Файл: Методическая разра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 295

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
одить и творчески применять. А делать это ребенок будет только тогда, когда ему интересно. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Изучением дидактических основ активизации познавательной деятельности занимались В.А. Аверин [1], Е.В. Коротаева [7], М.П. Осипова [2], Г.И. Щукина. [8].

В процессе обучения учащийся может проявить пассивную и активную познавательную деятельность. [19]

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. [14]

Г.М. Лебедев указывает,
что «познавательная активность — это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». [14] В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность учения определяет степень, прочность «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. [6]

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетани

й, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. [4]

Структура познавательной активности включает следующие уровни:

Первый уровень воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: "Почему?" [7]

Второй уровень интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пу
ти решения. [7]

Третий уровень - творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. [7]

При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением учащихся методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания. [16]

Высокий уровень развития и
познания учащихся обеспечивает проблемное обучение. Использование методов проблемного обучения в педагогической деятельности должно носить системный характер. В результате апробации из наиболее эффективных методов для воспитания самостоятельности и активизации познавательной деятельности можно выделить следующие:

Опорно - информационные листы, содержат текстовую информацию, материал для анализа, разбор сложных вопросов, схем. Используются на разных этапах урока при индивидуальной и групповой работе. Ученики работают не только с готовыми опорными листами, но и сами участвуют в их составлении, что обеспечивает понимание иболее прочное усвоение материала. Применение опорных листов позволяет экономить учебное время, развивает зрительную память.

Моделирование биологических объектов и явлений. Активно