Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22736
Скачиваний: 342
255
Принятие решения — акт утверждения управляющей ин-
формации в качестве документа.
Вариант деятельности — совокупность параметров, опреде-
ляющих суть управляющего воздействия.
Оптимальный вариант деятельности — вариант, который
в большей степени удовлетворяет выбранному критерию опти-
мальности. Иногда на практике отождествляют слова “оптималь-
ный” и “рациональный”. Ошибки здесь нет.
Закон управления. Для поддержания объекта управления
в желаемом состоянии орган управления должен постоянно
реагировать на обстановку и вырабатывать управляющее воз-
действие, учитывающее ее изменение. Правила, в соответствии с
которыми вырабатывается управляющее воздействие, являются
законом управления.
Исходной информацией для принятия решения явля-
ется:
•управляющая информация вышестоящей инстанции;
• изменения условий функционирования управляемого
объекта.
Получив исходную информацию, лицо, принимающее ре-
шение, обычно задает себе два вопроса:
•что необходимо сделать для того, чтобы управляемый объ-
ект привести в желаемое состояние?
•как сформировать управляющее воздействие?
Процесс поиска ответа на эти вопросы — выработка реше-
ния. В ходе выработки решения осуществляется поиск необхо-
димого (лучшего) варианта деятельности.
К управленческим решениям предъявляются следующие
основные требования:
•оригинальность решения;
•оптимальность решения;
•своевременность принятия решения;
•организационный характер решения;
•соответствие решения истинным проблемам;
•однозначность толкования содержания решения;
•возможность корректировки решения при минимальных
затратах и времени при изменении условий обстановки;
256
•умелое сочетание централизованных и децентрализован-
ных форм управления.
Рассмотрим сущность основных из перечисленных выше
требований.
Оригинальность решения. Решение считается оригиналь-
ным, если в нем учтены следующие основные положения:
•имеются новые, не известные ранее, приемы и способы
выполнения задачи;
•предусмотрены меры по введению конкурентов в заблуж-
дение относительно истинных намерений;
•по новому учтены законы, закономерности и принципы
управления.
Критерием оригинальности решения является вероятность
события, состоящего в том, что введение новых элементов при-
ведет к повышению результатов деятельности.
Величина этого критерия, зависит от количества новых
(оригинальных) приемов, способов, условий выполнения задачи,
ранее не применяющихся и может быть вычислена по следую-
щей приближенной формуле:
Р
ор
= 1 – ехр [ – (n
нэ
· n
о
+ n
нэ
· n
кр
)/n
эр
],
где n
нэ
— количество новых (оригинальных) элементов реше-
ния;
n
о
— количество элементов решения, на которые оказывает
влияние новый элемент;
n
кр
— количество частных критериев, формирующих це-
левую функцию;
n
эр
— общее количество элементов решения.
Оптимальность решения. Решение считается оптималь-
ным, если в основу его принятия положен оптимальный вариант
деятельности, т. е. вариант, при котором выбранный критерий
эффективности принимает желаемое значение.
Критерием оптимальности решения является вероятность
выбора оптимального варианта деятельности.
257
Вероятность выбора оптимального варианта деятельности-
может быть оценена с помощью следующего соотношения:
P
m
o p
.
exp
1
D
;
,
K
,
K
f
m
;
Ɏ
2
m
1
ln
ɨ
.
ɢ
ɢ
0
u
Ʉ
1
0
*
°¿
°
¾
½
°¯
°
®
»¼
º
«¬
ª
¸
¹
·
¨
©
§
V
H
D
P
где
— максимально допустимое отклонение параметра управ-
ления от оптимального значения;
К
— среднее квадратическое отклонение ошибки в опреде-
лении параметра управления;
u — количество учитываемых параметров управления;
— количество неоптимизируемых параметров управ-
ления;
m
о
— среднее количество вариантов, которые необходимо
просмотреть для выработки решения;
m — количество просмотренных вариантов;
К
и
— показатель, характеризующий интеллектуальный по-
тенциал и опыт группы лиц, принимающих участие в выработке
решения;
К
и.о
— показатель, характеризующий качество информаци-
онного обеспечения процесса выработки решения.
Определим методические подходы к оценке каждого из
параметров, входящих в формулу.
1. Среднее количество вариантов, которые необходимо про-
смотреть для выработки решения, зависит от его масштаба и
объема оцениваемой информации.
Из опыта установлено, что в ходе оценки обстановки на под-
сознательном уровне может быть отброшено 50–70% заведомо
неприемлемых вариантов. При этом для лиц, имеющих большой
опыт работы и высокий уровень подготовки, значение этого по-
казателя максимально.
Максимальное число вариантов, которые необходимо про-
смотреть в зависимости от уровня инстанции, принимающей
решение, и типа проблемы, указано в табл. 2.9.
258
Таблица 2.9
Инстанция
Тип решаемой проблемы
стандартная
хорошо
определен-
ная
слабо
определен-
ная
неопреде-
ленная
Стратегическое
решение
12–14
16–18
30–40
50
Оперативное
решение
10–12
14–16
30–35
40–50
Тактическое
решение
8–10
12–14
16–20
35–40
2. Количество просмотренных вариантов зависит от времени,
необходимого для просмотра одного варианта, наличия средств
автоматизации и значения показателя, характеризующего про-
фессиональный уровень коллектива:
A
ɜ
ɪɚɫɩ
K
1
t
t
m
,
где t
расп
— располагаемое время на оценку обстановки;
t
в
— время оценки одного варианта деятельности;
К
А
— коэффициент снижения времени оценки одного вари-
анта за счет использования средств автоматизации.
3. Максимально допустимое отклонение параметра управ-
ления от оптимального значения (
) и среднее квадратическое
отклонение ошибки определения этого параметра (
К
) зависит
от масштаба принимаемого решения, полноты информации об
условиях обстановки, адекватности и формализации процесса,
являющегося объектом выработки решений. Анализ соотно-
шения для вычисления значения
показывает, что значение
вероятности принятия оптимального решения зависит не от
абсолютных значений параметров
и
К
, а от их отношения.
Ориентировочные значения отношения
Ʉ
V
H
в зависимости
от качества информационного обеспечения и типа решаемой
проблемы приведены в табл. 2.10.
259
Таблица 2.10
Качество
информаци-
онного обес-
печения
Тип решаемой проблемы
стандарт-
ная
хорошо
определенная
слабо
определенная
неопреде-
ленная
0,9
4
3,5
2
1
0,8
3,5
2,5
1
0,8
0,7
2
2
0,8
0,5
0,5
1
1,8
0,4
0,3
0,3
0,5
0,4
0,2
0,1
Своевременность принятия решения. Решение считается
своевременным, если изменение наиболее позднего срока его
принятия в сторону увеличения не приводит к увеличению
продолжительности критического пути всего процесса управ-
ления.
Критерием своевременности решения является вероятность
принятия решения к установленному сроку:
Ɋ
t
= 0,5
°¿
°
¾
½
°¯
°
®
¸¸
¹
·
¨¨
©
§
V
V
t
ɩɨɬ
t
ɪ
t
t
Ɏ
1
,
где t
р
— располагаемое время для принятия решения;
t
пот
— время, необходимое для принятия решения;
t
— среднее квадратическое отклонение суммарной ошибки
определения необходимого и располагаемого времени для при-
нятия решения.
Организационный характер решения. Считается
,
что
решение имеет организационный характер, если каждый его
элемент побудит подчиненных к активным действиям и может
быть выполнен ими.
Критерием качества удовлетворения данного требования
является вероятность того, что все элементы принятого решения
будут выполнены (реализованы) подчиненными. Оценивается
качественно, с последующим переходом к количественным оцен-
кам. При этом качественных оценки может быть две. Решение
имеет организационный характер — это первая оценка, или не