Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22733
Скачиваний: 342
260
имеет — оценка вторая. Для первой оценки значение вероятности
принимается равным 1, а для второй — 0,5.
Соответствие решения истинным проблемам. Решение
соответствует истинным проблемам, если лицу, его принимаю-
щему, в ходе выработки оптимального варианта деятельностиу-
далось правильно сформулировать главную и частные цели,
правильно выявить противоречия и проблемы, а также наметить
пути их решения. Если
решение не соответствует истинным про-
блемам
,
то оно не может быть ни оригинальным, ни оптимальным.
С целью качественной оценки соответствия решения истинным
проблемам целесообразно принять две градации качества: ре-
шение соответствует истинным проблемам — количественная
оценка 1, решение не соответствует истинным проблемам — ко-
личественная оценка 0.
Однозначность толкования содержания решения. Суть
этого требования состоит в том, чтобы подчиненные однознач-
но поняли смысл формулировок, определяющих содержание
решения.
Возможность корректировки решения при минимальных за-
тратах сил и времени. Суть этого требования состоит в том, чтобы
руководитель, принявший решение, смог скорректировать его при
изменении обстановки (ситуации), появлении новой информации
о конкуренте, уточнении намерений проекта (плана) и т. д.
Умелое сочетание централизованных и децентрализо-
ванных форм управления. Суть этого требования состоит в том,
чтобы руководитель, принимающий решение, умело учел воз-
можности нижестоящей и вышестояшей инстанций.
Степень удовлетворения решения таким требованиям, как
однозначность толкования содержания, возможность его кор-
ректировки, умелое сочетание централизованных и децентра-
лизованных форм управления, количественно оценить так же,
как и предыдущих случаях, весьма проблематично.
Решения оценивают сначала качественно, затем переходят
к количественным оценкам.
Решения, принимаемые в органах управления, могут клас-
сифицироваться по следующим основным признакам:
261
•сфера деятельности органа и объекта управления;
•масштаб принимаемого решения;
•период времени, на который принимаются решения;
•форма и способ деятельности объекта управления;
•количество предметных областей, охватывающих процесс,
по которому принимается решение;
•сфера деятельности сил, являющихся объектом управ-
ления;
•время деятельности объекта управления;
•форма управляющего воздействия.
Различают решения политические, экономические, соци-
альные, военные и др.
По масштабу решения классифицируют как стратегиче-
ские, оперативные и тактические:
•стратегические решения принимаются по действиям, в
которых достигаются стратегические цели, например, на госу-
дарственном или отраслевом уровнях;
• оперативные решения принимаются по действиям, в
которых достигаются оперативные цели, например на уровне
отрасли;
•тактические решения предполагают достижение такти-
ческих целей, например на уровне предприятия.
По времени, на которое принимается решение, выделяют:
•решение, принятое на единичное действие, например на
повышение цен, снижение издержек;
•решение, принятое на период экономической деятельности.
По сфере деятельности сил, являющихся объектом управ-
ления, решения подразделяют:
• на решения по применению сил, непосредственно осу-
ществляющих производство;
•решения по применению сил и средств обеспечения;
•решения по применению сил и средств управляющих (по
видам обеспечения экономических деятельности и т. д.).
По времени деятельности сил, являющихся объектом управ-
ления, решения могут быть:
•принимаемые в стабильной обстановке;
262
•принимаемые в экстремальной обстановке.
По форме управляющего воздействия существуют реше-
ния:
•в форме письменного распоряжения;
•в форме устного распоряжения;
•в форме сигналов и команд.
По сложности принимаемые решения могут быть:
•простыми — когда решение принимается в рамках одной
предметной области или решается один элементарный (част-
ный) вопрос. Например, решается вопрос распределения сил
или усилий;
•сложными — когда решение принимается в рамках не-
скольких предметных областей или решается несколько вопросов.
Например, решаются вопросы распределения средств по месту,
времени, способам применения, порядку управления и т. д.
Анализ приведенной классификации показывает, что она
достаточно велика. Очевидно, что выработка и принятие реше-
ний, содержание и условия принятия которых определяются
данной классификацией, имеют свои особенности. Здесь изложе-
ны общие положения, характерные для выработки и принятия
всех видов решений.
9.2. Условия принятия решений
Все управленческие решения вырабатываются и принима-
ются в определенных условиях. Основными признаками клас-
сификации условий принятия решений являются:
•определенность обстановки (ситуации), в которой прини-
мается решение (стабильность, кризис и др.);
• располагаемое время на выработку и принятие решения;
• уровень централизации управления;
• уровень подготовки должностных лиц органа управления;
• уровень подготовки должностных лиц нижестоящего ор-
гана управления;
• уровень противодействия со стороны конкурента.
263
По степени определенности обстановки решения могут при-
ниматься в условиях:
•хорошо определенной обстановки;
• вероятностно-определенной обстановки (риска);
• неопределенной обстановки.
Хорошо определенной является обстановка, все элементы
которой определены, параметры, характеризующие каждый из
элементов в основном (70–80%) детерминированы, связи между
элементами обстановки изучены.
Вероятностно-определенной является обстановка, 60–70%
элементов которой определены
,
параметры, характеризующие
каждый из этих элементов, имеют вероятностный характер,
связи между элементами обстановки изучены.
Неопределенной является обстановка, если определено
менее 30%
ее элементов, параметры, характеризующие каж-
дый из элементов, имеют случайный характер с известными и
частично неизвестными законами распределения параметров,
связи между элементами изучены слабо.
По располагаемому времени, решения могут приниматься
в условиях:
• острого дефицита времени;
• дефицита времени;
• отсутствие дефицита времени.
В зависимости от уровня централизации управления реше-
ние
может приниматься в условиях:
•централизованного управления;
•умеренно централизованного управления;
•децентрализованного управления.
В зависимости от уровня подготовки должностных лиц ор-
гана управления решение может вырабатываться в условиях:
•вновь созданного коллектива;
•сформировавшегося коллектива.
В зависимости от уровня противодействия со стороны кон-
курента решения могут приниматься:
•при отсутствии противодействия со стороны конкурента;
•при наличии противодействия со стороны конкурента.
264
Условия принятия решения оказывают влияние на выбор
метода выработки решения, а также порядок и содержание ра-
боты органа управления.
В любом управленческом решении должны быть найдены
ответы на следующие основные вопросы:
•что необходимо сделать и каких результатов необходимо
достичь;
•в какие сроки необходимо достичь желаемых результатов;
•какие ресурсы необходимо привлечь для деятельности;
•каким способом применить ресурсы, чтобы имела место
максимальная отдача;
•как организовать взаимодействие, обеспечение и управ-
ление этими ресурсами
Рассмотрим содержание каждого из элементов решения
руководителя на экономические действия.
9.3. Основные виды обеспечения процесса выработки
и принятия решений
9.3.1. Информационное обеспечение процесса выработки
и принятия решений
Ранее было отмечено, что процесс выработки решения — это
процесс переработки информации о состоянии объекта управле-
ния в
управляющую информацию. Следовательно, качество этого
процесса, методы работы органа управления, а также качество
решения в целом зависят от наличия, объема и качества инфор-
мации как о состоянии управляемого объекта, так и условий его
функционирования.
Информация, используемая при выработке и принятии
решения, группируется в следующие основные блоки (блоки
обстановки):
•блок информации о конкуренте;
•блок информации о своих возможностях;
•блок информации об условиях деятельности, окружении
и др.
Блок информации о конкуренте включает: