Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 22723

Скачиваний: 342

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

285

ЭВМ при принятии решения с использованием экспертных 

систем применяется в диалоговом режиме. При этом система, 
как правило, формирует систему вопросов, на которые должен 
ответить специалист, осуществляющий выработку решения. 
Структура этих вопросов позволяет:

•сформировать дерево целей;

•определить перечень частных задач, которые необходимо 

выполнить для достижения целей;

•определить условия и элементы варианта деятельности, 

оказывающих влияние на возможности по достижению частных 
целей.

Далее последовательно относительно частной цели са-

мого низкого уровня осуществляется ввод условий и факто-
ров, оказывающих влияние на возможности по ее достиже-
нию. В свою очередь, система выдает наилучший вариант 
деятельности(параметры варианта).

В результате всех операций формируется вариант деятель-

ности в

 

целом, который будет положен в основу решения.

Основы построения и использования экспертных систем 
Экспертные системы тесно связаны с исследованиями в об-

ласти искусственного интеллекта. Экспертные системы созданы 
и работают в управленческих сферах. Любая экспертная система 
основана на знаниях, имеющих место в той или иной области 
деятельности человека. С помощью экспертной системы можно 
принять то или иное решение.

Любая экспертная система имеет характерные черты:

•ограничена определенной сферой экспертиз, т. е. нельзя 

создать экспертной системы, которая может использоваться в 
разных отраслях наук;

•способна рассуждать при сомнительных данных;

• способна разъяснять цепочку рассуждений понятным 

способом;

•строится так, чтобы иметь возможность постоянного ее 

наращивания;

•строится на основе использования правил.
На выходе экспертная система выдает совет, что необходимо 

предпринять в данных условиях.


background image

286

Формирование знаний в экспертных системах
Знания — это правила, которыми должны руководствовать-

ся в данной ситуации. В любой момент времени в экспертной 
системе может содержаться три типа знаний:

1) структурированные знания — статистические знания о 

предметной области (после выявления они не изменяются);

2) структурированные динамические знания — изменяемые 

знания в предметной области (они меняются по мере выявления 
новой информации);

3) рабочие знания, применяемые для решения конкретной 

задачи. Они, как правило, динамические.

Все перечисленные типы хранятся в базе знаний (БЗ), для 

построения которой производится опрос специалистов (экспер-
тов) в конкретной области.

Существуют следующие основные формы представления 

знаний: в виде семантической цепи; средствами логики первого 
порядка (предикаты); в виде демонстрационной базы знаний.

Семантические цепи (сети.). Это наиболее общий способ. 

Отображает совокупность объектов в предметной области и от-
ношения между ними. Объект — это вершина сети. Отношения 
между объектами — дуги сети. Наиболее общие типы отношений: 
быть элементом класса; иметь или позволять задавать свойства 
объекта; являться следствием; иметь значения (задавать значе-
ния свойства объекта).

Логика предикатов. В основе логики первого порядка лежит 

логика предикатов — т. е. функций, принимающих только два 
значения “истина” и “ложь” для выражения свойств объектов 
и связей между ними. Отдельные высказывания объединяются 
связками: OR, NOT, AND — булевые связки.

Формирование БЗ по примерам. Сущность данного способа 

состоит в том, что пользователь задает несколько примеров задач 
вместе с решениями. На их основе система самостоятельно стро-
ит БЗ для решения других задач. Знания в ней могут находиться 
в виде правил (для пользователя — в виде матриц).

Построение демонстрационной БЗ. Сущность БЗ состоит в 

том, что система задает серию вопросов и по ответам на них дает 


background image

287

советы. Вопросы, задаваемые пользователю, зависят от имею-
щихся фактов или полученных признаков. Ответы запоминаются 
в рабочей памяти и используются при выводе заключений. Для 
получения заключений применяется обратный метод вывода 
(вначале выводятся более общие, а затем частные).

Методы поиска ситуации в экспертных системах 
Для распознавания ситуации в экспертных системах ис-

пользуется два основных метода: бейесовский и кластерный 
методы.

Бейесовский метод. Метод используется в качестве норма-

тивной модели того, как следует себя вести, и в качестве описа-
тельной модели того, что происходит в модели. 

Сущность: имеется полная группа несовместных гипотез 

Н

1

, Н

2

, ..., Н

n

. Вероятности этих гипотез известны и до опыта 

равны P (H

1

), P (H

2

), ..., P (H

n

). Произведен опыт, в результате 

которого появилось событие А. Спрашивается, как следует 
изменить вероятности гипотез в связи с появлением этого со-
бытия.

Из теории вероятности известно:

  

  

P H A

P H

P A H

P H

P A H

i

i

i

i

i

i

n

/

/

/

 

˜

˜

 

¦

1

 .

Кластерный метод. Сущность состоит в группировании усло-

вий в кластере (группе). Мерой сходства элементов может быть 
евклидово расстояние, величина которого определяется:

d X Y

X

Y

i

i

i

n

,

/

 

ª
¬

«

º
¼

»

 

¦

2

1

1 2

,

где 

Y

 — вектор, характеризующий фактические условия;

X

 — вектор, характеризующий область знаний;

Х

i

 — i-й параметр, характеризующий фактические усло-

вия;

Y

i

 — i-й параметр, характеризующий область знаний.


background image

288

9.4.5. Выработка и принятие решения по аналогии

Выработка и принятие решения по аналогии осуществляет-

ся на основе существования в памяти среди ряда ранее успешно 
решенных задач и ситуаций приближенного аналога возникшей 
на момент получения намерений проекта (плана) ситуации.

Очень интересен тот факт, что очень многие открытия в на-

уке, технике и других областях человеческой деятельности были 
сделаны по аналогии. Философы пытались раскрыть структуру 
рассуждения по аналогии и дали прекрасные образцы аналогий. 
Однако, как утверждают некоторые авторы, почти никто из них 
не дал идей о структуре этого процесса. 

Выработка и принятие решения этим методом позволяет 

избежать грубых ошибок, не требует большого расхода времени, 
придает уверенность в достижении успеха, но не учитывает, что 
конкурент в аналогичной ситуации использует неблагоприятный 
для себя опыт и может действовать так, что качество решения 
будет сведено на нет. 

Тем не менее достаточно опытные аналитики считают, что 

побудительным импульсом всего процесса выработки и приня-
тия любых решений является поиск и нахождение аналогичной 
ситуации из совокупности (множества) возможных ситуаций 
(задач, обстановки, результатов). 

Все возможные ситуации могут храниться в базах дан-

ных, сформированных на самых различных носителях инфор-
мации. 

Методология принятия решения по аналогии это достаточно 

сложная не только практическая и теоретическая, но и фило-
софская проблема. Мы здесь рассмотрим только основные ее 
практические аспекты.

Алгоритм выработки решения при применении этого метода 

следующий:

•изучение и уяснение намерений проекта (плана);

• оценка обстановки и поиск аналогичной ситуации;

•выбор варианта деятельности;

•принятие решения.


background image

289

Все элементы данного алгоритма, за исключением поиска 

аналогичной ситуации, являются общими для всех методов. 
Поэтому рассмотрим суть именно этого элемента.

Задача поиска аналогичной ситуации формулируется сле-

дующим образом.

Известно:
1. Ретроспективная и учебная (познавательная) информация 

об условиях и результатах деятельности:

•база выполненных или зафиксированных абстрактно за-

дач, характеризующих деятельность Б

зад

 

1

2

3

…Р

n

), 

где Р

1,

Р

2

3

…Р

n

 — совокупность параметров, признаков и усло-

вий, характеризующих вариант деятельности (выполненных 
задач);

•база возможных ситуаций Б

сит

;

•база вариантов и результатов деятельности Б

вд

, Б

рд

.

2. Управляющая информация, являющаяся побудительным 

мотивом для выработки и принятия решения:

•задача Б

зад

1

*

2

*

3

*

…Р

*

n

),

где Р

1

*

2

*

3

*

…Р

n

*

 — совокупность параметров, признаков и 

условий, характеризующих цель деятельности и задачу;

•условия обстановки (ситуации) U

обст

 (U

кj

 

; U

свj 

; U

услj

)

U

к

 (U

к1

; U

к2

; U

к3

;…. U

кn

) — совокупность параметров, харак-

теризующих объекты, вариант деятельностии возможности 
конкурента;

U

св

 (U

св1

; U

св2

; U

св3

;…. U

свn

) — совокупность параметров, 

характеризующих объекты, вариант деятельности и свои воз-
можности;

U

усл

 (U

усл1

; U

усл2

; U

усл3

;…. U

услn

) — совокупность параметров, 

характеризующих условия деятельности.

Требуется определить аналогичную ситуацию и вариант 

деятельности.

Решение задачи поиска
1. Фиксируется цель предстоящих деятельности, задача и 

условия ее выполненияи.

2. В базе выполненных деятельности и задач отыскиваются 

анологичные предстоящим действиям.