Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 22747

Скачиваний: 342

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

225

Основные положения методики исследования портальных 

ресурсов

Рекомендации по разработке универсальной методики про-

ведения анализа информационных порталов с целью оценки 
качества предполагают использование трех составляющих:

1) объективная информация, сбор и анализ которой может 

осуществляться в автоматическом режиме: посещаемость от-
дельных страниц портала, навигация посетителей портала по 
информационным разделам, индекс популярности отдельных 
ресурсов и т. п.;

2) субъективная информация, полученная в результате 

экспертных оценок: удобство навигации, скорость загрузки, 
восприятие цветовой гаммы портала и т. п.

3) объективная и субъективная информация, характеризую-

щая содержательную составляющую портала и возможности 
работы с ней, т. е. оценка пользовательских предпочтений.

Создание выборки информационных порталов и интернет-

ресурсов  для проведения дальнейшего анализа (оптимальное 
число исследуемых ресурсов 20–25).

При составлении выборки необходимо учитывать:
• географические аспекты (наличие ресурсов из разных 

географических зон);

•наличие ресурсов государственных, коммерческих и обще-

ственных (некоммерческих) организаций;

• наличие среди исследуемых ресурсов международных 

информационных порталов и каталогов;

•наличие среди исследуемых ресурсов информационных 

порталов ведущих учебных заведений (как регионального, так 
и федерального или государственного масштаба).

По результатам анализа каждый ресурс (портал) может быть 

охарактеризован с помощью следующих основных критериев:

— краткая характеристика ресурса (название ресурса, 

тип ресурса, краткое описание, год создания, организации-
учредители);

— наличие системы персонификации и авторизации (воз-

можные типы пользователей, регистрационные поля);


background image

226

— распределение ресурсов по категориям (гуманитарные 

науки, технические и прикладные науки, фундаментальные 
исследования и т. д.) и предметным областям или предметам 
(математика, физика, международное право и т. д.);

— соотношение ресурсов для различных уровней образо-

вания (наличие классификатора ресурсов по уровням образо-
вания: начальное образование, среднее образование, среднее 
специальное образование, высшее образование, дополнительное 
образование, а также процентное соотношение ресурсов по каж-
дому уровню образования);

— соотношение ресурсов по типам материалов (основные 

типы ресурсов: on-line-курс, учебный план, тест, кейс, руко-
водство, учебная программа, практикум, статья, мультимедиа-
фрагмент и т. д., а также процентное соотношение материалов 
по каждому типу);

— соотношение платных, частично платных и бесплатных 

ресурсов, а также условия получения доступа к платным ре-
сурсам;

— наличие дополнительных функций и сервисов в струк-

туре информационного образовательного портала (перечень 
сервисов, соотношение сервисов и типов пользователей);

— характеристика встроенных методов поиска и организа-

ции поисковых запросов, рубрикация информации;

— дополнительная информация.

Глава 8. Организация экспертиз сложных систем

8.1. Основы подготовки и проведения сложных экспертиз

Экспертиза (франц, лат. — опытный) — исследование спе-

циалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых 
требует специальных познаний в области науки, техники и т. д.). 
Наиболее часто проводятся планово-экономические, бухгалтер-
ские, трудовые, врачебные, судебные экспертизы. Заключение 
по экспертизе, как правило, является основанием для приня-


background image

227

тия серьезных управленческих, организационных и судебных 
решений.

Сложная экспертиза — рассмотрение системы вопросов 

экспертами для дачи заключения о возможности системы вы-
полнять свои функции.

Сложная экспертиза является одним из видов системного 

анализа объекта изучения.

Методологической основой подготовки и проведения слож-

ной экспертизы является предметная область (область знаний, 
описывающая процессы и явления, по которым проводится 
экспертиза), общая теория систем и системный анализ, общая 
теория управления нормативно-правовые акты.

Известно несколько направлений в организации экспертиз.
Первое направление обеспечивает экспертизу необходи-

мым объемом знаний законов, закономерностей, принципов, 
правил, приемов и способов деятельности (административной, 
хозяйственной, производственной и др.). Например, финансовую 
проверку обеспечивает финансовый менеджмент и бухгалтер-
ский учет.

Второе направление обеспечивает экспертизу необходимым 

объемом знаний законов, закономерностей, принципов, правил, 
приемов и способов конструирования экспертизы, рассматривая 
ее как сложную систему.

Третье направление обеспечивает экспертизу необходимым 

объемом знаний законов, закономерностей, принципов, правил, 
приемов и способов управления при подготовке и проведении 
экспертизы.

Четвертое направление обеспечивает экспертизу необхо-

димым объемом нормативно-правовых актов для выбора крите-
риев промежуточных и конечных оценок экспертизы.

Экспертиза используется при проведении следующих ме-

роприятий:

•различного рода ревизий (предприятий торговли, пред-

приятий общественного питания, служб снабжения и сбыта и 
т. д.);


background image

228

• различного рода проверок (аудиторская, финансовая, 

налоговая, административно-хозяйственной деятельности, 
жилищных условий граждан, видов производственной деятель-
ности, инспекторская проверка и т. д.);

•оценки различного рода проектов (бизнес-планов, хозяй-

ственных планов, производственных планов, инвестиционных 
планов, планов развития предприятия и т. д.);

•различного рода расследований (происшествий, аварий 

и катастроф, судебных расследований, обстоятельств случив-
шегося и т. д.);

•экспертизы качества (продукции, процессов, явлений и 

т. д.).

Подготовка к проведению экспертизы осуществляется в 

соответствии со следующим алгоритмом:

1. Получение задачи на проведение экспертизы.
2. Уяснение целей, задач и времени проведения экспертизы.
3. Изучение объекта экспертизы как системы, формирова-

ние частных и общих выводов по порядку организации и про-
ведения экспертизы.

4. Формирование группы специалистов для проведения 

экспертизы и разработка календарного плана работы при про-
ведении экспертизы.

5. Проведение служебного совещания с участниками прове-

дения экспертизы и постановка задач каждому из участников.

6. Предварительное изучение материалов и подбор методов 

и ресурсов для решения каждой из задач экспертизы.

7. Работа экспертов по решению частных задач экспертизы:
•оценка ситуации и формирование частных и общих вы-

водов;

•выявление проблем и определение путей их решения;

•моделирование и оценка эффективности процесса;

• формулирование предложений по решению частных 

задач.

8. Заслушивание результатов решения частных задач экс-

пертизы.


background image

229

9. Формулирование общих выводов по проведению экс-

пертизы, при необходимости принятие решения на повторное 
проведение работ по решению частных задач экспертизы.

10. Анализ результатов проведения экспертизы.
11. Принятие решения по результатам экспертизы и оформ-

ление отчетных документов.

Рассмотрим  сущность и содержание основных элементов 

приведенного выше алгоритма:

1. Уяснение целей, задач и времени проведения экспертизы. 

Проводится в соответствии с общими положениями системного 
анализа.

2. Изучение объекта экспертизы как системы, формиро-

вание частных и общих выводов по порядку организации и 
проведения экспертизы. Проводится в соответствии с общим 
алгоритмом анализа и синтеза систем. В ходе изучения объекта 
экспертизы определяются (этот элемент алгоритма реализуется, 
как правило, лично руководителем экспертизы либо коллекти-
вом экспертов под руководством и непосредственным участием 
руководителя): 

•классификация системы, являющейся объектом экспер-

тизы;

•состав, структура, функции, процессы.
Основными результатами изучения объекта экспертизы 

являются частные и общие выводы по порядку организации и 
проведения экспертизы. К этим выводам относятся:

•макет результатов проведения экспертизы;

•макет условий проведения экспертизы;

•макет информационных потоков в интересах подготовки 

и проведения экспертизы;

•блоки (подсистемы) проведения экспертизы;

•состав привлекаемых сил и средств их задачи;

•методы проведения экспертизы;

• календарный (сетевой) план подготовки и проведения 

экспертизы.

3. Предварительное изучение объекта экспертизы как 

системы, формирование частных и общих выводов по порядку 
организации и проведения экспертизы: