Файл: Вдовин Суркова Валентинов Теория систем и системный анализ.pdf
Добавлен: 12.02.2019
Просмотров: 22693
Скачиваний: 342
360
361
Варьируя измерителями можно активно вмешиваться в про-
цессы измерения, моделирования, анализа и принятия решений.
Многозначность понятий анализируемых явлений, многовари-
антность косвенных экономических измерений обусловливают
необходимость нормативного подхода к формированию экономи-
ческих измерителей. Нормативность в данном случае означает
соответствие некоторому набору требований.
Исследователи, занимающиеся проблемами экономиче-
ского измерения, моделирования и анализа, называют большое
число самых разнообразных требований: самых общих и очень
конкретных, формальных и содержательных, относящихся к
разным элементам экономического анализа, к отдельным по-
казателям и к их системам. В научной литературе упоминается
более семидесяти разных требований.
В соответствии с выделением синтаксического, семантиче-
ского и прагматического аспекта в рассмотрении информации
можно разделить все требования, предъявляемые к аналити-
ческой модели, на формальные, содержательные и целевые
соответственно.
Кроме этого, требования к измерителю можно классифици-
ровать следующим образом:
1) требования к отдельным параметрам (индикаторам);
2) требования к совокупности параметров (к формированию
признакового пространства);
3) требования к модели в целом (к конструкции из индика-
торов).
Рассмотрим эти требования так, как они описаны в научной
литературе.
• Класс (1.1) — формальные требования к индикаторам:
измеримость используемых показателей; однородность и устой-
чивость структуры анализируемых явлений; аналогия, соот-
ветствие поведения; совпадение форм индикаторного и латент-
ного распределений; объективность оценки; чувствительность
к относительно небольшим изменениям явления; достаточность
информационной базы для практического использования пока-
зателя; точность; возможность использования ЭВМ и др.
•Класс (1.2) — содержательные требования к индикатору:
теоретическая обоснованность выбора и применимости; отра-
жение особенностей объекта и причинно-следственных связей;
возможность экспериментальной проверки эффективности
индикатора; эмпирическая интерпретируемость получаемых
численных значений и др.
• Класс (1.3) — целевые требования к индикатору: со-
ответствие целям и задачам исследования, существенность,
значимость, ценность, полезность; взаимосвязь с действующей
системой планирования и учета; гибкость, адаптивность; срав-
нимость значений индикатора (показателя) для разных объектов
и для одних и тех же объектов, но в разные промежутки време-
ни; универсальность, т. е. пригодность для решения различных
задач; быстрота и экономичность получения результатов и др.
•Класс (2.1) — формальные требования к формированию
признакового пространства: минимальное число и независимость
признаков; агрегирование (группировка) признаков и/или выбор
“представителя” из группы признаков; замена исходных при-
знаков их линейными комбинациями и др.
•Класс (2.2) — содержательные требования к формирова-
нию признакового пространства: системность, взаимосвязан-
ность с другими показателями; комплексность и полнота отра-
жения свойств; четкая структурированность, т. е. разделение на
отдельные блоки, отражающие разные свойства и др.
•Класс (2.3) — целевые требования к формированию при-
знакового пространства: достаточное число признаков для инте-
гральной оценки и анализа объекта; пропорциональность числа
признаков значимости отображаемого явления; наглядность и др.
•Класс (3.1) — формальные требования к модели: размер-
ная однородность левых и правых частей используемых урав-
нений; единообразие выражения переменных; инвариантность
относительно допустимых преобразований, использовавшейся
шкалы и др.
•Класс (3.2) — содержательные требования к модели: со-
ответствие методики расчета характеру исходных параметров;
интерпретируемость модели показателя в целом и др.
360
361
Варьируя измерителями можно активно вмешиваться в про-
цессы измерения, моделирования, анализа и принятия решений.
Многозначность понятий анализируемых явлений, многовари-
антность косвенных экономических измерений обусловливают
необходимость нормативного подхода к формированию экономи-
ческих измерителей. Нормативность в данном случае означает
соответствие некоторому набору требований.
Исследователи, занимающиеся проблемами экономиче-
ского измерения, моделирования и анализа, называют большое
число самых разнообразных требований: самых общих и очень
конкретных, формальных и содержательных, относящихся к
разным элементам экономического анализа, к отдельным по-
казателям и к их системам. В научной литературе упоминается
более семидесяти разных требований.
В соответствии с выделением синтаксического, семантиче-
ского и прагматического аспекта в рассмотрении информации
можно разделить все требования, предъявляемые к аналити-
ческой модели, на формальные, содержательные и целевые
соответственно.
Кроме этого, требования к измерителю можно классифици-
ровать следующим образом:
1) требования к отдельным параметрам (индикаторам);
2) требования к совокупности параметров (к формированию
признакового пространства);
3) требования к модели в целом (к конструкции из индика-
торов).
Рассмотрим эти требования так, как они описаны в научной
литературе.
• Класс (1.1) — формальные требования к индикаторам:
измеримость используемых показателей; однородность и устой-
чивость структуры анализируемых явлений; аналогия, соот-
ветствие поведения; совпадение форм индикаторного и латент-
ного распределений; объективность оценки; чувствительность
к относительно небольшим изменениям явления; достаточность
информационной базы для практического использования пока-
зателя; точность; возможность использования ЭВМ и др.
•Класс (1.2) — содержательные требования к индикатору:
теоретическая обоснованность выбора и применимости; отра-
жение особенностей объекта и причинно-следственных связей;
возможность экспериментальной проверки эффективности
индикатора; эмпирическая интерпретируемость получаемых
численных значений и др.
• Класс (1.3) — целевые требования к индикатору: со-
ответствие целям и задачам исследования, существенность,
значимость, ценность, полезность; взаимосвязь с действующей
системой планирования и учета; гибкость, адаптивность; срав-
нимость значений индикатора (показателя) для разных объектов
и для одних и тех же объектов, но в разные промежутки време-
ни; универсальность, т. е. пригодность для решения различных
задач; быстрота и экономичность получения результатов и др.
•Класс (2.1) — формальные требования к формированию
признакового пространства: минимальное число и независимость
признаков; агрегирование (группировка) признаков и/или выбор
“представителя” из группы признаков; замена исходных при-
знаков их линейными комбинациями и др.
•Класс (2.2) — содержательные требования к формирова-
нию признакового пространства: системность, взаимосвязан-
ность с другими показателями; комплексность и полнота отра-
жения свойств; четкая структурированность, т. е. разделение на
отдельные блоки, отражающие разные свойства и др.
•Класс (2.3) — целевые требования к формированию при-
знакового пространства: достаточное число признаков для инте-
гральной оценки и анализа объекта; пропорциональность числа
признаков значимости отображаемого явления; наглядность и др.
•Класс (3.1) — формальные требования к модели: размер-
ная однородность левых и правых частей используемых урав-
нений; единообразие выражения переменных; инвариантность
относительно допустимых преобразований, использовавшейся
шкалы и др.
•Класс (3.2) — содержательные требования к модели: со-
ответствие методики расчета характеру исходных параметров;
интерпретируемость модели показателя в целом и др.
362
363
•Класс (3.3) — целевые требования к модели: способность
сохранять свою структуру во времени и при увеличении числа
выделяемых факторов; сохранение собственного смысла каждого
индикатора в модели и др.
Перечисленные требования служат основанием при разра-
ботке принципов конструирования и оценки качества моделей,
предназначенных для экономического анализа — аналитиче-
ских моделей.
Назначение аналитической модели — обеспечение обра-
ботки экономической информации с целью предоставления ее в
наглядной форме для удобства экономического анализа и при-
нятия управленческих решений.
Аналитическая модель должна фиксировать значения эко-
номических показателей и устанавливать факт их соответствия
(несоответствия) норме (цели, критерию, прогнозу и т. п.), что
обеспечивает диагностику и контроль предприятия. Кроме этого
аналитическая модель должна обеспечить интерпретацию по-
лученных данных и формирование содержательных выводов
из них. Это касается прежде всего оценки результатов хозяй-
ственной деятельности, которые выступают связующим звеном
между анализом и принятием решений. Необходимым признаком
аналитической модели выступает также создание информацион-
ных условий для выявления основных экономических проблем и
факторов улучшения или ухудшения результатов хозяйственной
деятельности. Для получения таких сведений необходима разра-
ботка соответствующих методов оценки, которые должны не толь-
ко пассивно отражать фактическое состояние, но и способствовать
своевременному принятию решений для внесения коррективов в
стратегию и тактику хозяйственной деятельности.
11.1.2. Классификация моделей
По признаку средств моделирования можно выделить ма-
териальные (физические) и абстрактные модели.
Материальные модели воспроизводят основные геометри-
ческие, физические, динамические и функциональные харак-
теристики изучаемого явления или объекта с помощью матери-
альных средств.
С помощью таких моделей можно моделировать поиск
оптимального варианта размещения технологического и тор-
гового оборудования, потока покупателей, путей перемещения
товаров. Материальное моделирование носит по своей природе
экспериментальный характер.
Пример. Можно определить разные варианты размещения
оборудования на выделенной территории с помощью моделиро-
вания размещения макетов оборудования и выбора оптимального
варианта их размещения, удовлетворяющего определенному
критерию.
Абстрактные модели — плод человеческого мышления.
По способам моделирования абстрактные модели подраз-
деляются на три вида: графические, словесно-описательные и
математические.
Графические модели — визуальное представление с помо-
щью графиков, диаграмм, схем исходных данных и результатов
их обработки; информационных потоков; структуры предпри-
ятия и процессов. Носителям графических моделей могут быть
бумага, пленка, изображение на экране дисплея и настенном
экране.
Использование графических моделей позволяет получить
следующие преимущества:
•быстро и в полном объеме воспроизводится информация,
которая нужна для принятия решения;
•график исходных данных позволяет визуально опреде-
лить все виды регулярностей, которые в них имеются, гораздо
эффективнее, чем любые математические модели;
•позволяет уменьшить размер доклада в два-три раза.
Имеются определенные требования к построению графи-
ческих изображений:
•количество элементов на рисунке должно быть около 7,
но не больше 10;
•ширина и высота рисунка должны быть равны соотноше-
нию “золотого сечения”, соответственно 5 и 3;
•размер элементов рисунка должен обеспечить их види-
мость всем зрителям.
362
363
•Класс (3.3) — целевые требования к модели: способность
сохранять свою структуру во времени и при увеличении числа
выделяемых факторов; сохранение собственного смысла каждого
индикатора в модели и др.
Перечисленные требования служат основанием при разра-
ботке принципов конструирования и оценки качества моделей,
предназначенных для экономического анализа — аналитиче-
ских моделей.
Назначение аналитической модели — обеспечение обра-
ботки экономической информации с целью предоставления ее в
наглядной форме для удобства экономического анализа и при-
нятия управленческих решений.
Аналитическая модель должна фиксировать значения эко-
номических показателей и устанавливать факт их соответствия
(несоответствия) норме (цели, критерию, прогнозу и т. п.), что
обеспечивает диагностику и контроль предприятия. Кроме этого
аналитическая модель должна обеспечить интерпретацию по-
лученных данных и формирование содержательных выводов
из них. Это касается прежде всего оценки результатов хозяй-
ственной деятельности, которые выступают связующим звеном
между анализом и принятием решений. Необходимым признаком
аналитической модели выступает также создание информацион-
ных условий для выявления основных экономических проблем и
факторов улучшения или ухудшения результатов хозяйственной
деятельности. Для получения таких сведений необходима разра-
ботка соответствующих методов оценки, которые должны не толь-
ко пассивно отражать фактическое состояние, но и способствовать
своевременному принятию решений для внесения коррективов в
стратегию и тактику хозяйственной деятельности.
11.1.2. Классификация моделей
По признаку средств моделирования можно выделить ма-
териальные (физические) и абстрактные модели.
Материальные модели воспроизводят основные геометри-
ческие, физические, динамические и функциональные харак-
теристики изучаемого явления или объекта с помощью матери-
альных средств.
С помощью таких моделей можно моделировать поиск
оптимального варианта размещения технологического и тор-
гового оборудования, потока покупателей, путей перемещения
товаров. Материальное моделирование носит по своей природе
экспериментальный характер.
Пример. Можно определить разные варианты размещения
оборудования на выделенной территории с помощью моделиро-
вания размещения макетов оборудования и выбора оптимального
варианта их размещения, удовлетворяющего определенному
критерию.
Абстрактные модели — плод человеческого мышления.
По способам моделирования абстрактные модели подраз-
деляются на три вида: графические, словесно-описательные и
математические.
Графические модели — визуальное представление с помо-
щью графиков, диаграмм, схем исходных данных и результатов
их обработки; информационных потоков; структуры предпри-
ятия и процессов. Носителям графических моделей могут быть
бумага, пленка, изображение на экране дисплея и настенном
экране.
Использование графических моделей позволяет получить
следующие преимущества:
•быстро и в полном объеме воспроизводится информация,
которая нужна для принятия решения;
•график исходных данных позволяет визуально опреде-
лить все виды регулярностей, которые в них имеются, гораздо
эффективнее, чем любые математические модели;
•позволяет уменьшить размер доклада в два-три раза.
Имеются определенные требования к построению графи-
ческих изображений:
•количество элементов на рисунке должно быть около 7,
но не больше 10;
•ширина и высота рисунка должны быть равны соотноше-
нию “золотого сечения”, соответственно 5 и 3;
•размер элементов рисунка должен обеспечить их види-
мость всем зрителям.
364
365
Словесно-описательные — комплекс слов, характеризую-
щих поведение изучаемого явления или объекта, правила по-
ведения человека в различных жизненных ситуациях. Приме-
рами словесно-описательных моделей могут быть технические
задания, пояснительные записки, обзоры коньюктуры рынка
и конкурентов, общая характеристика магазина. Словесно-
описательные модели позволяют достаточно полно на качествен-
ном уровне описывать объект управления.
Пример. Приведем словесно-описательную модель сервис-
ной организации.
Сервисная организация существует в пространстве и во вре-
мени в правовой и законодательной среде общества в сочетании с
потребностями своих сотрудников, существующих и будущих кли-
ентов при соблюдении закона сохранения ресурсов: финансовых,
людских, материальных, духовных, моральных и этических.
Математические модели — совокупность математических
средств, отображающих функциональные зависимости элемен-
тов объекта изучения.
Математические модели подразделяются на детермини-
рованные (определенные) и стохастические (вероятностные
или неопределенные).
Детерминированные (определенные) модели характерны
тем, что результат решения задачи полностью предопределяется
заданным набором исходных данных.
Стохастические (вероятностные или неопределенные)
модели описывают такие процессы, для оценки параметров
которых используются вероятностные характеристики при от-
сутствии некоторых данных об объекте (моделирование това-
рооборота в условиях вероятности поставок товаров).
Областью использования моделей являются: обучение, на-
учные исследования, управление.
По признаку полноты моделирование: полное; неполное;
приближенное.
Полное моделирование обеспечивает построение модели,
которая идентична объекту изучения как во времени, так и в
пространстве.
При неполном моделировании идентичность модели и объ-
екта нарушается.
При приближенном моделировании некоторые стороны
реального объекта совсем не моделируются.
Модели экономического процесса могут классифицировать-
ся в соответствии со следующими признаками:
1. Целевое предназначение модели: исследовательские (по-
лучение количественных характеристик и установление зако-
номерностей); органов управления (для принятия решения, пла-
нирования, организации деятельности, контроля и др.); модели,
используемые в составе автоматизированных информационных
систем управления технологическими процессами.
2. Способ представления оригинала: натурно-теоретические;
натурные; теоретические: мысленные (логические); математи-
ческие (аналитические; статистические); смешанные логико-
графические; графоматематические (графоаналитические,
графостатистические); графические; комбинированные.
3. Вид моделируемого процесса (в соответствии с этим при-
знаком): стратегические; оперативные; тактические.
4. Характер описываемого процесса: детерминированные;
вероятностные.
5. Характер протекания описываемого процесса: непрерыв-
ные; для прогнозирования скачков.
6. Вид описания процесса: аналитические; имитационные.
7. Способ использования и обмена информации: индивиду-
ального использования; коллективного использования (исполь-
зования в составе обучающих систем); использование в составе
локальных или глобальных компьютерных сетей.
8. Способ ввода информации: из банка данных; баз данных;
импорт из других моделей и систем.
9. Способ вывода результирующей информации и ее ис-
пользования: выработка управляющего воздействия; система
параметров (данных).
10. Возможность корректирования структуры в ходе ее экс-
плуатации: корректируемые; некорректируемые.