Файл: Институт несостоятельности (банкротства) физических лиц по российскому законодательству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 351

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
фиксируя в документах дефолт по выданному кредиту, а помочь лицу сохранить имущественный и социальный статус с реструктуризацией выплат по кредиту.
Действующее законодательство
Российской
Федерации о несостоятельности (банкротстве) признает неплатежеспособным такое лицо, которое имеет денежные обязательства перед кредитором или несколькими кредиторами, и не исполняет их в срок, установленный соглашением сторон, в течение трех месяцев
1
Говоря о понятии банкротства в целом, приведем научное определение
С.А. Карелиной, которая выделяет многогранную сущность банкротства и предлагает рассматривать несостоятельность, во-первых, как особое состояние имущества должника, во-вторых, как особое состояние должника, в-третьих, как юридический состав, в-четвертых, как «стечение кредиторов», в-пятых, в качестве процедуры, в-шестых, как форму юридической ответственности
2
Ю.А. Алексеева предлагает следующее определение банкротства:
«банкротство есть установленная хозяйственным судом неспособность должника возобновить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов»
3
Не обошла стороной данное понятие и судебная практика. Пленум
Верховного Суда РФ в своем постановлении от 21.12.2017 № 53 в пункте 4 определяет объективное банкротство как момент, в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов. Такое объективное банкротство является юридическим фактом, влекущим
1
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «О несостоятельности (банкротстве)»
// Российская газета,. - № 209-210. - 02.11.2002.
2
Карелина С.А., Фролов И.В. Институт банкротства граждан по законодательству РФ
// Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». - 2017.- № 4. - С. 2.
3
Алексеева Ю.А. Прогнозирование вероятности неплатежеспособности предприятий с учетом изменения финансовых показаний в динамике // Бизнес-информатика. – 2017. - № 1. – С. 51.

12
конкретные последствия применительно к субсидиарной ответственности: с него считается период контроля (п. 4 данного постановления), данное обстоятельство имеет значение для субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве (п. 9 постановления)
1
Данное определение, как представляется, вызвано необходимостью отделить случаи, когда должник исполняет обязательства при формальной недостаточности имущества, от случаев, когда такая недостаточность отражается на способности удовлетворить требования кредиторов. Сама проблема была вызвана практикой привлечения к субсидиарной ответственности руководителей должников в связи с нарушением обязанности по подаче заявления о банкротстве, которую считали возникшей с момента появления формальных признаков недостаточности имущества (ст.
9 Закона о банкротстве). Практика, в свою очередь, была спровоцирована включением в 2009 г. в ст. 9 Закона о банкротстве такого основания для обязательной подачи заявления о банкротстве, как недостаточность имущества
2
Отметим, что процесс выведения понятия банкротства имеет долгую историю. Если кратко охарактеризовать этот путь, то движение шло от неоплатности, которая в настоящей редакции Закона о банкротстве именуется недостаточностью имущества (ст. 2), к неплатежеспособности.
Категорию дел о признании физического лица несостоятельным
(банкротом) изначально хотели отнести к компетенции судов общей юрисдикции. Затем принималась во внимание точка зрения о возможности разделения дел о банкротстве между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Но в результате всех обсуждений было принято решение о том, что дела о несостоятельности физических лиц будут рассматриваться арбитражными судами.
1
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» // Бюллетень
Верховного Суда РФ. - № 3. - март, 2018.
2
Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - № 78. - 05.05.2009.


13
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, а также уполномоченный орган. Гражданин обязан обратиться с заявлением в суд для признания его банкротом в течение 30 рабочих дней, с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о том, что удовлетворение требований одного кредитора в полном объеме, приведет к невозможности исполнения, гражданином, обязательств перед другими кредиторами. В случае смерти должника заявление о признании его банкротом может быть подано в суд, соответствующими полномочиями обладают конкурсный кредитор, уполномоченный орган или же наследники должника. Частота, с которой может проводиться процедура банкротства в отношении одного физического лица, составляет один раз в пять лет.
При этом суммарный объем денежных обязательств перед кредиторами должен составлять 500 000 рублей и более. Такой подход законодателя служит своеобразной защитой физического лица от признания его несостоятельным при относительно низкой кредитной задолженности, однако данный денежный порог можно считать излишне завышенным по сравнению с размером минимальной задолженности в отношении юридических лиц – она составляет 300 000 руб. Выбор данной денежной суммы законодателем обусловлен тем, что сложность, длительность и затратность судебных процедур, дополнительные финансовые затраты при низком денежном минимальном пороге (например, как предполагалось ранее, в 50 000 руб.) делает процедуру банкротства нерентабельной – при таких условиях гораздо проще и финансово выгоднее прибегнуть к альтернативным способам разрешения спора. Наличие минимального денежного порога для возбуждения дела о банкротстве обусловлено необходимостью наличия своеобразного барьера от неправомерных действий со стороны кредиторов.
Однако найти справедливое решение относительно размера минимальной денежной задолженности, удовлетворяющее как должников,

14
так и кредиторов, практически невозможно. С учетом ярко выраженного расслоения российского общества, значительной разницы уровня заработной платы граждан в регионах возникает мысль дифференциации размера минимального порога в зависимости от места постоянного проживания или места постоянной трудовой деятельности должника, но из-за постоянной миграции и урбанизации населения, нарушения правил государственной регистрации реализация данной идеи крайне осложнена
1
Законодателем предложен своеобразный подход к моделированию критериев несостоятельности (банкротства) физического лица. Действующая система критериев, содержащаяся в ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)», построена с учетом презумпции неплатежеспособности гражданина, а также правил об исключениях. Выделяются следующие критерии:

неплатежеспособность гражданина (ч. 3 ст. 213.6 ФЗ № 127-ФЗ);

недостаточность имущества (абз. 5 ч. 3 ст. 213.6);

неоплатность долгов в следующих ситуациях:
- расчеты гражданина с кредиторами прекращены ввиду наступления срока исполнения;
- наличие постановления об окончании исполнительного производства ввиду отсутствия у должника имущества, которое может быть взыскано;
- более 10% совокупного размера денежных обязательств, срок исполнения которых наступил, не исполнены должником в течение более чем одного месяца со дня, когда они должны быть исполнены.
Несостоятельность гражданина можно рассматривать в различных вариациях данных критериев. Среди признаков неплатежеспособности гражданина законодатель выделяет наличие превышения размера долговых обязательств над стоимостью его имущества. По сути, критерий неоплатности выводится через иной критерий – неплатежеспособности, что нарушает правила юридической техники. Конечно, неплатежеспособность и
1
Изиланов А.А. Банкротство физических лиц // Вопросы студенческой науки. Скиф. – 2019. - № 23. – С. 14.


15
неоплатность как критерии тесно взаимосвязаны между собой, поскольку неспособность должника отвечать по своим обязательствам в большинстве случаев тесно связана с недостаточностью его имущества.
Лицо, в собственности которого находится имущество, достаточное для покрытия его обязательств, в большинстве случаев изыщет возможность достать суммы, необходимые для покрытия предъявленных долговых требований
При детальном рассмотрении неоплатность служит внешним выражением презумпции неплатежеспособности физического лица- должника. В связи с этим ставится под сомнение выделение неоплатности как отдельного признака банкротства. Среднестатистический гражданин без наличия специального образования в данной области для достоверной оценки наличия или отсутствия у него превышения активов над пассивами в целях определения неоплатности в большинстве случаев будет пользоваться услугами специалистов. Такие услуги требуют значительных финансовых затрат, а в условиях ограниченности денежных средств должник вряд ли сможет это себе позволить. Так выявление критерия неоплатности можно считать «затруднительным» в процедуре банкротства, поскольку процесс доказывания превышения пассива над активами в практической деятельности предстает весьма сложным.
Говоря об особенностях института несостоятельности (банкротства) физических лиц, можно выделить такую особенность, как наличие следующих стадий процедуры банкротства:
- реструктуризация долгов в целях восстановления платежеспособности гражданина;
- реализация имущества гражданина для последующего соразмерного погашения задолженности перед кредиторами;
- заключение мирового соглашения.
В качестве следующей особенности рассмотрим существенную затратность процедуры банкротства физического лица (судебные расходы, оплата услуг кредитного управляющего). Нередко гражданину не под силу

16
такие затраты. Парадокс заключается в том, что в таком случае суд вправе прекратить дело о банкротстве физического лица.
Для выправления такой ситуации законодателем было сделано следующее: 1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г.
№ 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина»
1
Закон ввел в российское законодательство новый правовой институт — внесудебное банкротство гражданина. Данный институт призван снизить нагрузку на суды, а также повысить доступность и упростить процедуру банкротства граждан.
Процедура банкротства физических лиц может быть применима и к вполне платежеспособным гражданам. Так, граждане, которые ввиду различных причин при финансовой возможности погасить долговые обязательства перед кредитором прибегают к институту несостоятельности и, как следствие, рассрочке платежей. Законодатель в такой ситуации ввел временное ограничение в 3 года в отношении платежеспособных граждан.
Постановление Пленума ВС РФ от 13.10.2015 г. № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» однозначно предписывает необходимость в добросовестности действий гражданина и недопустимости злоупотреблений
2
Таким образом, институт несостоятельности (банкротства) физических лиц служит необходимым правовым инструментом для стабилизации финансового положения, как должника, так и кредитора. Согласно действующему законодательству о несостоятельности под банкротством
1
Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» // Российская газета. - № 174. - 07.08.2020.
2
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»
// Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - декабрь, 2015.


17
гражданина следует понимать неспособность должника в полном объеме исполнить требования кредитора
(кредиторов) по финансовым обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, признанную арбитражным судом. Такое определение еще раз подчеркивает прямую связь банкротства с неплатежеспособностью.
Правовая система построения критериев несостоятельности гражданина, которую фиксирует законодатель, сложна для восприятия и во многом, складывается из оценочных категорий. Пересмотр положений конструкции несостоятельности физического лица послужит максимальному приближению процедуры банкротства к достижению еѐ реабилитационной цели. На данный момент времени при стремительных темпах развития общества назрела необходимость совершенствования законодательства о несостоятельности физических лиц, устранения недочетов и парадоксальных особенностей процедуры банкротства, поскольку данный правовой институт является регулятором баланса частных и публичных интересов в государстве.

1.2
Процедура признания физического лица банкротом
Согласно законодательству о несостоятельности (банкротстве) физических лиц в отношении гражданина-должника могут быть применены следующие процедуры: реструктуризация долговых обязательств гражданина, реализация имущества банкрота, мировое соглашение.
Для инициирования процедуры признания физического лица банкротом необходимо собрать соответствующие документы, информирующие о статусе лица, совершенных сделках, долговых обязательствах, имуществе и т.п. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» фиксирует общий перечень документов, не конкретизируя его для всех возможных ситуаций. Однако отсутствие какого-либо необходимого документа может повлечь возврат дела о банкротстве и, как следствие, потерю времени. Если представленные в суде документы подтверждают минимальный доход претендента на банкротство, но при этом в

18
собственности у гражданина имеется дорогостоящая недвижимость, это, скорее всего, вызовет у суда подозрение в попытке фиктивного банкротства.
Данное деяние может повлечь наступление административной или уголовной ответственности.
Далее рассмотрим более подробно каждую из процедур.
Под реструктуризацией долгов гражданина подразумевается изменение основных условий долговых обязательств – изменение размеров долга, сроков и графика выплат, ставки по обязательствам.
Целью реструктуризации долгов является помощь должнику исполнить свои денежные обязательства без получения статуса банкрота. Арбитражный суд на данной стадии уполномочен списать некоторую сумму долга, которую должник однозначно не в состоянии выплатить
1
Для того чтобы в отношении должника судом была одобрена и начата процедура реструктуризации, физическое лицо должно обладать следующими качествами:

наличие постоянного источника дохода;

отсутствие непогашенной либо не снятой судимости за преступления в экономической сфере;

факт непривлечения лица к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

отсутствие статуса банкрота в течение последних 5 лет, а также факт отсутствия плана реструктуризации в отношении долговых обязательств данного лица за последние 8 лет.
Важной особенностью процедуры реструктуризации долгов гражданина является то, что согласие кредиторов для инициации данной процедуры суду не требуется. Ключевым фактором здесь является создание таких условий, при которых должник сможет погасить свою задолженность в
1
Кудинова М.С. Актуальные аспекты процедуры банкротства граждан // Имущественные отношения в
Российской Федерации. - 2019. - № 1. - С. 66.