Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22718
Скачиваний: 342
295
Данному варианту соответствует следующий алгоритм
работы:
•изучение задачи;
•расчет располагаемого времени и выбор метода выработки
решения;
•выявление проблем и определение путей их решения;
•формирование вариантов деятельности;
•моделирование, оценка эффективности и выбор оптималь-
ного варианта деятельности;
•принятие решения;
•оформление решения.
Принятие решения на основе обсуждения. Обсуждение,
выработка и принятие решения по результатам заслушивания
руководителем должностных лиц.
Данному варианту соответствует следующий порядок ра-
боты органа управления:
•изучение задачи;
•расчет располагаемого времени и выбор метода выработки
решения;
•постановка задачи по подготовке предложений;
• работа должностных лиц по подготовке предложений
руководителю;
•заслушивание предложений их анализ и оценка;
•принятие решения;
•оформление решения.
Компьютерная поддержка принятия решения. Выработка
и принятие решения при работе с автоматизированных рабочих
мест информационных систем
Данный вариант предполагает использование для выра-
ботки и принятия решения персональных ЭВМ, объединенных
в
локальную компьютерную сеть. При выработке
решения с
использованием этого варианта может быть использован
сле-
дующий порядок работы:
•изучение задачи и ее уяснение;
•расчет располагаемого времени и выбор метода выработки
решения;
296
• занятие должностными лицами автоматизированных
рабочих мест;
•работа с банками данных по уточнению элементов обста-
новки;
•формирование руководителем органа управления базы
данных по задаче (деятельности);
• работа руководителя с подпрограммой “диспетчер” по
формированию структуры диалога в ходе уяснения задачи;
• выдача на рабочие места должностных лиц структуры
диалога;
•работа должностных лиц с ЭВМ в диалоговом режиме с
целью формирования базы вариантов деятельности;
•выбор оптимального варианта деятельности;
•формирование руководителем органа управления решения
(электронного документа) и его принятие;
• распечатка текста решения и вывод его элементов на
средства отображения.
Данный вариант работы применяется при наличии в органах
управления автоматизированных информационных систем.
Интеллектуальная поддержка работы органа управления.
Выработка и принятие решения с использованием систем интел-
лектуальной поддержки.
Применение в ходе выработки решения систем интеллекту-
альной поддержки должностных лиц органа управления.
Этот вариант определяет перспективное направление ис-
пользования компьютерных систем, в основу которого положено
использование кибернетического метода выработки решения.
Решение в этом случае может вырабатываться единолично ру-
ководителем органа управления в ходе работы с компьютерной
системой в диалоговом режиме. При этом может иметь
место
следующий порядок работы:
•формирование заместителями банка данных по факти-
ческим условиям обстановки на момент выполнения намерений
проекта (плана);
•изучение руководителем органа управления и введение в
ЭВМ элементов намерений проекта (плана);
297
•формирование и введение в ЭВМ параметров, характери-
зующих макет варианта деятельности;
•работа с экспертной системой по конкретному наполнению
варианта деятельности;
•принятие руководителем органа управления решения.
9.6. Основные закономерности, принципы
и правила выработки и принятия решений
Выделим основные принципы и правила выработки и при-
нятия решений.
•Принимая любое решение, всегда необходимо четко пред-
ставить себе, к каким последствиям (для себя, коллектива,
управляемого процесса и др.) приведет его невыполнение, т. е.
необходимо ответить на вопрос, что будет, если решение будет
не выполнено.
•Принимая любое решение, необходимо четко представить
себе, к каким последствиям (для себя, коллектива, управляемого
процесса и др.) приведет его выполнение, т. е. ответить на вопрос,
что будет, если решение будет выполнено.
•Не пытайся принять такое решение, которое потребует для
его выполнения минимальные затраты сил и средств.
•Напряги свою волю, мобилизуй знания, умения, навыки и
попытайся самостоятельно разобраться в основных элементах и
предпосылках до деталей. Не доверяй это подчиненным. Пред-
ложения подчиненных заслушай только после того, как основные
элементы решения сформулированы единолично. Если в ходе
заслушиваний не выявляются альтернативы суждений и мнений
по основным вопросам, то считай, что вероятность выбора тобою
оптимального варианта достаточно велика.
• В ходе оценки обстановки попытайся найти и оценить
основные факторы, выявить основные проблемы, определить са-
мое слабое звено. В ходе выработки решения необходимо сделать
так, чтобы свое слабое звено было бы максимально укреплено, а
слабое звено конкурента еще более ослаблено.
•В ходе выработки решения внимательно заслушай, если
это необходимо, предложения своих заместителей. В ходе заслу-
298
шиваний будь строг и не допускай, чтобы доводилась второсте-
пенная информация. В этом случае есть риск опустить главные
проблемы или наметить неправильные пути их решения.
•В максимальной степени постарайся дисциплинировать
ход своих мыслей и не допусти, чтобы у подчиненных закралось
сомнение в твоей нерешительности.
•Оценив располагаемое время и имеющуюся для выработки
и принятия решения информацию, выбери правильно метод
выработки решения.
•На первом этапе выработки решения вариант деятельно-
стивыбери по аналогии используй его в качестве опорного. Мно-
гие считают, что данный прием приводит к шаблону в действиях.
В действительности это не так. Приняв ранее использованный
вариант в качестве опорного, лицо, принимающее решение, зна-
чительно сокращает число возможных вариантов деятельности,
что в конечном итоге приводит к сокращению времени и повы-
шению качества принимаемого решения. Элементов варианта
деятельности, исключающих или же ослабляющих шаблон,
можно ввести сколько угодно, применив при этом самые раз-
личные методы их обоснования.
•Заучи макет решения на память. Это необходимо сделать
для каждой из форм применения сил и решаемых задач. Как и
предыдущая, реализация этого правила позволит в минимальное
время отсеять заранее неприемлемые варианты и на память до-
ложить решение для утверждения в вышестоящей инстанции,
а также поставить задачу подчиненным.
•При формировании варианта деятельности в первую оче-
редь учти ограничения.
• Заучи на память макет обстановки. Это необходимо
сделать для каждого ее элемента. Знание макета обстановки
позволит быстро в сознании сформировать банк обстановки и
качественно определить причинно-следственные связи между
элементами обстановки и элементами решения.
•Постарайся методы выработки решений использовать в
комплексе. Полученные при этом результаты уверят тебя в их
правильности или же неправильности.
299
•При возникновении малейшего сомнения в правильности
полученных результатов (например, в оптимальности выбран-
ного варианта) немедленно отвергни их.
9.7. Качество решений
На качество решений оказывают влияние как объективные,
так и субъективные факторы. К объективным факторам отно-
сятся законы борьбы, условия обстановки и др. Субъективными
факторами являются знания, особенности мышления, опыт, воля
руководителя и т. д.
Показателем качества решения может быть вероятность
события, состоящего в том, что решение отвечает всем требо-
ваниям, предъявляемым к нему.
K
P
p
i i
i
n
¦
J
1
,
где n — количество требований, предъявляемых к решению на
действия;
i
— относительная важность i-го требования, предъявляе-
мого к решению;
Р
i
— вероятность удовлетворения решения, предъявляе-
мому i-му требованию.
Для оценки относительной важности каждого требования
может быть использован критерий Фишборна.
Относительная важность каждого требования в этом случае
определяется с помощью следующего соотношения:
J
i
n
i
n n
2
1
1
,
где i — номер требования в порядке убывания его важности,
определенной методом экспертных оценок.
Показатель К
р
используется для оценки качества решений
как внутренний критерий. С его помощью решение оценивается на
этапе подготовки к действиям и не всегда можно сделать выводы о
том, как его значение повлияет на результат деятельности.