Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22740
Скачиваний: 342
175
системы. Сохранение или улучшение систем осуществляется
путем введения изменений, повышающих эффективность ис-
пользования ресурсов. Этими ресурсами являются люди, мате-
риалы, оборудование, устройства, капитал, время. Изменение
эффективности использования ресурсов измеряется:
•увеличением или уменьшением потребности в ресурсах
без соответствующего изменения в стоимости и объеме прибыли;
•увеличением или уменьшением подверженности риску;
• изменением некоторой относительной величины, изме-
ряемой критериями.
Принимать правильные решения — высшая мудрость жиз-
ни, потому что ошибаться свойственно не только молодости, но
и зрелости. Однако существует свод правил, законов, объеди-
ненных в единую концепцию, которые хоть и не дают прямых
ответов, но позволяют правильно сформулировать задачу, а
это уже 50% вероятности успеха ее решения. Суть указанного
подхода основывается на необходимости глубоко вникнуть в
ситуацию, познать явление, относительно которого требуется
принять решение. Это имеет большое практическое значение
ввиду подведенного под нее теоретического фундамента. Процесс
принятия решений должен начинаться с выявления конечных
целей, которые хотят достичь.
При подготовке решения необходимо выявление возможных
альтернатив, т. е. разных путей к достижению целей, разных
методов решения каждой задачи, анализ преимуществ и не-
достатков каждого из них, с тем чтобы можно было выбрать
оптимальный.
Набор основных альтернатив должен быть представлен
высшему руководству для принятия окончательных решений,
так как оно свободно от ведомственных соображений и имеет
более широкий взгляд на совокупность всех существенных в
данном случае факторов.
Решения определяют конечный исход. Они описывают ко-
нечные результаты безотносительно к промежуточным исходам
и альтернативам. Противоположностью решения, определяюще-
го конечный исход, является решение, определяющее процесс.
176
Определение логистического процесса требует, чтобы проблема
была разделена на составляющие, последовательно соединен-
ные части. Такое разбиение проблемы на части обеспечивает
формальную перестройку ее структуры, что и позволяет найти
решение.
Решения, определяющие процесс, нуждаются в изучении с
помощью формального аппарата, стоят дорого и требуют боль-
ше времени, чем решения, определяющие конечный исход. Они
наиболее ценны в приложении к крупномасштабным, сложным
проблемам, где риск велик и где руководство согласно вклады-
вать средства только после получения тщательно обоснованного
заключения.
Решения составляются из нескольких частей, предше-
ствующих друг другу в порядке их приоритета. Решение про-
блемы представляется как совокупность детальных процессов,
связанных в логической последовательности.
Методология решения проблем должна:
1) предписывать систему, которая функционально органи-
зует общий процесс решения проблемы;
2) обусловливать параметры системы, которые дают струк-
туру, необходимую для решения проблемы;
3) описывать модели системы и ее возможности, что позво-
ляет осуществлять итерацию альтернатив выходов процесса
решения проблемы.
Качественные проблемы разрешаются с помощью суж-
дений.
Суждение — операция, выполняемая человеком, включаю-
щая сравнение и различение. Суждение является средством,
с помощью которого формулируются знание, оценки и отно-
шения.
Процесс нахождения решения концентрируется вокруг
итеративно выполняемых операций идентификации условия,
цели и возможностей для решения проблемы. Результатом
идентификации является описание условия, цели и возможно-
стей в терминах системных объектов (входа, процесса, выхода,
обратной связи и ограничения), свойств и связей, т. е. в терминах
177
структур и входящих в них элементов. Если структуры и эле-
менты условия, цели и возможности данной проблемы известны,
то идентификация носит характер определения количественных
отношений, а проблема называется количественной. Если струк-
тура и элементы условия, цели и возможностей известны частич-
но, то идентификация носит качественный характер, а проблема
называется качественной, или слабоструктурированной. Как
методология решения проблем системный анализ указывает
необходимую последовательность взаимосвязанных операций,
которая состоит из выявления проблемы, разработки решения
проблемы и реализации этого решения. Процесс решения пред-
ставляет собой конструирование, оценку и отбор альтернатив по
критериям стоимости, времени, эффективности и риска с учетом
отношений между предельными значениями приращений этих
величин. Выбор границ этого процесса определяется условием,
целью и возможностями его реализации.
На практике применение системного анализа может про-
исходить в двух ситуациях: когда исходным пунктом является
появление новой проблемы и когда исходным пунктом является
новая возможность, найденная вне непосредственной связи с
данным кругом проблем.
Решение проблемы в ситуации новой проблемы включает
следующие основные этапы:
1) обнаружение проблемы и оценка ее актуальности;
2) определение цели и принуждающих связей;
3) определение критериев;
4) вскрытие структуры существующей системы;
5) определение сбойных элементов существующей системы,
ограничивающих получение заданного выхода;
6) оценку веса их влияния на определяемые критериями
выходы системы;
7) определение структуры для построения набора альтер-
натив, построение набора альтернатив;
8) оценку альтернатив;
9) выбор альтернатив для реализации;
10) определение процесса реализации;
178
11) согласование найденного решения;
12) реализацию решения;
13) оценку результатов реализации решения.
Характерной чертой развития системы является выбор
наиболее подходящего варианта системы. Выбираются такие
управленческие решения, которые являются лучшими по ком-
плексу показателей для заданных условий. Задача заключается
не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том,
чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных.
Для решения проблем необходимо определение процесса
решения, а не конечного исхода. Определение процесса дает воз-
можность установить промежуточные исходы и альтернативы.
При этом решение “вырастает” из проблемы, проходя через
этапы понимания функционирования и недостатков подсистем.
Как только найдены альтернативы каждой подсистемы, можно
получить их оценки и частные решения. После определения
альтернатив последовательно связанных действий специалист
старается сохранить единообразный уровень анализа.
В данной операции одновременно может быть более чем
один критерий и одна модель выхода. Механизм сравнения
относительной ценности альтернатив исходов может быть по-
следовательно действующим. В практических ситуациях выход
последовательно сравнивается с критериями. Неспособность
последовательно оценивать альтернативы может привести к
нежелательным результатам.
Системные идеи дают специалистам средство, позволяющее
создать структуру формального подхода к решению проблемы.
Таким образом, решение проблемы может рассматриваться как
цель, а системные идеи — как принуждающие связи.
Системы разрабатываются для того, чтобы решать про-
блемы путем получения входа и производства выхода. Возмож-
ности, заложенные в логистическую систему при ее разработке,
обеспечивают средство для итерации альтернативных решений
проблемы и их последующей оценки.
Решение устанавливает, каким образом будет заполнен про-
межуток между существующим и планируемым состояниями,
179
т. е. решение есть заполнение между существующим и плани-
руемым состояниями, выполняющее преобразование одного
состояния в другое. Решение описывает различие, существую-
щее между двумя состояниями, в терминах объектов, свойств и
связей. Оно определяет способ, которым должно быть введено
заполнение, чтобы получить планируемое состояние.
Общими элементами управления с помощью обратной
связи, выраженными в терминах процесса решения проблемы,
являются:
•перестройка объектов, свойств и связей существующей
системы;
•преобразование выхода системы во вход для цели регу-
лировки модели выхода и критериев функционирования сис-
темы;
•воздействие на протекающий процесс с целью сохранения
или улучшения функционирования системы;
•обучение и познание, позволяющие априори различать
существующее и планируемое состояние.
Рассмотрим содержание процесса решения проблемы.
Важнейшими элементами этого процесса являются четыре
точки решения:
1) может ли быть решена полная проблема?
2) является ли предлагаемое решение возможным полным
решением?
3) убедительно ли показывают результаты проверки воз-
можность полного решения?
4) подтверждают ли результаты проверки полное решение?
Решение, формируемое в третьей точке, может рассматри-
ваться как выбор, следующий за результатом решения во второй
точке, который может принимать значения “да” или “нет”. Хотя
частичное решение тоже является полезным, предполагается,
что более желательно полное решение.
Каждая точка решения есть подсистема управления с по-
мощью обратной связи. Результат функционирования системы
есть выход, который вводится в процесс управления. Нарушение