Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22699
Скачиваний: 342
344
345
ɉɪɨɛɥɟɦɵ ɞɨ ɤɨɪɪɟɤɬɢɪɭɸɳɢɯ ɦɟɪ
0
10
20
30
40
50
60
1
2
3
4
5
6
7
ɇɨɦɟɪ ɩɪɨɛɥɟɦɵ
ȼɟ
ɥ
ɢ
ɱɢ
ɧ
ɚ
ɩɪɨɛ
ɥ
ɟɦ
ɵ
ɉɪɨɛɥɟɦɵ ɩɨɫɥɟ ɩɪɢɧɹɬɢɹ
ɤɨɪɪɟɤɬɢɪɭɸɳɢɯ ɦɟɪ
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
1
2
3
4
5
6
7
ɇɨɦɟɪ ɩɪɨɛɥɟɦɵ
ȼɟ
ɥɢ
ɱɢ
ɧ
ɚ
ɩɪ
ɨ
ɛ
ɥ
ɟɦ
ɵ
ɗɮɮɟɤɬ
Рис. 2.37. Диаграммы Парето
до и после принятия корректирующих мер
Анализ. Анализ диаграмм Парето до и после корректи-
рующих мероприятий (рис. 2.37) показывает, что общая сумма
несоответствий изменилась с 50 до 40 шт. Эффект от принятых
мер составил 10 шт.
Вывод. Эффект от принятия корректирующих мер составил
10 шт. Проблема 1 остается доминирующей в общей сумме всех
несоответствий.
7. Новая норма управления
Цель: установить новую норму управления процессом
после проведенных корректирующих мероприятий, которые
существенно улучшили качество продукции. Анализ динами-
ки процесса до и после установления новой нормы управления
представлен в виде табл. 2.29.
Таблица 2.29
№ Дата
“Прошлый” процесс
“Новый” процесс
Количе-
ство (бра-
кованных
изделий)
pn
Среднее
значение
процесса
CL
Верхняя
норма
(про-
шлая)
UCL
Количе-
ство (бра-
кованных
изделий)
pn
Среднее
значе-
ние про-
цесса
CL
Верх-
няя
норма
(но-
вая)
UCL
1
2
3
4
5
6
7
8
1
28.12
13
15,82
26,768
1
2
3
4
5
6
7
8
2
29.12
12
15,82
26,768
3
29.12
16,5
15,82
26,768
4
30.12
12
15,82
26,768
5
30.12
15
15,82
26,768
6
31.12
10
15,82
26,768
7
31.12
28,6
15,82
26,768
8
1.01
12,1
15,82
26,768
9
1.01
16
15,82
26,768
10
2.01
23
15,82
26,768
11
3.01
8
6,6667
14,15
12
3.01
7
6,6667
14,15
13
4.01
6
6,6667
14,15
14
4.01
5
6,6667
14,15
15
5.01
8
6,6667
14,15
16
5.01
6
6,6667
14,15
ɉɪɨɜɟɪɤɚ ɤɨɧɬɪɨɥɶɧɵɯ ɝɪɚɧɢɰ ɩɪɨɰɟɫɫɚ ɞɨ ɢ ɩɨɫɥɟ ɭɫɬɚɧɨɜɥɟɧɢɹ
ɧɨɜɵɯ ɧɨɪɦɚɬɢɜɨɜ
0
5
10
15
20
25
30
35
0
5
10
15
20
ɇɨɦɟɪ ɢɡɦɟɪɟɧɢɹ
Ʉɨɥɢɱɟɫɬɜɨ
ɛɪɚɤ
ɨɜɚɧɧɵɯ
ɢɡɞɟɥɢɣ
(
ɪ
n)
CL
UCL
CLɧ
UCLɧ
Рис. 2.38. Проверка контрольных границ процесса
Окончание табл. 2.29
346
347
Анализ. Среднее значение брака до принятия мер составило
15,82 (рис. 2.38).
Среднее значение брака после принятия мер составило
6,6667.
Количество бракованной продукции уменьшилось в 2,373
раза.
После принятия мер процесс проходит в пределах нормы.
Вывод. Среднее значение брака после корректирующих
мероприятий существенно уменьшилось и процесс стал более
стабильным.
10.4. Системный анализ качества систем
Системный анализ качества систем состоит в том, что не-
обходимо использование моделей, обеспечивающих системный
анализ всех процессов, происходящих в организациях и пред-
приятиях.
Известно несколько таких моделей.
Однако остановимся на моделях, признанных мировым на-
учным сообществом в области систем менеджмента качества.
Моделями системного анализа качества систем являются:
•премия Правительства Российской Федерации в области
качества: www.gost.ru
•европейская премия качества: www.efqm.org/award.htm
• европейская модель превосходства: www.efqm.org/
unodel/modelintro.htm
•национальная премия качества Малкольма Болдриджа:
www.quality.nist.gov
Более подробно остановимся на премии Правительства
Российской Федерации в области качества.
Ежегодный конкурс на соискание премии Правитель-
ства Российской Федерации в области качества, оценочные
критерии которого гармонизированы с моделью престижной
Европейской премии по качеству, предоставил российским
организациям современный инструмент целенаправленного
развития, совершенствования деятельности и повышения
конкурентоспособности.
В основу модели премий заложены принципы всеобщего
менеджмента качества:
— ориентация на потребителя;
— лидерство руководства и последовательность в дости-
жении целей;
— менеджмент на основе понимания процессов и фактов;
— вовлечение персонала;
— непрерывная познавательная деятельность и инно-
вации;
— развитие партнерства;
— взаимодействие с обществом;
— ориентация на результаты.
Премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж ли-
дера, репутацию надежного производителя высококачественной
и конкурентоспособной продукции или услуги, способствуют
привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и
увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибы-
ли и, соответственно, открывают новые деловые возможности.
Лауреаты получают право использования эмблемы премии на
фирменных бланках, в своих рекламных материалах.
Кроме лауреатов по итогам конкурса определяются также
организации, которые за успехи в области качества награжда-
ются дипломами Совета по качеству.
Но даже не участвуя в конкурсе, любая организация
на
каком бы уровне развития она не находилась) может применять
критерии премии для самооценки. Это позволит ей получить
всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколь-
ко деятельностью предприятия удовлетворены потребители,
персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить
приоритетные направления совершенствования.
Модель премии Правительства Российской Федерации в
области качества приведена на рис. 2.39.
346
347
Анализ. Среднее значение брака до принятия мер составило
15,82 (рис. 2.38).
Среднее значение брака после принятия мер составило
6,6667.
Количество бракованной продукции уменьшилось в 2,373
раза.
После принятия мер процесс проходит в пределах нормы.
Вывод. Среднее значение брака после корректирующих
мероприятий существенно уменьшилось и процесс стал более
стабильным.
10.4. Системный анализ качества систем
Системный анализ качества систем состоит в том, что не-
обходимо использование моделей, обеспечивающих системный
анализ всех процессов, происходящих в организациях и пред-
приятиях.
Известно несколько таких моделей.
Однако остановимся на моделях, признанных мировым на-
учным сообществом в области систем менеджмента качества.
Моделями системного анализа качества систем являются:
•премия Правительства Российской Федерации в области
качества: www.gost.ru
•европейская премия качества: www.efqm.org/award.htm
• европейская модель превосходства: www.efqm.org/
unodel/modelintro.htm
•национальная премия качества Малкольма Болдриджа:
www.quality.nist.gov
Более подробно остановимся на премии Правительства
Российской Федерации в области качества.
Ежегодный конкурс на соискание премии Правитель-
ства Российской Федерации в области качества, оценочные
критерии которого гармонизированы с моделью престижной
Европейской премии по качеству, предоставил российским
организациям современный инструмент целенаправленного
развития, совершенствования деятельности и повышения
конкурентоспособности.
В основу модели премий заложены принципы всеобщего
менеджмента качества:
— ориентация на потребителя;
— лидерство руководства и последовательность в дости-
жении целей;
— менеджмент на основе понимания процессов и фактов;
— вовлечение персонала;
— непрерывная познавательная деятельность и инно-
вации;
— развитие партнерства;
— взаимодействие с обществом;
— ориентация на результаты.
Премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж ли-
дера, репутацию надежного производителя высококачественной
и конкурентоспособной продукции или услуги, способствуют
привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и
увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибы-
ли и, соответственно, открывают новые деловые возможности.
Лауреаты получают право использования эмблемы премии на
фирменных бланках, в своих рекламных материалах.
Кроме лауреатов по итогам конкурса определяются также
организации, которые за успехи в области качества награжда-
ются дипломами Совета по качеству.
Но даже не участвуя в конкурсе, любая организация
на
каком бы уровне развития она не находилась) может применять
критерии премии для самооценки. Это позволит ей получить
всестороннюю картину своей деятельности, оценить, насколь-
ко деятельностью предприятия удовлетворены потребители,
персонал, поставщики, общество, и на этой основе определить
приоритетные направления совершенствования.
Модель премии Правительства Российской Федерации в
области качества приведена на рис. 2.39.
348
349
Рис. 2.39. Модель и критерии премии Правительства
Российской Федерации в области качества
Организации —
участники конкурса оцениваются в баллах
по модели, включающей в себя две группы критериев:
— первая группа критериев характеризует, как организа-
ция добивается результатов в области качества, что делается
для этого (“возможности”);
— вторая группа критериев характеризует, что достигнуто
(“результаты”).
Первая группа включает в себя критерии:
•лидирующая роль руководства (критерий 1);
• политика и стратегия организации в области качества
(критерий 2);
•персонал (критерий 3);
•партнерство и ресурсы (критерий 4);
•процессы, осуществляемые организацией (критерий 5).
Вторая группа включает в себя критерии:
•удовлетворенность потребителей качеством продукции и
услуг (критерий 6);
•удовлетворенность персонала (критерий 7);
•влияние организации на общество (критерий 8);
•результаты работы организации (критерий 9).
Критерий 1. Лидирующая роль руководства
Содержание критерия: Как руководители всех уровней
определяют предназначение организации, вырабатывают
стратегию ее развития и способствуют ее реализации; как они
формируют ценности, необходимые для достижения долго-
срочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих
мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в
деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы
менеджмента организации.
Составляющие критерия: Критерий охватывает следующие
пять направлений деятельности, по которым должна быть пред-
ставлена информация для оценки:
•Определение руководителями предназначения организа-
ции, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных
примерах своей приверженности культуре качества.
•Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечиваю-
щую разработку, внедрение и постоянное совершенствование
системы менеджмента организации
1
.
• Вовлечение руководителей в работу с потребителями,
партнерами и представителями общества.
• Мотивация, поддержка и поощрение руководителями
персонала организации*.
• Определение и поддержка руководителями перемен в
организации.
Критерий 2. Политика и стратегия организации в области
качества
Содержание критерия: Как организация реализует свои
предназначение и стратегию развития посредством ориентации
на потребности заинтересованных сторон, разработку политики,
планов, целей и процессов.
Составляющие критерия: Критерий охватывает следующие
четыре направления деятельности, по которым должна быть
представлена информация для оценки:
1
Здесь и далее знак * показывает, что данная составляющая крите-
рия не применяется для оценки организации с численностью работаю-
щих не более 250 человек.
348
349
Рис. 2.39. Модель и критерии премии Правительства
Российской Федерации в области качества
Организации —
участники конкурса оцениваются в баллах
по модели, включающей в себя две группы критериев:
— первая группа критериев характеризует, как организа-
ция добивается результатов в области качества, что делается
для этого (“возможности”);
— вторая группа критериев характеризует, что достигнуто
(“результаты”).
Первая группа включает в себя критерии:
•лидирующая роль руководства (критерий 1);
• политика и стратегия организации в области качества
(критерий 2);
•персонал (критерий 3);
•партнерство и ресурсы (критерий 4);
•процессы, осуществляемые организацией (критерий 5).
Вторая группа включает в себя критерии:
•удовлетворенность потребителей качеством продукции и
услуг (критерий 6);
•удовлетворенность персонала (критерий 7);
•влияние организации на общество (критерий 8);
•результаты работы организации (критерий 9).
Критерий 1. Лидирующая роль руководства
Содержание критерия: Как руководители всех уровней
определяют предназначение организации, вырабатывают
стратегию ее развития и способствуют ее реализации; как они
формируют ценности, необходимые для достижения долго-
срочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих
мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в
деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы
менеджмента организации.
Составляющие критерия: Критерий охватывает следующие
пять направлений деятельности, по которым должна быть пред-
ставлена информация для оценки:
•Определение руководителями предназначения организа-
ции, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных
примерах своей приверженности культуре качества.
•Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечиваю-
щую разработку, внедрение и постоянное совершенствование
системы менеджмента организации
1
.
• Вовлечение руководителей в работу с потребителями,
партнерами и представителями общества.
• Мотивация, поддержка и поощрение руководителями
персонала организации*.
• Определение и поддержка руководителями перемен в
организации.
Критерий 2. Политика и стратегия организации в области
качества
Содержание критерия: Как организация реализует свои
предназначение и стратегию развития посредством ориентации
на потребности заинтересованных сторон, разработку политики,
планов, целей и процессов.
Составляющие критерия: Критерий охватывает следующие
четыре направления деятельности, по которым должна быть
представлена информация для оценки:
1
Здесь и далее знак * показывает, что данная составляющая крите-
рия не применяется для оценки организации с численностью работаю-
щих не более 250 человек.