Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22723
Скачиваний: 342
285
ЭВМ при принятии решения с использованием экспертных
систем применяется в диалоговом режиме. При этом система,
как правило, формирует систему вопросов, на которые должен
ответить специалист, осуществляющий выработку решения.
Структура этих вопросов позволяет:
•сформировать дерево целей;
•определить перечень частных задач, которые необходимо
выполнить для достижения целей;
•определить условия и элементы варианта деятельности,
оказывающих влияние на возможности по достижению частных
целей.
Далее последовательно относительно частной цели са-
мого низкого уровня осуществляется ввод условий и факто-
ров, оказывающих влияние на возможности по ее достиже-
нию. В свою очередь, система выдает наилучший вариант
деятельности(параметры варианта).
В результате всех операций формируется вариант деятель-
ности в
целом, который будет положен в основу решения.
Основы построения и использования экспертных систем
Экспертные системы тесно связаны с исследованиями в об-
ласти искусственного интеллекта. Экспертные системы созданы
и работают в управленческих сферах. Любая экспертная система
основана на знаниях, имеющих место в той или иной области
деятельности человека. С помощью экспертной системы можно
принять то или иное решение.
Любая экспертная система имеет характерные черты:
•ограничена определенной сферой экспертиз, т. е. нельзя
создать экспертной системы, которая может использоваться в
разных отраслях наук;
•способна рассуждать при сомнительных данных;
• способна разъяснять цепочку рассуждений понятным
способом;
•строится так, чтобы иметь возможность постоянного ее
наращивания;
•строится на основе использования правил.
На выходе экспертная система выдает совет, что необходимо
предпринять в данных условиях.
286
Формирование знаний в экспертных системах
Знания — это правила, которыми должны руководствовать-
ся в данной ситуации. В любой момент времени в экспертной
системе может содержаться три типа знаний:
1) структурированные знания — статистические знания о
предметной области (после выявления они не изменяются);
2) структурированные динамические знания — изменяемые
знания в предметной области (они меняются по мере выявления
новой информации);
3) рабочие знания, применяемые для решения конкретной
задачи. Они, как правило, динамические.
Все перечисленные типы хранятся в базе знаний (БЗ), для
построения которой производится опрос специалистов (экспер-
тов) в конкретной области.
Существуют следующие основные формы представления
знаний: в виде семантической цепи; средствами логики первого
порядка (предикаты); в виде демонстрационной базы знаний.
Семантические цепи (сети.). Это наиболее общий способ.
Отображает совокупность объектов в предметной области и от-
ношения между ними. Объект — это вершина сети. Отношения
между объектами — дуги сети. Наиболее общие типы отношений:
быть элементом класса; иметь или позволять задавать свойства
объекта; являться следствием; иметь значения (задавать значе-
ния свойства объекта).
Логика предикатов. В основе логики первого порядка лежит
логика предикатов — т. е. функций, принимающих только два
значения “истина” и “ложь” для выражения свойств объектов
и связей между ними. Отдельные высказывания объединяются
связками: OR, NOT, AND — булевые связки.
Формирование БЗ по примерам. Сущность данного способа
состоит в том, что пользователь задает несколько примеров задач
вместе с решениями. На их основе система самостоятельно стро-
ит БЗ для решения других задач. Знания в ней могут находиться
в виде правил (для пользователя — в виде матриц).
Построение демонстрационной БЗ. Сущность БЗ состоит в
том, что система задает серию вопросов и по ответам на них дает
287
советы. Вопросы, задаваемые пользователю, зависят от имею-
щихся фактов или полученных признаков. Ответы запоминаются
в рабочей памяти и используются при выводе заключений. Для
получения заключений применяется обратный метод вывода
(вначале выводятся более общие, а затем частные).
Методы поиска ситуации в экспертных системах
Для распознавания ситуации в экспертных системах ис-
пользуется два основных метода: бейесовский и кластерный
методы.
Бейесовский метод. Метод используется в качестве норма-
тивной модели того, как следует себя вести, и в качестве описа-
тельной модели того, что происходит в модели.
Сущность: имеется полная группа несовместных гипотез
Н
1
, Н
2
, ..., Н
n
. Вероятности этих гипотез известны и до опыта
равны P (H
1
), P (H
2
), ..., P (H
n
). Произведен опыт, в результате
которого появилось событие А. Спрашивается, как следует
изменить вероятности гипотез в связи с появлением этого со-
бытия.
Из теории вероятности известно:
P H A
P H
P A H
P H
P A H
i
i
i
i
i
i
n
/
/
/
¦
1
.
Кластерный метод. Сущность состоит в группировании усло-
вий в кластере (группе). Мерой сходства элементов может быть
евклидово расстояние, величина которого определяется:
d X Y
X
Y
i
i
i
n
,
/
ª
¬
«
º
¼
»
¦
2
1
1 2
,
где
Y
— вектор, характеризующий фактические условия;
X
— вектор, характеризующий область знаний;
Х
i
— i-й параметр, характеризующий фактические усло-
вия;
Y
i
— i-й параметр, характеризующий область знаний.
288
9.4.5. Выработка и принятие решения по аналогии
Выработка и принятие решения по аналогии осуществляет-
ся на основе существования в памяти среди ряда ранее успешно
решенных задач и ситуаций приближенного аналога возникшей
на момент получения намерений проекта (плана) ситуации.
Очень интересен тот факт, что очень многие открытия в на-
уке, технике и других областях человеческой деятельности были
сделаны по аналогии. Философы пытались раскрыть структуру
рассуждения по аналогии и дали прекрасные образцы аналогий.
Однако, как утверждают некоторые авторы, почти никто из них
не дал идей о структуре этого процесса.
Выработка и принятие решения этим методом позволяет
избежать грубых ошибок, не требует большого расхода времени,
придает уверенность в достижении успеха, но не учитывает, что
конкурент в аналогичной ситуации использует неблагоприятный
для себя опыт и может действовать так, что качество решения
будет сведено на нет.
Тем не менее достаточно опытные аналитики считают, что
побудительным импульсом всего процесса выработки и приня-
тия любых решений является поиск и нахождение аналогичной
ситуации из совокупности (множества) возможных ситуаций
(задач, обстановки, результатов).
Все возможные ситуации могут храниться в базах дан-
ных, сформированных на самых различных носителях инфор-
мации.
Методология принятия решения по аналогии это достаточно
сложная не только практическая и теоретическая, но и фило-
софская проблема. Мы здесь рассмотрим только основные ее
практические аспекты.
Алгоритм выработки решения при применении этого метода
следующий:
•изучение и уяснение намерений проекта (плана);
• оценка обстановки и поиск аналогичной ситуации;
•выбор варианта деятельности;
•принятие решения.
289
Все элементы данного алгоритма, за исключением поиска
аналогичной ситуации, являются общими для всех методов.
Поэтому рассмотрим суть именно этого элемента.
Задача поиска аналогичной ситуации формулируется сле-
дующим образом.
Известно:
1. Ретроспективная и учебная (познавательная) информация
об условиях и результатах деятельности:
•база выполненных или зафиксированных абстрактно за-
дач, характеризующих деятельность Б
зад
(Р
1
,Р
2
,Р
3
…Р
n
),
где Р
1,
Р
2
,Р
3
…Р
n
— совокупность параметров, признаков и усло-
вий, характеризующих вариант деятельности (выполненных
задач);
•база возможных ситуаций Б
сит
;
•база вариантов и результатов деятельности Б
вд
, Б
рд
.
2. Управляющая информация, являющаяся побудительным
мотивом для выработки и принятия решения:
•задача Б
зад
*
(Р
1
*
,Р
2
*
,Р
3
*
…Р
*
n
),
где Р
1
*
,Р
2
*
,Р
3
*
…Р
n
*
— совокупность параметров, признаков и
условий, характеризующих цель деятельности и задачу;
•условия обстановки (ситуации) U
обст
(U
кj
; U
свj
; U
услj
)
U
к
(U
к1
; U
к2
; U
к3
;…. U
кn
) — совокупность параметров, харак-
теризующих объекты, вариант деятельностии возможности
конкурента;
U
св
(U
св1
; U
св2
; U
св3
;…. U
свn
) — совокупность параметров,
характеризующих объекты, вариант деятельности и свои воз-
можности;
U
усл
(U
усл1
; U
усл2
; U
усл3
;…. U
услn
) — совокупность параметров,
характеризующих условия деятельности.
Требуется определить аналогичную ситуацию и вариант
деятельности.
Решение задачи поиска
1. Фиксируется цель предстоящих деятельности, задача и
условия ее выполненияи.
2. В базе выполненных деятельности и задач отыскиваются
анологичные предстоящим действиям.