Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 22733

Скачиваний: 342

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

260

имеет — оценка вторая. Для первой оценки значение вероятности 
принимается равным 1, а для второй — 0,5. 

Соответствие решения истинным проблемам. Решение 

соответствует истинным проблемам, если лицу, его принимаю-
щему, в ходе выработки оптимального варианта деятельностиу-
далось правильно сформулировать главную и частные цели, 
правильно выявить противоречия и проблемы, а также наметить 
пути их решения. Если

 

решение не соответствует истинным про-

блемам

,

 то оно не может быть ни оригинальным, ни оптимальным. 

С целью качественной оценки соответствия решения истинным 
проблемам целесообразно принять две градации качества: ре-
шение соответствует истинным проблемам — количественная 
оценка 1, решение не соответствует истинным проблемам — ко-
личественная оценка 0.

  Однозначность толкования содержания решения. Суть 

этого требования состоит в том, чтобы подчиненные однознач-
но поняли смысл формулировок, определяющих содержание 
решения.

 Возможность корректировки решения при минимальных за-

тратах сил и времени. Суть этого требования состоит в том, чтобы 
руководитель, принявший решение, смог скорректировать его при 
изменении обстановки (ситуации), появлении новой информации 
о конкуренте, уточнении намерений проекта (плана) и т. д.

  Умелое сочетание  централизованных и децентрализо-

ванных форм управления. Суть этого требования состоит в том, 
чтобы руководитель, принимающий решение, умело учел воз-
можности нижестоящей и вышестояшей инстанций. 

Степень удовлетворения решения таким требованиям, как 

однозначность толкования содержания, возможность его кор-
ректировки, умелое сочетание централизованных и децентра-
лизованных форм управления, количественно оценить так же, 
как и предыдущих случаях, весьма проблематично. 

Решения оценивают сначала качественно, затем переходят 

к количественным оценкам. 

Решения, принимаемые в органах управления, могут клас-

сифицироваться по следующим основным признакам:


background image

261

•сфера деятельности органа и объекта управления;

•масштаб принимаемого решения;

•период времени, на который принимаются решения;

•форма и способ деятельности объекта управления;

•количество предметных областей, охватывающих процесс, 

по которому принимается решение;

•сфера деятельности сил, являющихся объектом управ-

ления;

•время деятельности объекта управления;

•форма управляющего воздействия.
Различают решения политические, экономические, соци-

альные, военные и др.

По масштабу решения классифицируют как стратегиче-

ские, оперативные и тактические:

•стратегические решения принимаются по действиям, в 

которых достигаются стратегические цели, например, на госу-
дарственном или отраслевом уровнях;

• оперативные решения принимаются по действиям, в 

которых достигаются оперативные цели, например на уровне 
отрасли;

•тактические решения предполагают достижение такти-

ческих целей, например на уровне предприятия.

По времени, на которое принимается решение, выделяют:

•решение, принятое на единичное действие, например на 

повышение цен, снижение издержек; 

•решение, принятое на период экономической деятельности.
По сфере деятельности сил, являющихся объектом управ-

ления, решения подразделяют:

• на решения по применению сил, непосредственно осу-

ществляющих производство;

•решения по применению сил и средств обеспечения;

•решения по применению сил и средств управляющих (по 

видам обеспечения экономических деятельности и т. д.).

По времени деятельности сил, являющихся объектом управ-

ления, решения могут быть:

•принимаемые в стабильной обстановке;


background image

262

•принимаемые в экстремальной обстановке.
По форме управляющего воздействия существуют реше-

ния:

•в форме письменного распоряжения;

•в форме устного распоряжения;

•в форме сигналов и команд.
По сложности принимаемые решения могут быть:
•простыми — когда решение принимается в рамках одной 

предметной области или решается один элементарный (част-
ный) вопрос. Например, решается вопрос распределения сил 
или усилий;

•сложными — когда решение принимается в рамках не-

скольких предметных областей или решается  несколько вопросов. 
Например, решаются вопросы распределения средств по месту, 
времени, способам применения, порядку управления и т. д.

Анализ приведенной классификации показывает, что она 

достаточно велика. Очевидно, что выработка и принятие реше-
ний, содержание и условия принятия которых определяются 
данной классификацией, имеют свои особенности. Здесь изложе-
ны общие положения, характерные для выработки и принятия 
всех видов решений.

9.2. Условия принятия решений 

Все управленческие решения вырабатываются и принима-

ются в определенных условиях. Основными признаками клас-
сификации условий принятия решений 
являются:

•определенность обстановки (ситуации), в которой прини-

мается решение (стабильность, кризис и др.);

• располагаемое время на выработку и принятие решения;

• уровень централизации управления;

• уровень подготовки должностных лиц органа управления;

• уровень подготовки должностных лиц нижестоящего ор-

гана управления;

• уровень противодействия со стороны конкурента.


background image

263

По степени определенности обстановки решения могут при-

ниматься в условиях:

•хорошо определенной обстановки;

• вероятностно-определенной обстановки (риска);

• неопределенной обстановки.
Хорошо определенной является обстановка, все элементы 

которой определены, параметры, характеризующие каждый из 
элементов в основном (70–80%) детерминированы, связи между 
элементами обстановки изучены.

Вероятностно-определенной является обстановка, 60–70% 

элементов которой определены

,

 параметры, характеризующие 

каждый из этих элементов, имеют вероятностный характер, 
связи между элементами обстановки изучены.

Неопределенной является обстановка, если определено 

менее 30%

 

ее элементов, параметры, характеризующие каж-

дый из элементов, имеют случайный характер с известными и 
частично неизвестными законами распределения параметров, 
связи между элементами изучены слабо.

По располагаемому времени, решения могут приниматься 

в условиях:

• острого дефицита времени;

• дефицита времени;

• отсутствие дефицита времени.
В зависимости от уровня централизации управления реше-

ние

 

может приниматься в условиях: 

•централизованного управления; 

•умеренно централизованного управления; 

•децентрализованного управления.
В зависимости от уровня подготовки должностных лиц ор-

гана управления решение может вырабатываться в условиях:

•вновь созданного коллектива;

•сформировавшегося коллектива.
В зависимости от уровня противодействия со стороны кон-

курента решения могут приниматься:

•при отсутствии противодействия со стороны конкурента;

•при наличии противодействия со стороны конкурента.


background image

264

Условия принятия решения оказывают влияние на выбор 

метода выработки решения, а также порядок и содержание ра-
боты органа управления.

В любом управленческом решении должны быть найдены 

ответы на следующие основные вопросы:

•что необходимо сделать и каких результатов необходимо 

достичь;

•в какие сроки необходимо достичь желаемых результатов;

•какие ресурсы необходимо привлечь для деятельности;

•каким способом применить ресурсы, чтобы имела место 

максимальная отдача;

•как организовать взаимодействие, обеспечение и управ-

ление этими ресурсами

Рассмотрим содержание каждого из элементов решения 

руководителя на экономические действия.

9.3. Основные виды обеспечения процесса выработки

и принятия решений

9.3.1. Информационное обеспечение процесса выработки 
и принятия решений

Ранее было отмечено, что процесс выработки решения — это 

процесс переработки информации о состоянии объекта управле-
ния в

 

управляющую информацию. Следовательно, качество этого 

процесса, методы работы органа управления, а также качество 
решения в целом зависят от наличия, объема и качества инфор-
мации как о состоянии управляемого объекта, так и условий его 
функционирования.

Информация, используемая при выработке и принятии 

решения, группируется в следующие основные блоки (блоки 
обстановки):

•блок информации о конкуренте;

•блок информации о своих возможностях;

•блок информации об условиях деятельности, окружении 

и др.

Блок информации о конкуренте включает: