Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22747
Скачиваний: 342
225
Основные положения методики исследования портальных
ресурсов
Рекомендации по разработке универсальной методики про-
ведения анализа информационных порталов с целью оценки
качества предполагают использование трех составляющих:
1) объективная информация, сбор и анализ которой может
осуществляться в автоматическом режиме: посещаемость от-
дельных страниц портала, навигация посетителей портала по
информационным разделам, индекс популярности отдельных
ресурсов и т. п.;
2) субъективная информация, полученная в результате
экспертных оценок: удобство навигации, скорость загрузки,
восприятие цветовой гаммы портала и т. п.
3) объективная и субъективная информация, характеризую-
щая содержательную составляющую портала и возможности
работы с ней, т. е. оценка пользовательских предпочтений.
Создание выборки информационных порталов и интернет-
ресурсов для проведения дальнейшего анализа (оптимальное
число исследуемых ресурсов 20–25).
При составлении выборки необходимо учитывать:
• географические аспекты (наличие ресурсов из разных
географических зон);
•наличие ресурсов государственных, коммерческих и обще-
ственных (некоммерческих) организаций;
• наличие среди исследуемых ресурсов международных
информационных порталов и каталогов;
•наличие среди исследуемых ресурсов информационных
порталов ведущих учебных заведений (как регионального, так
и федерального или государственного масштаба).
По результатам анализа каждый ресурс (портал) может быть
охарактеризован с помощью следующих основных критериев:
— краткая характеристика ресурса (название ресурса,
тип ресурса, краткое описание, год создания, организации-
учредители);
— наличие системы персонификации и авторизации (воз-
можные типы пользователей, регистрационные поля);
226
— распределение ресурсов по категориям (гуманитарные
науки, технические и прикладные науки, фундаментальные
исследования и т. д.) и предметным областям или предметам
(математика, физика, международное право и т. д.);
— соотношение ресурсов для различных уровней образо-
вания (наличие классификатора ресурсов по уровням образо-
вания: начальное образование, среднее образование, среднее
специальное образование, высшее образование, дополнительное
образование, а также процентное соотношение ресурсов по каж-
дому уровню образования);
— соотношение ресурсов по типам материалов (основные
типы ресурсов: on-line-курс, учебный план, тест, кейс, руко-
водство, учебная программа, практикум, статья, мультимедиа-
фрагмент и т. д., а также процентное соотношение материалов
по каждому типу);
— соотношение платных, частично платных и бесплатных
ресурсов, а также условия получения доступа к платным ре-
сурсам;
— наличие дополнительных функций и сервисов в струк-
туре информационного образовательного портала (перечень
сервисов, соотношение сервисов и типов пользователей);
— характеристика встроенных методов поиска и организа-
ции поисковых запросов, рубрикация информации;
— дополнительная информация.
Глава 8. Организация экспертиз сложных систем
8.1. Основы подготовки и проведения сложных экспертиз
Экспертиза (франц, лат. — опытный) — исследование спе-
циалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых
требует специальных познаний в области науки, техники и т. д.).
Наиболее часто проводятся планово-экономические, бухгалтер-
ские, трудовые, врачебные, судебные экспертизы. Заключение
по экспертизе, как правило, является основанием для приня-
227
тия серьезных управленческих, организационных и судебных
решений.
Сложная экспертиза — рассмотрение системы вопросов
экспертами для дачи заключения о возможности системы вы-
полнять свои функции.
Сложная экспертиза является одним из видов системного
анализа объекта изучения.
Методологической основой подготовки и проведения слож-
ной экспертизы является предметная область (область знаний,
описывающая процессы и явления, по которым проводится
экспертиза), общая теория систем и системный анализ, общая
теория управления нормативно-правовые акты.
Известно несколько направлений в организации экспертиз.
Первое направление обеспечивает экспертизу необходи-
мым объемом знаний законов, закономерностей, принципов,
правил, приемов и способов деятельности (административной,
хозяйственной, производственной и др.). Например, финансовую
проверку обеспечивает финансовый менеджмент и бухгалтер-
ский учет.
Второе направление обеспечивает экспертизу необходимым
объемом знаний законов, закономерностей, принципов, правил,
приемов и способов конструирования экспертизы, рассматривая
ее как сложную систему.
Третье направление обеспечивает экспертизу необходимым
объемом знаний законов, закономерностей, принципов, правил,
приемов и способов управления при подготовке и проведении
экспертизы.
Четвертое направление обеспечивает экспертизу необхо-
димым объемом нормативно-правовых актов для выбора крите-
риев промежуточных и конечных оценок экспертизы.
Экспертиза используется при проведении следующих ме-
роприятий:
•различного рода ревизий (предприятий торговли, пред-
приятий общественного питания, служб снабжения и сбыта и
т. д.);
228
• различного рода проверок (аудиторская, финансовая,
налоговая, административно-хозяйственной деятельности,
жилищных условий граждан, видов производственной деятель-
ности, инспекторская проверка и т. д.);
•оценки различного рода проектов (бизнес-планов, хозяй-
ственных планов, производственных планов, инвестиционных
планов, планов развития предприятия и т. д.);
•различного рода расследований (происшествий, аварий
и катастроф, судебных расследований, обстоятельств случив-
шегося и т. д.);
•экспертизы качества (продукции, процессов, явлений и
т. д.).
Подготовка к проведению экспертизы осуществляется в
соответствии со следующим алгоритмом:
1. Получение задачи на проведение экспертизы.
2. Уяснение целей, задач и времени проведения экспертизы.
3. Изучение объекта экспертизы как системы, формирова-
ние частных и общих выводов по порядку организации и про-
ведения экспертизы.
4. Формирование группы специалистов для проведения
экспертизы и разработка календарного плана работы при про-
ведении экспертизы.
5. Проведение служебного совещания с участниками прове-
дения экспертизы и постановка задач каждому из участников.
6. Предварительное изучение материалов и подбор методов
и ресурсов для решения каждой из задач экспертизы.
7. Работа экспертов по решению частных задач экспертизы:
•оценка ситуации и формирование частных и общих вы-
водов;
•выявление проблем и определение путей их решения;
•моделирование и оценка эффективности процесса;
• формулирование предложений по решению частных
задач.
8. Заслушивание результатов решения частных задач экс-
пертизы.
229
9. Формулирование общих выводов по проведению экс-
пертизы, при необходимости принятие решения на повторное
проведение работ по решению частных задач экспертизы.
10. Анализ результатов проведения экспертизы.
11. Принятие решения по результатам экспертизы и оформ-
ление отчетных документов.
Рассмотрим сущность и содержание основных элементов
приведенного выше алгоритма:
1. Уяснение целей, задач и времени проведения экспертизы.
Проводится в соответствии с общими положениями системного
анализа.
2. Изучение объекта экспертизы как системы, формиро-
вание частных и общих выводов по порядку организации и
проведения экспертизы. Проводится в соответствии с общим
алгоритмом анализа и синтеза систем. В ходе изучения объекта
экспертизы определяются (этот элемент алгоритма реализуется,
как правило, лично руководителем экспертизы либо коллекти-
вом экспертов под руководством и непосредственным участием
руководителя):
•классификация системы, являющейся объектом экспер-
тизы;
•состав, структура, функции, процессы.
Основными результатами изучения объекта экспертизы
являются частные и общие выводы по порядку организации и
проведения экспертизы. К этим выводам относятся:
•макет результатов проведения экспертизы;
•макет условий проведения экспертизы;
•макет информационных потоков в интересах подготовки
и проведения экспертизы;
•блоки (подсистемы) проведения экспертизы;
•состав привлекаемых сил и средств их задачи;
•методы проведения экспертизы;
• календарный (сетевой) план подготовки и проведения
экспертизы.
3. Предварительное изучение объекта экспертизы как
системы, формирование частных и общих выводов по порядку
организации и проведения экспертизы: