возможно 
внести в проблему “готовые” цели. Специалист может принять пред-
ложенную ему цель, только обнаружив в результате формулирова-
ния проблемы отсутствие в ней избыточности или противоречиво-
сти. Формулирование проблемы означает, что основные элементы 
проблемы надлежащим образом определены и связаны.

Формулирование проблемы называется также ее определе-

нием. Цель формулирования проблемы состоит в установлении