Файл: Курс лекций лекция 12 Тема Коррекционная педагогика в системе наук о человеке План лекции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22
По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необхо- димо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отраже- ние в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть осложнено рядом причин, одна из которых - пере- учивание в дошкольном возрасте. У переученного в дошкольном возрасте левши могут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непонятны. В определении ведущей руки не так все просто. Есть дети, кото- рые одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. Таких людей назы- вают амбидекстрами. Случается и так, что бытовые действия ребенок вы- полняет левой рукой (причесывается и пр.) - «бытовое функциональное пре- восходство», а пишет, рисует правой - «графическое функциональное пре- восходство». В связи с этим могут быть различные варианты левшества - правшества.
Поскольку леворукость ребенка не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальности в пределах нормы, то насильственное пе- реучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения детей в школе (обучение письму, рисованию, выполнению слож- ных бытовых действий правой рукой), вместе с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ре- бенка. Категорически противопоказано «двойное» переучивание после пер- вой четверти I класса, когда ребенка-левшу, научившегося писать правой ру- кой, при столкновении его с трудностями обучения курсивному письму вновь переучивают, принуждают сменить руку. Подобная тактика, отмечают специалисты, может вызвать тяжелое нервное заболевание - писчий спазм.
«Портрет» школьника, предрасположенного к писчему спазму, приводит детский психиатр М. И. Буянов.
Это человек очень исполнительный и очень педантичный, порой даже болезненно
аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет очень мед-
ленно. Когда его заставляют писать быстрее, либо когда во время письма приходится
нервничать, то в правой руке появляется вначале легкая дрожь, затем она усиливается,
и вскоре школьник уже не может вывести ни одной буквы. Дрожь возникает не только
от скорости письма, к которой человек не привык, но и от ссор, конфликтов, не-
понимания, раздражения, от обид, унижения, чувства досады.
Писчий спазм - это невроз. Встречается он чаще всего, начиная с IV-V класса. В начальных классах чаще всего диагностируется особое расстрой- ство, называемое дисграфией, при которой нарушается способность к про- странственному синтезу. Ребенок с трудом учится писать, во всем остальном он, как правило, здоров.
Переучивание, смена руки могут быть одной из причин подобных рас- стройств. Но у леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, встречаются трудности в обучении письму. Эти трудности достаточно подробно описаны в литературе. Например, у леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмеча- ются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, непра- вильное начертание букв (оптические ошибки), у них медленнее скорость и хуже' связность письма. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука нахо-
23
дится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. Однозначного объяснения причин такого явления в науке нет. Но, по наблюдениям специа- листов, инвертированное положение ручки очень часто встречается как у ле- воруких, так и у праворуких детей. Такое положение ручки необходимо ис- правлять, поскольку оно вызывает у ребенка очень сильное мышечное на- пряжение. Однако не стоит настаивать на исправлении положения ручки у леворукого ребенка. Следует также быть более снисходительным к качеству его письма.
Должны быть соблюдены и некоторые организационные требования, важные для леворукого ребенка в школе и дома. Так, при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Расположение столов и класс- ной доски не позволяет пocaдить леворукого ребенка лицом к классу, поэто- му целесообразно посадить его у окна слева. Там лучше освещенность, к то- му же он не будет мешать соседу.
На уроках труда также необходимо подумать, где посадить такого ре- бенка, чтобы он не толкал соседа, как расположить инструменты и как их за- точить. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой (рабочей), так и правой руки (М. М. Безру- ких, 1991).
б) Психологический аспект проблемы «норма-аномалия».
Психологический подход к анализу нормы развития включает обще- психологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного разви- тия. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т.е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случает- ся, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воз- действия на индивидуальную судьбу человека.
Над периодизацией психического развития работал Л.С. Выготский.
Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований
(кризисов), периодической ломки старых, отживших структур и формирова- ния новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический
возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы - это необходимые эта- пы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л. С.
Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорож- денности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис три- надцати лет, кризис семнадцати лет.
Согласно взглядам Л. С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой пси-
24
хической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.
В работах отечественных психологов - А. В. Запорожца, А. Р. Лу-рия,
А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, - принадлежащих к школе
Выготского, дано теоретическое и экспериментальное обоснование парамет- ров нормального психического и личностного развития ребенка.
Значительный вклад в решение данной проблемы внес талантливый отечественный ученый-психолог Д. Б. Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности расту- щего человека, т. е. ведущую деятельность.
Исследуя механизмы психического развития, Д. Б. Эльконин обращает- ся к анализу системы отношений человека. Существует две системы отноше- ний: система человек-предмет и система человек-человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок - общественный
предмет и система ребенок - общественный взрослый. Взрослый человек вы- ступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов дейст- вий с предметами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности. Формирова- ние личности ребенка осуществляется через деятельность внутри систем ре-
бенок - общественный предмет и ребенок - общественный взрослый.
Детское развитие, согласно гипотезе Д. Б. Эльконина, периодично. В ходе развития ребенка последовательно сменяются периоды, в которые про- исходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений меж- ду людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе фор- мирование интеллектуально-познавательных способностей детей, их опера- ционно-технических возможностей. Содержание освоения в каждый период своеобразно.
В психическом развитии детей Д.Б. Эльконин выделяет два резких пе- рехода - переход от раннего детства к дошкольному возрасту, известный в
литературе как кризис трех лет, и переход от младшего школьного возрас-
та к подростковому, который принято называть кризисом полового созре-
вания. Эти переходы имеют большое сходство. В обоих переходах усилива- ется тенденция к самостоятельности, а также ряд негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми. Общим их признаком является на- растание трудностей общения взрослого с ребенком, свидетельствующее о том, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем критические периоды протекают индивидуально-вариативно. Кризисы дет- ского развития описаны Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. Н. Леонтье- вым, Л. И. Божович и др.
Кризис трех лет научно описал Л. С. Выготский, который выделил как отрицательные, так и положительные его стороны. Первый симптом, свидетельствующий о кризисе, - негативизм ребенка, т. е. отказ от выполне-
25
ния любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом - это
упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хо- чет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптомом является
строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерали- зированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом - свое-
волие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельно- сти в принятии решения. Он хочет все делать сам. Ряд других симптомов Вы- готский называет второстепенными. Это протест-бунт, когда поведение ре- бенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта.
Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова, называть ругательными словами своих любимых мам, пап, бабушек.
Выделяется и симптом, который в семьях с одним ребенком может выра- жаться в форме деспотизма, а в семье с несколькими детьми проявляется в виде ревности по отношению к другим детям. Но за всеми этими симптома- ми Л.С.Выготский видит и позитивные черты. Это отделение от взрослого, появление психологического новообразования Я-сам, проявление самостоя- тельности.
Кризис трех лет, по убеждению исследователей, - это кризис социаль- ных отношений ребенка со взрослыми, свидетельство того, что ребенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в изменении отношений к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотно- шений проходят (Д.Б. Эльконин).
1 2 3 4 5 6 7 8
Дошкольный возраст - важный период становления личности. Акаде- мик А. Н. Леонтьев, предпринявший попытку построить теорию развития ре- бенка в детском возрасте, пришел к заключению, что именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими но- вообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерар- хии, соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотно- шения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения более важ- ных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побу- ждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотива- ми, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов.
С этим центральным психическим образованием А. Н. Леонтьев связы- вает все другие конкретно-психологические изменения. Среди них особо вы- деляется развитие произвольности некоторых психических процессов. В до- школьном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Это значит, что к концу дошкольного возраста ребенок умеет удерживать воз- никшую цель и действовать по правилам, может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации и добиваться ее результата.
26
Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость.
Усвоение норм и правил, умение соотносить свои поступки с этими нормами являются первым задатком произвольного поведения.
В дошкольном возрасте возникают элементы самосознания, элементы самооценки и оценки. У ребенка, как замечает Л. И. Божович, появляется по- требность в реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается тенденция в желании быть школьником.
Кризис семи лет называют кризисом непосредственности (Л. С. Вы- готский, Д. Б. Эльконин). При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает «манер- ничать» и «паясничать». Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерничанию как средству защиты. Самой сущест- венной чертой кризиса семи лет Л. С. Выготский называет «начало диффе- ренциации внутренней и внешней стороны личности ребенка». Ребенок на- чинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и пережи- ваниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредст- венности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, по мысли Л. С. Выготского, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка, возникающие в обоб- щенном виде именно в этот период.
в) Кризисы развития детей школьного возраста.
Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе со- циальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второ- го физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет. В организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой.
Физиологическую перестройку могут сопровождать осложнения: нервно- психическая ранимость, повышенная утомляемость. Однако это не мешает адаптации ребенка к новым условиям (В. П. Петрунек, Л. Н. Таран).
Принципиально меняется социальная ситуация развития ребенка. Он становится «общественным субъектом», выполняет общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Все жизненные отношения его пе- рестраиваются и во многом определяются тем, насколько успешно он овла- девает учебной деятельностью, которая становится ведущей. Нормальное развитие ребенка в этот период характеризуется формированием следующих качественно новых психологических образований:
ребенок переходит на качественно новый уровень произвольной регу- ляции поведения и деятельности. У младшего школьника формируются на- выки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, что принципиально изменяет его интеллект, личность, социальные отношения;