Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22738
Скачиваний: 342
250
8.3.3. Метод шкальных оценок
При использовании метода шкальных оценок может быть
подготовлена и использована следующая таблица (табл. 2.8).
Таблица 2.8
Предмет
экспер-
тизы
Вопрос, подвергающийся
экспертизе
Условный номер эксперта
1
2
3
4
5
6
7
I
Произойдет или не произой-
дет
данное
событие
II
Какое событие
из перечня со-
бытий произой-
дет
1
2
3
.
.
.
n
III
Какое событие
из полной груп-
пы несовмест-
ных событий
произойдет
1
2
3
.
.
.
n
IV
Какое значение
примет случай-
ная величина
дискретного
типа
1
2
3
.
.
.
n
V
Какое значение
примет случай-
ная величина
непрерывного
типа типа
1
2
3
.
.
.
n
251
Предмет
экспер-
тизы
Вопрос, подвергающийся
экспертизе
Условный номер эксперта
1
2
3
4
5
6
7
VI
В какой после-
довательности
произойдут со-
бытия
1
2
3
.
.
n
8.4. Проведение экспертизы на основе построения
причинно-следственной диаграммы
Причинно-следственная диаграмма применяется:
•для анализа причинно-следственных связей;
•отображения причинно-следственных связей;
•упрощения решения задачи по цепочке симптом — при-
чина — решение.
Причинно-следственная диаграмма служит средством
установления и отображения связей между следствием (напри-
мер, отклонений характеристик качества) и его потенциальными
причинами. Весь массив потенциальных причин разбивается по
основным категориям, подкатегориям таким образом, чтобы схема
имела вид рыбьего скелета. Поэтому этот способ еще называют
диаграммой “рыбий скелет”.
Порядок разработки причинно-следственной диаграммы
следующий:
а) точно и сжато формулируют следствие;
б) определяют основные категории возможных причин.
В число рассматриваемых факторов входят: системы данных и
информационные системы, условия окружающей среды; обо-
рудование; материалы; измерения; методы; люди.
в) приступая к построению диаграммы, заносят следствие
в прямоугольник справа, а перед ним располагают основные
категории причин как входы в этот прямоугольник (рис. 2.15);
Окончание табл. 2.8
252
г) наращивают диаграмму, продумывая и записывая все
причины следующего уровня, и продолжают для уровней более
высокого порядка. Хорошо построенная диаграмма не должна
иметь ответвлений менее чем с двумя уровнями, а многие ее от-
ветвления должны иметь три уровня и больше (рис. 2.16);
д) отбирают и определяют небольшое число (от 3 до 5) причин
высшего уровня, которые, как ожидается, в наибольшей степени
влияют на следствие и требуют последующих действий, напри-
мер, сбора данных, попыток оперативного управления и т. д.
Ʉɚɬɟɝɨɪɢɹ
Ʉɚɬɟɝɨɪɢɹ
ɋɥɟɞɫɬɜɢɟ
ɉɪɢɱɢɧɚ
2 ɭɪɨɜɧɹ
ɉɪɢɱɢɧɚ
1 ɭɪɨɜɧɹ
Ʉɚɬɟɝɨɪɢɹ
Ʉɚɬɟɝɨɪɢɹ
ɉɪɢɱɢɧɚ 3
ɭɪɨɜɧɹ
Ʉɚɬɟɝɨɪɢɹ
Ʉɚɬɟɝɨɪɢɹ
Рис. 2.15. Начало построения причинно-следственной диаграммы
Примечание 1. Альтернативный метод построения
причинно-следственной диаграммы заключается в выявлении
путем “мозгового штурма” всех возможных причин с после-
дующим упорядочением их по категориям и подкатегориям при
помощи диаграммы объединения по общему признаку.
Примечание 2. В ряде случаев может оказаться целесоо-
бразным перечисление основных этапов процесса в виде кате-
горий; например, когда протекание технологического процесса
является следствием, рассматриваемым с точки зрения воз-
253
можности его улучшения. При определении таких этапов часто
полезно строить структурную схему.
Примечание 3. Построенная диаграмма становится “ак-
тивным инструментом”, поскольку по мере получения новой
информации и новых опытных данных, в нее могут вноситься
дальнейшие усовершенствования.
Примечание 4. В построении такой диаграммы, как правило,
участвует группа специалистов, но ее могут строить и отдельные
лица, обладающие достаточным знанием процесса и соответ-
ствующим опытом.
На рис. 2.15 (2.16) изображена причинно-следственная
диаграмма для анализа причин некачественного изготовления
фотокопий.
Ɇɟɬɨɞ Ɇɚɬɟɪɢɚɥɵ
Ɉɛɨɪɨɧɚ ɀɢɞɤɨɫɬɶ Ʉɨɩɢɪɨɜɚɥɶɧɚɹ ɛɭɦɚɝɚ
ɇɚɱɚɥɶɧɚɹ Ⱦɥɢɬɟɥɶɧɨɫɬɶ
ɭɫɬɚɧɨɜɤɚ ɯɪɚɧɟɧɢɹ
ɋɬɟɩɟɧɶ ɇɨɜɢɡɧɚ Ɇɟɬɨɞ
ɫɦɟɳɟɧɢɹ ɯɪɚɧɟɧɢɹ
ɍɪɨɜɟɧɶ
ȼɪɟɦɹ Ʉɚɱɟɫɬɜɨ
ɫɭɲɤɢ ɛɭɦɚɝɢ
Ɂɚɝɪɹɡɧɟɧɢɟ
Ɂɚɝɪɹɡɧɟɧɧɨɫɬɶ ɉɪɨɡɪɚɱɧɨɫɬɶ Ɍɜɟɪɞɨɫɬɶ ɋɤɨɪɨɫɬɶ
ɝɨɥɨɜɤɢ ɤɚɪɚɧɞɚɲɚ
Ɂɚɝɪɹɡɧɟɧɧɨɫɬɶ
Ʉɚɱɟɫɬɜɨ ɥɚɦɩɵ
ɛɭɦɚɝɢ ɋɨɫɬɨɹɧɢɟ
ɉɪɨɱɧɨɫɬɶ Ⱦɚɜɥɟɧɢɟ ɪɭɥɨɧɚ
ɩɪɢ ɩɢɫɶɦɟ əɪɤɨɫɬɶ
ɥɚɦɩɵ
Ɂɚɝɪɹɡɧɟɧɧɨɫɬɶ ȼɪɟɦɹ ɪɚɛɨɬɵ
cɬɨɥɚ
Ɉɤɪɭɠɚɸɳɢɟ Ɉɪɢɝɢɧɚɥ Ʉɨɩɢɪɨɜɚɥɶɧɵɣ ɚɩɩɚɪɚɬ
ɭɫɥɨɜɢɹ
ɦɚɬɟɪɢɚɥ
ɉɪɢɱɢɧɵ ɋɥɟɞɫɬɜɢɟ
ɇɟɤɚɱɟɫɬɜɟ
ɧɧɨɟ ɫɧɹɬɢɟ
ɮɨɬɨɤɨɩɢɢ
Рис. 2.16. Вариант причинно-следственной диаграммы
254
Глава 9. Системный анализ систем
и процессов управления
Экономические, социальные и ряд других систем являют-
ся системами управляемыми. Конечное состояние этих систем
наряду с другими факторами зависит от управляющего воз-
действия, которое формируется органом управления во главе
с руководителем. Руководитель, вырабатывая управляющее
воздействие, принимает своего рода решение.
Управление имеет свой жизненный цикл, состоящий из
следующих основных этапов: уяснение задач управления си-
стемой, оценка ситуации (обстановки), определение проблем,
выбор приоритетной проблемы, выяснение причин появления
приоритетной проблемы, выбор приоритетной причины, приня-
тие управленческих решений для проведения коррекции, кор-
ректирующих деятельности предупреждающих деятельности,
чтобы устранить последствия проблемы, ее появление вообще.
Управленческое решение является одним из этапов жиз-
ненного цикла управления.
Системный анализ процессов управления предполагает
оценку и анализ системности понятий, требований, условий, ме-
тодов и технологий управления с целью выработки оптимального
управляющего воздействия на систему (объект управления).
9.1. Основные понятия управленческого решения
Решение — результат творческого мышления и форма вы-
ражения воли руководителя.
Управленческое решение — результат творческого мыш-
ления и форма выражения воли руководителя по определению
целей, задач, приемов, методов и способов их выполнения, а
также реализации функций управления.
Выработка решения — процесс целенаправленного пре-
образования информации о состоянии какого-либо процесса
или явления в упраляющую информацию, реализация которой
изменит ход этого процесса или явления в соответствии с по-
ставленными целями.