Файл: Институт несостоятельности (банкротства) физических лиц по российскому законодательству.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя изложенное, можно сделать следующие выводы относительно института несостоятельности (банкротства) физических лиц.
Механизм банкротства физических лиц был законодательно закреплен в России относительно недавно – в 2015 году. Исходя из положений ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством гражданина следует понимать состояние неспособности должника удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам в течение трех и более месяцев, которое должно быть признано арбитражным судом.
Основным критерием гражданина для вступления его в процедуру банкротства является неплатежеспособность, т.е. невозможность расчета в полном объеме по всем долговым обязательствам перед кредиторами ввиду нехватки денежных средств и движимого и недвижимого имущества.
Законодатель также предусмотрел обязательное банкротство гражданина – ситуацию, когда обращение в суд является не правом, а обязанностью должника. Для этого физическое лицо должно обладать следующими признаками: сумма его долговых обязательств должна превышать 500 000 рублей, а также необходимо наличие просрочки платежей по договору.
Институт несостоятельности характеризуется следующими особенностями: наличием трех самостоятельных специфических стадий стадий – реструктуризации, реализации имущества, морового соглашения; затратностью процедуры, а также возможности ее применения к вполне платежеспособным гражданам.
Рассматривая по отдельности каждую из процедур, отметим, что на практике реструктуризация долговых обязательств гражданина применяется не часто, ввиду сложности и большого растяжения по времени данной процедуры. Хотя именно реструктуризация в большей степени направлена на реабилитацию гражданина, попавшего в тяжелое материальное положения, а также сохранение баланса интересов кредитора и должника. При реализации
56
же имущества гражданин признается судом несостоятельным, принадлежащее ему имущество входит в конкурсную массу и продается с помощью арбитражного управляющего, который на данной стадии, таким образом, выполняет ключевую функцию. Полученные от продажи средства идут на удовлетворение требований кредиторов в установленных долях. При процедуре реализации баланс интересов сдвигается в пользу должника, поскольку стоимость имущества едва ли прикрывает даже часть долгов, а после признания лица банкротом его обязательства прекращаются. Наиболее справедливой в плане удовлетворения интересов каждой из сторон – и кредиторов, и должников – является мировое соглашение, однако на практике его крайне редко удается достигнуть.
Сложность, финансовая и социально-нравственная составляющая механизма банкротства физических лиц подчеркивают необходимость высокого контроля со стороны государства за действиями всех участников данной процедуры, путем наложения санкций на нарушителя установленного порядка процедуры. Так законодательством Российской Федерации предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за совершение противоправных деяний в сфере банкротства.
Субъектом правонарушений и преступлений может выступать как сам гражданин-должник, так и финансовый управляющий. Исследование судебной практики показало, что основными затрудняющими факторами привлечения указанных лиц к той или иной ответственности являются бланкетный характер норм, закрепленных в кодифицированных актах, сложность квалификации деяний, тяжесть отграничения одного правонарушения от другого, отсутствие разъясняющего акта со стороны высших судов. Полагается, что принятие Постановления Верховного Суда
РФ, касающегося вопросов в сфере нарушения законодательства о банкротстве, поспособствует увеличению практического применения норм кодифицированных актов об ответственности при несостоятельности граждан.
57
Анализ законодательства и правоприменительной практики показал наличие целого ряда проблем функционирования института несостоятельности физических лиц:
применение механизма банкротства физического лица на данном этапе не соответствует цели реабилитации гражданина, восстановлении его в правах. Наоборот, следующие за признанием должника банкротом последствия влекут ограничение дееспособности лица, что в некоторой степени противоречит гражданскому законодательству;
сдерживание баланса интересов должника и кредиторов нормами законодательства о банкротстве обеспечивается слабо. Процедура реструктуризации долговых обязательств, а также мировое соглашение, в большей степени отвечающие удовлетворению требований кредиторов, на практике применяются крайне редко;
обязательное банкротство зачастую является непосильной в финансовом плане ношей для должника. Процедура несостоятельности физических лиц на сегодняшний день требует внушительных финансовых вложений от гражданина, итак попавшего в тяжелую жизненную ситуацию;
еще одну сложность для должника составляет сбор необходимых для реализации процедуры банкротства документов, который среднестатистический гражданин без квалифицированной юридической помощи совершить не сможет, а также правовой нигилизм, недоверие к процедуре банкротства среди граждан;
выбор и назначение арбитражного управляющего из предложенной должником саморегулируемой организации приводит к предвзятости управляющего и возможности совершения им неправомерных действий и злоупотреблений в пользу должника;
получение сведений об имуществе должника, оценка такого имущества конкурсным управляющим вызывает много претензий обеих сторон процедуры банкротства, часто оспаривается в арбитражном процессе,
58
что влечет затягивание производство по делу о признании должника несостоятельным;
судебная практика показывает наличие правовых пробелов в вопросе урегулирования споров об обращении взыскания на единственное жилье должника, в частности, на оценку стоимости такого недвижимого имущества и включения его в конкурсную массу.
Резюмируя изложенное, можно предложить следующее реформирование законодательства в сфере банкротства:
для устранения несоответствия с гражданским законодательством в части ограничения дееспособности обанкротившегося лица – исключить пункт 3 ст. 213.30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающийся запрета на занятие определенных должностей должником, признанным банкротом;
в целях повышения применения процедуры реструктуризации долгов ввести в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» положения о возможности подачи заявления, не только о признании должника банкротом, но и о реструктуризации, а также включить норму об обязательной реструктуризации долговых обязательств граждан;
ввести разграничение должников при подаче заявления о банкротстве в арбитражный суд с установлением облегченных условий для отдельных категорий граждан, которое поспособствует устранению финансовых препятствий для инициации процедуры;
установить стандартизацию качества юридических услуг в сфере банкротства, ввести в КоАП РФ ст. 14.13.1 «Неправомерные действия при оказании юридических услуг в сфере банкротства» об административной ответственности юридических фирм; создать возможность бесплатного оказания юридической помощи при неправомерных действиях со стороны кредиторов;
в части проблемы выбора финансового управляющего – создание государственного регистра арбитражных управляющих, с условием
59
назначения управляющего случайным образом из данного реестра на основе балльной системы, а также включение в КоАП РФ ст. 14.13.2
«Неправомерные действия арбитражного управляющего при проведении процедуры банкротства»;
для оптимизации такого элемента, как оценка имущества установить презумпцию злоупотребления правом должника, когда сам должник должен будет доказывать свою неплатежеспособность в суде;
в целях разрешения спорных вопросов о взыскании единственного жилья должника – внести в ГПК РФ положения о перечне критериев недвижимости, превышающей достаточные жилищные условия и порядок взыскания с должника такой жилой недвижимости.
Таким образом, данная научная работа имеет теоретическую и практическую значимость.
60
1 2 3 4 5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 04.07.2020 г. - № 144 (8198).
2.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
(ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
// Российская газета. - № 138 – 139. - 23.07.1994.
3.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ
(ред. от 02.08.2019) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // Российская газета. - № 27. - 07.02.2014.
4.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Российская газета. - № 238-239. -
08.12.1994.
5.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Российская газета, № 113. -
18.06.1996, № 114. - 19.06.1996. - № 115. - 20.06.1996. - № 118. - 25.06.1996.
6.
Кодекс
Российской
Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от
17.05.2021) // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
7.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от
24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. - № 137. -
27.07.2002.
8.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Российская газета, № 220. -
20.11.2002.
9.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 20.04.2021)
«О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. - № 209-210. -
02.11.2002.
Нормативно-правовые акты
1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 04.07.2020 г. - № 144 (8198).
2.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
(ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
// Российская газета. - № 138 – 139. - 23.07.1994.
3.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ
(ред. от 02.08.2019) «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // Российская газета. - № 27. - 07.02.2014.
4.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Российская газета. - № 238-239. -
08.12.1994.
5.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Российская газета, № 113. -
18.06.1996, № 114. - 19.06.1996. - № 115. - 20.06.1996. - № 118. - 25.06.1996.
6.
Кодекс
Российской
Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от
17.05.2021) // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
7.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от
24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. - № 137. -
27.07.2002.
8.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Российская газета, № 220. -
20.11.2002.
9.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 20.04.2021)
«О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. - № 209-210. -
02.11.2002.
61 10.
Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» // Российская газета. - № 78. - 05.05.2009.
11.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 26.07.2019)
«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. - № 263. - 23.11.2011.
12.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» // Российская газета. - № 174. -
07.08.2020.
13.
Приказ Минэкономразвития РФ от 10.12.2009 № 517 «Об утверждении Единой программы подготовки арбитражных управляющих»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.2010 № 16135) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. -
22.03.2010.
14.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 № 11-П
«По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова»
// Российская газета. - № 121. - 30.05.2012 15.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45
«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»
// Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - декабрь, 2015.
16.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам
Верховного Суда РФ от 20.07.2017 № 309-ЭС17-1801 по делу № А50-
5458/2015 «О привлечении бывшего руководителя должника-банкрота к субсидиарной ответственности по обязательствам должника». [Электронный ресурс]
//
URL:
62
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1770914419008253741 462401032&cacheid=9B50807AEC593B85708B1564FDD7557F&mode=splus&b ase=ARB&n=506988&rnd=EF969B22F555D5F6F3D8036A7D7E5AD6#1s3r0lag jzl (Дата обращения: 18.04.2021).
17.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53
«О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // Бюллетень Верховного
Суда РФ. - №3. - март, 2018.
18.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48
«О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
// Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 2. – февраль. - 2019.
19.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам
Верховного Суда РФ от 25.02.2019 № 310-ЭС17-14074 по делу № А14-
6753/2015
«О незаконных действиях
(бездействии) конкурсного управляющего должника)».
[Электронный ресурс]
//
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=8138720720832444431 9696984&cacheid=741379B8E4C1317858C97E21F389CF9F&mode=splus&base
=ARB&n=572815&rnd=EF969B22F555D5F6F3D8036A7D7E5AD6#23pa7zdazz w (Дата обращения: 18.04.2021).
20.
Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2019 № 307-АД18-
21778 по делу № А66-19502/2017 «О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу по заявлению о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего на основании ч. 3.1 ст. 14.13
КоАП
РФ».
[Электронный ресурс]
//
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1240555807008298434 254914233& (Дата обращения: 20.04.2021).
21.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам
Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2020 № 308-ЭС19-18381 по делу № А53-31352/2016 «Об исключении квартиры из конкурсной массы».
63
[Электронный ресурс]
//
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1212038318040874062 637448993&cacheid=55E8A8FD6FBF5FA65787EC2C6EF95951&mode=splus&
base=ARB&n=615444&rnd=EF969B22F555D5F6F3D8036A7D7E5AD6#97mqj nswf6w (Дата обращения: 19.04.2021).
22.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от
23.08.2017 № Ф07-8795/2017 по делу № А56-71670/2015 «Об утверждении начальной продажной цены и реализации движимого имущества»
[Электронный ресурс]
//
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1642749165073376517 79542496&cacheid=17B9A9A6C21ABF2ADA6C3CBA8AF5E95C&mode=splus
&base=ASZ&n=195036&rnd=EF969B22F555D5F6F3D8036A7D7E5AD6#18bg
2ekb1ak (Дата обращения: 18.04.2021).
23.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от
15.04.2019 № Ф07-2317/2019 по делу № А56-34272/2018 «О признании должника несостоятельным (банкротом)». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=1240555807008298434 254914233&cacheid=CBFC6B64442FC373420C4FA4791D198A&mode=splus&
base=ASZ&n=215625&rnd=EF969B22F555D5F6F3D8036A7D7E5AD6#4zz9z2
m716 (Дата обращения: 12.04.2021).
24.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.04.2021 № Ф04-1559/2021 по делу № А27-22845/2020 «О признании должника несостоятельным (банкротом)». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=4856532560882896963 3441925&cacheid=DF634D476E2E04723C11AE1ED5001D72&mode=splus&bas e=AZS&n=174695&rnd=EF969B22F555D5F6F3D8036A7D7E5AD6#23n3rwzar sd (Дата обращения: 10.04.2021).
25.
Национальное бюро кредитных историй. Свод статистических данных
[Электронный ресурс]
//
URL: https://www.nbki.ru/company/news/?id=306977 (Дата обращения: 29.03.2021).