Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf

Добавлен: 12.02.2019

Просмотров: 22697

Скачиваний: 342

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

350

351

•Определение существующих и будущих потребностей и 

ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики 
и стратегии.

•Использование информации, полученной в результате из-

мерений, исследований, познавательной и творческой деятель-
ности, для разработки политики и стратегии*.

•Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии.

•Развертывание и доведение до сведения персонала по-

литики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов.

Критерий 3. Персонал
Содержание критерия
: Как организация управляет пер-

соналом, развивает и использует его знания и потенциал на 
индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; 
как она планирует виды деятельности в целях претворения в 
жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной 
реализации своих процессов.

Составляющие критерия: Критерий охватывает следующие 

пять направлений деятельности, по которым должна быть пред-
ставлена информация:

•Планирование, управление и улучшение работы с персо-

налом.

•Определение, развитие и поддержка знаний и компетент-

ности персонала.

• Вовлечение персонала в деятельность по претворению 

в жизнь политики и стратегии организации и наделение его 
полномочиями.

•Общение персонала в организации.

•Поощрение персонала и забота о нем*. 
Критерий 4. Партнерство и ресурсы
Содержание критерия
: Как организация планирует вну-

тренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнера-
ми и как управляет ими в целях претворения в жизнь политики 
и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих 
процессов.

Составляющие критерия: Критерий охватывает следую-

щие пять направлений деятельности, по которым должна быть 

представлена информация: внешние партнеры; финансовые 
ресурсы; инфраструктура и материальные ресурсы; технологии; 
информация и знания.

Критерий 5. Процессы, осуществляемые организацией
Содержание критерия:
 Как организация проектирует про-

цессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует 
их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также 
полного удовлетворения и создания ценности для своих потре-
бителей и других заинтересованных сторон.

Составляющие критерия: Критерий охватывает следующие 

пять направлений деятельности, по которым должна быть пред-
ставлена информация:

• Систематическое проектирование и менеджмент про-

цессов.

•Совершенствование процессов с использованием иннова-

ций в целях более полного удовлетворения требований потре-
бителей и других заинтересованных сторон.

•Проектирование и разработка продукции и услуг на основе 

ожиданий потребителей.

• Производство, поставка и последующее обслуживание 

продукции и услуг.

•Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потреби-

телями*.

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством 

продукции и услуг

Содержание критерия: Результаты, которых добилась 

организация в отношении удовлетворения интересов внешних 
потребителей.

Составляющие критерия: Критерий включает в себя сле-

дующие две составляющие, по которым должна быть представ-
лена информация:

•Показатели восприятия потребителями организации, ка-

чества ее продукции и услуг.

•Показатели работы организации по повышению удовлет-

воренности потребителей.

Критерий 7. Удовлетворенность персонала


background image

350

351

•Определение существующих и будущих потребностей и 

ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики 
и стратегии.

•Использование информации, полученной в результате из-

мерений, исследований, познавательной и творческой деятель-
ности, для разработки политики и стратегии*.

•Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии.

•Развертывание и доведение до сведения персонала по-

литики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов.

Критерий 3. Персонал
Содержание критерия
: Как организация управляет пер-

соналом, развивает и использует его знания и потенциал на 
индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; 
как она планирует виды деятельности в целях претворения в 
жизнь политики и стратегии, а также в целях эффективной 
реализации своих процессов.

Составляющие критерия: Критерий охватывает следующие 

пять направлений деятельности, по которым должна быть пред-
ставлена информация:

•Планирование, управление и улучшение работы с персо-

налом.

•Определение, развитие и поддержка знаний и компетент-

ности персонала.

• Вовлечение персонала в деятельность по претворению 

в жизнь политики и стратегии организации и наделение его 
полномочиями.

•Общение персонала в организации.

•Поощрение персонала и забота о нем*. 
Критерий 4. Партнерство и ресурсы
Содержание критерия
: Как организация планирует вну-

тренние ресурсы и свои взаимоотношения с внешними партнера-
ми и как управляет ими в целях претворения в жизнь политики 
и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих 
процессов.

Составляющие критерия: Критерий охватывает следую-

щие пять направлений деятельности, по которым должна быть 

представлена информация: внешние партнеры; финансовые 
ресурсы; инфраструктура и материальные ресурсы; технологии; 
информация и знания.

Критерий 5. Процессы, осуществляемые организацией
Содержание критерия:
 Как организация проектирует про-

цессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует 
их в целях претворения в жизнь политики и стратегии, а также 
полного удовлетворения и создания ценности для своих потре-
бителей и других заинтересованных сторон.

Составляющие критерия: Критерий охватывает следующие 

пять направлений деятельности, по которым должна быть пред-
ставлена информация:

• Систематическое проектирование и менеджмент про-

цессов.

•Совершенствование процессов с использованием иннова-

ций в целях более полного удовлетворения требований потре-
бителей и других заинтересованных сторон.

•Проектирование и разработка продукции и услуг на основе 

ожиданий потребителей.

• Производство, поставка и последующее обслуживание 

продукции и услуг.

•Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потреби-

телями*.

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей качеством 

продукции и услуг

Содержание критерия: Результаты, которых добилась 

организация в отношении удовлетворения интересов внешних 
потребителей.

Составляющие критерия: Критерий включает в себя сле-

дующие две составляющие, по которым должна быть представ-
лена информация:

•Показатели восприятия потребителями организации, ка-

чества ее продукции и услуг.

•Показатели работы организации по повышению удовлет-

воренности потребителей.

Критерий 7. Удовлетворенность персонала


background image

352

353

Содержание критерия Результаты, которых добилась орга-

низация в отношении удовлетворения своего персонала.

Составляющие критерия: Критерий включает в себя сле-

дующие две составляющие, по которым должна быть представ-
лена информация:

•Показатели восприятия персоналом своей работы в орга-

низации.

•Показатели работы организации по повышению удовлет-

воренности персонала.

Критерий 8. Влияние организации на общество
Содержание критерия
: Результаты, которых добилась ор-

ганизация в отношении удовлетворения интересов общества на 
местном, национальном и мировом уровнях. 

Составляющие критерия: Критерий включает в себя сле-

дующие две составляющие, по которым должна быть представ-
лена информация:

• Показатели восприятия обществом деятельности орга-

низации.

•Показатели работы организации по повышению удовлет-

воренности общества.

Критерий 9. Результаты работы организации
Содержание критерия
: Результаты, которых добилась ор-

ганизация в отношении запланированных целей в работе.

Составляющие критерия: Критерий включает в себя сле-

дующие две составляющие, по которым должна быть представ-
лена информация.

•Финансовые показатели работы организации.

•Качество продукции и услуг и другие результаты работы 

организации.

Тестовые задания

1. Дайте определение понятию “системный анализ”.
2. Определите объект и предмет изучения данного раздела 

дисциплины.

3. Существуют или нет различия в понятиях “системный 

подход” и “системный анализ”.

4. Назовите основные принципы системного анализа
5. Как соотносятся понятия “системный анализ” и “синтез”? 

Правомерно ли рассматривать в разделе системного анализа 
вопросы синтеза систем.

6. Назовите основные понятия системного анализа. 
7. Назовите основные цели и задачи системного анализа.
8. Как соотносятся понятия цель и задача?
9. Какие структуры целей могут быть?
10. Назовите основные закономерности целеобразования.
11. Что такое проблема? 
12. Назовите основные типы проблем.
13. Что такое стандартная проблема? Приведите пример 

стандартной проблемы.

14. Что такое определенная проблема? Приведите пример 

определенной проблемы.

15. Что такое слабо определенная проблема? Приведите 

пример слабо определенной проблемы.

16. Что такое неопределенная проблема? Приведите пример 

неопределенной проблемы.

17. Что такое противоречие? Назовите основные типы 

противоречий.

18. Как выявить проблему? 
19. Что такое путь решения проблемы?
20. Назовите основной инструмент системного анализа.
21. Укажите правильную последовательность в алгоритме 

анализа систем.

22 Приведите алгоритм синтеза систем.
23. Существует ли комплексный алгоритм анализа и синтеза 

систем? Если да, то в чем его суть?

24. Что такое декомпозиция системы?
25. Что такое композиция (синтез) системы?
26. В чем суть информационного подхода к анализу си-

стем?

27Что такое сложная экспертиза?
28. Определите основные направления организации слож-

ных экспертиз.


background image

352

353

Содержание критерия Результаты, которых добилась орга-

низация в отношении удовлетворения своего персонала.

Составляющие критерия: Критерий включает в себя сле-

дующие две составляющие, по которым должна быть представ-
лена информация:

•Показатели восприятия персоналом своей работы в орга-

низации.

•Показатели работы организации по повышению удовлет-

воренности персонала.

Критерий 8. Влияние организации на общество
Содержание критерия
: Результаты, которых добилась ор-

ганизация в отношении удовлетворения интересов общества на 
местном, национальном и мировом уровнях. 

Составляющие критерия: Критерий включает в себя сле-

дующие две составляющие, по которым должна быть представ-
лена информация:

• Показатели восприятия обществом деятельности орга-

низации.

•Показатели работы организации по повышению удовлет-

воренности общества.

Критерий 9. Результаты работы организации
Содержание критерия
: Результаты, которых добилась ор-

ганизация в отношении запланированных целей в работе.

Составляющие критерия: Критерий включает в себя сле-

дующие две составляющие, по которым должна быть представ-
лена информация.

•Финансовые показатели работы организации.

•Качество продукции и услуг и другие результаты работы 

организации.

Тестовые задания

1. Дайте определение понятию “системный анализ”.
2. Определите объект и предмет изучения данного раздела 

дисциплины.

3. Существуют или нет различия в понятиях “системный 

подход” и “системный анализ”.

4. Назовите основные принципы системного анализа
5. Как соотносятся понятия “системный анализ” и “синтез”? 

Правомерно ли рассматривать в разделе системного анализа 
вопросы синтеза систем.

6. Назовите основные понятия системного анализа. 
7. Назовите основные цели и задачи системного анализа.
8. Как соотносятся понятия цель и задача?
9. Какие структуры целей могут быть?
10. Назовите основные закономерности целеобразования.
11. Что такое проблема? 
12. Назовите основные типы проблем.
13. Что такое стандартная проблема? Приведите пример 

стандартной проблемы.

14. Что такое определенная проблема? Приведите пример 

определенной проблемы.

15. Что такое слабо определенная проблема? Приведите 

пример слабо определенной проблемы.

16. Что такое неопределенная проблема? Приведите пример 

неопределенной проблемы.

17. Что такое противоречие? Назовите основные типы 

противоречий.

18. Как выявить проблему? 
19. Что такое путь решения проблемы?
20. Назовите основной инструмент системного анализа.
21. Укажите правильную последовательность в алгоритме 

анализа систем.

22 Приведите алгоритм синтеза систем.
23. Существует ли комплексный алгоритм анализа и синтеза 

систем? Если да, то в чем его суть?

24. Что такое декомпозиция системы?
25. Что такое композиция (синтез) системы?
26. В чем суть информационного подхода к анализу си-

стем?

27Что такое сложная экспертиза?
28. Определите основные направления организации слож-

ных экспертиз.


background image

354

355

29. Определите сложную экспертизу как систему. 
30. Назовите элементы этой системы и укажите взаимос-

вязи между ними.

31. Сформулируйте цели и задачи сложной экспертизы.
32. Укажите методы проведения сложной экспертизы.
33. Определите оптимальную последовательность работ 

при подготовке сложной экспертизы.

34. Определите порядок выполнения мероприятий и работ 

при проведении сложной экспертизы.

35. Как оформить результаты проведения сложной экс-

пертизы? 

36. В чем суть методов последовательного анализа при 

проведении сложных экспертиз?

37. Что такое приемочное и браковочное числа?
38. В чем суть последовательного анализа при экспертизе 

на основе отбраковки неприемлемых вариантов?

39. В чем суть последовательного анализа при экспертизе 

по сравнительной оценке эффективности двух систем?

40. В чем суть последовательного анализа при экспертизе ка-

чества системы по среднему значению выбранного параметра?

41. В чем суть последовательного анализа при экспертизе 

качества системы по дисперсии выбранного параметра?

42. Назовите методы экспертных оценок, используемые при 

проведении сложных экспертиз.

43. В чем состоит суть метода парных сравнений?
44. В чем состоит суть метода ранжировки мнений?
45. В чем состоит суть метода шкальных оценок?
46. Что такое причинно-следственная диаграмма?
47. В чем состоит суть управления с позиций теории систем 

и системного анализа?

48. Назовите основные элементы системы управления.
49. В чем суть преобразования информации в системах 

управления?

50. Покажите связи между различными элементами систе-

мы управления.

51. Что такое управленческое решение? Назовите виды 

управленческих решений. 

52. Какими показателями характеризуется среда в эконо-

мических системах?

53. Что такое управляющее воздействие? На основе чего 

формируется управляющее воздействие?

54. Покажите основные элементы алгоритма выработки реше-

ния. Укажите правильную последовательность этих элементов.

55. Что такое уяснение задачи? Назовите содержание эле-

ментов процесса уяснения задачи.

56. Что значит оценить обстановку? Определите правильную 

последовательность процессов в ходе оценки обстановки.

57. Каким образом выявляется и формулируется проблема? 

Что значит выявить проблему?

58. Как определяются пути решения проблемы в ходе вы-

работки решений?

59. В чем состоит суть исследования управляемой системы 

и выработки решения математическими методами?

60. В чем состоит суть исследования управляемой системы 

и выработки решения кибернетическим методом?

61. В чем состоит суть исследования управляемой системы 

и выработки решения на основе аналогий?

62. В чем состоит суть исследования управляемой системы 

и выработки решения на основе интуиции?

63. В чем состоит суть исследования управляемой системы и 

выработки решения на основе комбинации различных методов?

64. Можно или же нельзя для оценки качества решения ис-

пользовать общий подход оценки качества систем?

65. Что такое критерий оптимальности? Чем критерий опти-

мальности отличается от критерия эффективности?

66. Назовите основные критерии оптимальности, применяе-

мые при принятии решений в условиях определенности.

67. Назовите основные критерии оптимальности, приме-

няемые при принятии решений в условиях неопределенности, 
в условиях риска.

68. Как принимаются решения, когда цель системы “раз-

мыта”, нельзя сформировать ни единственный, ни частные 
критерии?