Файл: “Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.”.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

‒ малый бизнес способствует более полному и эффективному использованию местных сырьевых ресурсов, отходов производства, более гармонично вписываются в экологическую среду малых городов и поселков,

‒ малыми предприятиями обеспечивается сравнительно быстрая окупаемость капитальных вложений, высокая скорость оборота капитала в связи с более короткими сроками строительства и освоения созданных проектных мощностей (по оценкам, в среднем в 2,5 раза более короткими, чем на крупных предприятиях),

‒ малое предпринимательство заполняет ниши, которые не может охватить крупный бизнес, выполняя работу, которая неэффективны для крупных экономических структур, объединяет экономику государства в единое целое.

По мере расширения сферы малого бизнеса и укрепления рыночных отношений в России постепенно формируется законодательная база по развитию и поддержке малых предприятий, по предоставлению им налоговых льгот, но в действительности, состояние развития все еще остается неудовлетворительным.

У малых предприятий есть важные преимущества, по сравнению с крупными, а именно:

‒ простая организация товародвижения и учета,

‒ быстрая окупаемость затрат, за счет рационального использования ресурсов,

‒ высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров,

‒ незначительные расходы управления,

‒ малые предприятия не требуют построения сложного механизма стратегического управления,

‒ в малом бизнесе существует заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда,

‒ малые предприятия быстрее реанимируются после негативных последствий влияния внешней среды.

Существуют и недостатки малого бизнеса. Среди недостатков можно выделить:

‒ малым предприятиям сложнее получить кредит, наладить рекламу,

‒ малые предпринимательские структуры являются достаточно неустойчивыми и не защищены от внешних, не зависящих от данных предприятий факторов,

‒ большой коммерческий риск, который связан с привлечением личных средств,

‒ требуется больше средств на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации,

‒ малый бизнес сильно зависит от экономических колебаний,

‒ слабая восприимчивость к новейшим достижениям научнотехнического прогресса,

‒ ограниченность финансовых ресурсов,

‒ сложнее проводить независимую ценовую политику,

‒ функционирование малых предприятий в значительной степени зависит от уровня инфляции,


‒ малым предприятиям трудно конкурировать с крупными торговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контроль за ценами, качеством и ассортиментом продукции.

От руководителей (менеджеров) малых предприятий, требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта товаров покупателям, необходимо хорошее обслуживание покупателей, а также необходимо противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль.

Коммерческая работа малого предприятия в розничной торговле, связана с деятельностью предприятия, направленной на решение особого комплекса задач.

Спецификой российского рынка товаров и услуг являются быстрые и частые изменения внешних и внутренних условий функционирования предприятий, высокая степень конкуренции. Поэтому коммерческой деятельности предприятий розничной торговли должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный происходящими изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологий торговли, финансовом состоянии.

Таким образом, в современных рыночных условиях наиболее важным инструментом, обеспечивающим стабильность, устойчивое развитие торгового предприятия, его конкурентоспособность, является грамотная организация коммерческой деятельности и постоянная работа по повышению ее эффективности.

1.2 Значение малых предприятий в современной экономике РФ

Формирование эффективной рыночной системы в Российской Федерации, связано с развитием малого бизнеса. Унаследованный после распада Советского Союза менталитет «гигантомании» сформировал в российском обществе негативный имидж малого и среднего бизнеса как предприятий, деятельность которых носит преимущественно спекулятивный характер и не приносит существенной пользы ни обществу, ни населенным пунктам, в которых расположены данные типы предприятий.

Малый бизнес является ведущим сектором рыночной экономики, а именно:

‒ составляет основу производства мелкотоварной продукции,

‒ определяет темпы и структуру экономического развития,

‒ осуществляет структурную перестройку экономики, быструю окупаемость затрат, свободу рыночного выбора, обеспечивает насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса,


‒ имеет высокую мобильность, рациональные формы управления,

‒ способствует ослаблению монополизма и развитию конкуренции.

Исходя из вышеперечисленного, можно понимать, что роль малого предпринимательства состоит в обеспечении гибкости и устойчивости экономической системы, приближении ее к потребностям конкретных потребителей, а также предоставление рабочих мест и обеспечение источника дохода для значительных прослоек населения, что является важной функции социально развития и гарантий Государства.

В течение всего периода принятия экономических реформ было немало сказано о необходимости стремительного развития в России малого бизнеса, в действительности, состояние его развития остается неудовлетворительным.

Важная функция малого бизнеса, в социальном смысле, заключается в том, что малый бизнес способен удовлетворить потребности субъектов предпринимательской деятельности, имеет возможность найти свою рыночную нишу и тем самым предоставить рабочие места населению и тем самым наполнить государственный бюджет средствами, которые перечисляются в виде налогов и сборов. Именно этим определяется сущность малого бизнеса и объясняется существенное значение его в формирования среднего класса и благосостояния народа. Приведенные преимущества малого бизнеса свидетельствуют о его специфическую и фундаментальную роль в росте рыночной экономики.

К недостаткам малого бизнеса можно отнести:

‒ малые предпринимательские структуры являются неустойчивыми из-за экономической ситуации,

‒ большой коммерческий риск связан с привлечением личных средств,

‒ малый бизнес сильно зависит от экономических колебаний,

‒ ограниченность финансовых ресурсов,

‒ функционирование малых предприятий в значительной степени зависит от уровня инфляции,

‒ низкая производительность труда.

В экономике малый бизнес выполняет социально-экономических функций.

Во-первых, малый бизнес содействует процессам демонополизации, приватизации и разгосударствления экономики, стимулирования развития экономической конкуренции, формирования многочисленных субъектов рыночного хозяйства, ориентированных на спрос, конкуренцию.

Во-вторых, малый бизнес привлекает к экономическому обороту материальные, природные, финансовые, человеческие и информационные ресурсы, которые «выпадают» из поля зрения больших компаний.

В-третьих, малый бизнес улучшает положения на рынках путем обеспечения эластичности их структуры, урегулирования спроса, предложения и цен, по крайней мере, частичной компенсации потерь предложения на период реструктуризации больших компаний, индивидуализации предложения и дифференциации спроса, насыщения рынков, удовлетворения специфических местных потребностей.


В-четвертых, малый бизнес высвобождает большие предприятия от производства нерентабельной для них мелкосерийной и искусственной продукции, которая удовлетворяет индивидуальный спрос, повышение, тем самым, эффективности их деятельности. Большим компаниям заключение кооперационных соглашений с малыми предприятиями позволяет повысить гибкость производства, уменьшить коммерческий риск.

В-пятых, малый бизнес обеспечивает дополнительные рабочие места, способствует преодолению скрытой безработицы.

В-шестых, стимулирует повышения деловой активности населения и развития среднего класса, которое составляет социальную базу экономических реформ, обеспечивает стабильность общества.

Существует целый ряд проблем в развитии малого бизнеса, который продолжает находиться в сложном положении и по сегодняшний день:

‒ недостаток финансово-кредитных средств,

‒ отсутствие собственной современной материально-технической базы и достаточного уровня опыта у большинства предпринимателей-бизнесменов,

‒ усложненность порядка получения кредитов,

‒ неразвитость региональных систем судебно-правовой защиты,

‒ отсутствие должного механизма взимания налогов и платежей,

‒ проблемы социальной защищенности работников малых предприятий,

‒ проблемы обеспечения безопасности и охраны труда и здоровья работников в малом бизнесе,

‒ криминализация данной сферы деятельности.

Предпринимательство способствует не только повышению материального благополучия, но также повышению духовного потенциала общества.

Малый бизнес играют большую роль в национальной экономике, во многом определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемого валового продукта, состояние занятости населения. Значимость малого бизнеса в экономике проявляется в следующем:

Малый бизнес способствует формированию конкурентной среды для крупных предприятий. Существование региональных и местных рынков, огранивает монополии и толкает производителей на создание конкурентоспособного товара за счет снижения цен, улучшения качества, диверсификации производимой продукции, что, положительно сказывается на потребителях.

Происходит ускорение научно-технической революции за счет организации мелкосерийного и опытного производства, поиска разработок и внедрение новых идей.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», 30 января 2009 года был подписан приказ «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» [5]. В современных условиях мирового финансового кризиса малый бизнес находиться в особенно тяжелом состоянии. Крупный бизнес как лидер российской экономики может рассчитывать на финансовую поддержку государства, в то время как небольшим компаниям приходится крайне тяжело. Многие из них поставлены на грань выживания. Одна из причин - отсутствие источников финансирования, так необходимых для пополнения оборотных средств, для покупки сырья и оборудования, для выплат заработной платы персоналу. Ситуация кризиса для малых предприятий усугубляется еще и отказами банков в выдаче кредитов. Все эти факторы значительно тормозят развитие малого бизнеса, и как следствие экономики страны в целом.


Таким образом, предприятия малого бизнеса выполняют две главные роли в национальной экономике:

‒ мобилизация сырьевых, людских и финансовых ресурсов

‒ обеспечение роста налоговых поступлений в казну государства.

Чем прибыльнее предприятия, тем больше средств у государства будет на социальные нужды, в том числе на здравоохранение, образование и культуру.

1.3 Особенности коммерческой деятельности в малой торговле

В связи с переходом к рыночной экономике, рыночная система управления приобрела особую значимость в России. В условиях рынка возникает потребность в расширении управленческих задач, разработке новых приемов и методов управления, которые будут пригодны для различных форм собственности и развития коммерческой деятельности торговых предприятий.

Слово «коммерция» происходит от латинского «commercium», что означает торговля. Толковый словарь В.И. Даля, составленный в 1861 г., дает определение коммерции как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы» [26, с. 125]. В 1958 г. представителями Гарвардской школы бизнеса сформулировано, что «коммерческая деятельность существует для удовлетворения потребительских нужд». Термин «торговля» имеет двоякое значение:

в одном случае данный термин означает самостоятельную отрасль народного хозяйства - торговлю, в другом, с которым связана коммерческая деятельность - торговые процессы, с предварительным проведением соответствующих расчетов, по осуществлению актов купли-продажи и получения прибыли. Таким образом, коммерческую деятельность можно определить, как профессиональную активность субъекта (участника) деятельности в сфере торговли и торговых процессов с целью получения максимально возможной прибыли.

Для достижения цели коммерческой деятельности следует учитывать основные принципы:

‒ тесная связь коммерции с маркетингом и предпринимательством,

‒ гибкость коммерции, ее направленность на учет требований рынка, которые постоянно меняется,

‒ прогноз потенциальных коммерческих рисков,

‒ определение приоритетов,

‒ проявление собственной коммерческой инициативы,

‒ высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по договоренностям купли-продажи,

‒ направленность на достижение конечного результата - прибыли.