Файл: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования
Программы
Методические рекомендации
Москва
2022
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

2
УДК 373.31
ББК 74.2
Ф94
Рецензенты:
А. Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
Е. Н. Землянская, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики МПГУ
Под редакцией
Н. Ф. Виноградовой
Авторы:
Виноградова Н.Ф. (Введение),
Кузнецова М.И. («В мире русского языка»),
Рыдзе О.А. («В мире информации»)
Ф94
Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы
в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования: программы, методические рекомендации/ Виноградова Н. Ф., Кузнецова М. И., Рыдзе О.А.; под ред.
Н. Ф. Виноградовой. М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
70 с.
ISBN 978-5-6049294-7-6
Рекомендации к реализации внеурочной работы «Функциональная грамотность младшего школьника» составлены в соответствии с обновлённым ФГОС НОО. Назначение методических рекомендаций – помочь учителям начальной школы в организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «функциональная грамотность».
Работа выполнена в рамках государственного задания № 073-00058-22-01 от
18.01.2022 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2022 год «Обновление содержания общего образования» по теме
«Подготовка методических рекомендаций для учителей по реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, в том числе внеурочной деятельности».
УДК 373.31
ББК 74.2
ISBN 978-5-6049294-7-6
© ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022
Все права защищены

3
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 4
Рабочая программа курса «В мире русского языка» ........................................... 7
Пояснительная записка ..................................................................................... 7
Содержание программы курса ......................................................................... 9
Тематическое планирование курса ............................................................... 21
Методические рекомендации к реализации курса ...................................... 35
Рабочая программа курса «В мире информации» ............................................. 46
Пояснительная записка ................................................................................... 46
Содержание программы курса ....................................................................... 48
Тематическое планирование курса ............................................................... 51
Методические рекомендации к реализации курса ...................................... 65
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................... 69


4
Введение
Внеурочная деятельность в начальной школе понимается как создание в образовательной организации (Организации) образовательной среды, способствующей успешному освоению основной образовательной программы, реализации целей обучения, развитию и воспитанию обучающихся в формах, отличающихся от урока. При организации внеурочной работы Организация учитывает требования к целям, содержанию, формам проведения, которые раскрываются в ряде нормативно-правовых документов (см. Приложение).
В обновлённом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных
предметов и учебных курсов внеурочной деятельности, характеризуются совокупностью познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий (УУД) и способностью их использовать на практике. Таким образом, подтверждается единство учебной и внеучебной образовательной деятельности и определяется роль внеучебной работы в едином процессе формирования и совершенствования УУД.
В основе предлагаемых программ лежит идея использовать специфику внеурочной деятельности для получения более высоких результатов освоения основной образовательной программы по направлению – функциональная грамотность младшего школьника. Эта специфика проявляется в следующем:
1.
Приоритетными функциями внеурочной работы младших школьников является расширение возможностей образовательной среды
Организации для гармоничного развития обучающихся, совершенствования их функциональной грамотности. Например, в «Методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
1
подчёркивается, что «целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребёнком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости её организации».
2. Внеурочная деятельность предоставляет возможность для большей вариативности (по сравнению с уроками) организационных форм занятий. Эти формы можно классифицировать в зависимости от их цели. Например,
1
Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 г. N 09-1672
«О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности», [Электронный ресурс].


5 углубление и расширение знаний, совершенствование умений, полученных на уроках при изучении учебного предмета, определяют такие формы организации, как учебный курс, факультатив, лаборатория, цикл мини-лекций, научное общество. Установление уровня осознанности знаний, динамики их формирования, констатация трудностей применения в необычных учебных ситуациях происходит в процессе форм организации, основанных на соревновательных элементах: дискуссии, конкурсы, лингвистические, литературные, математические и другие «бои», викторины и так далее.
Интерес у детей вызывают формы занятий, имитирующие публичные форм общения: пресс-конференции, телепередачи, устные журналы, репортажи. С учётом психологических особенностей и потребностей детей младшего школьного возраста целесообразны игровые формы занятий: дидактические и ролевые игры, воображаемые ситуации, творческие импровизации и инсценировки. Отсутствие жёсткого регламента в выборе форм проведения обучения создаёт более благоприятные условия для мотивации деятельности, как учащихся, так и самого учителя.
3. К специфике внеурочной деятельности относится и большая возможность проявления индивидуальных интересов и способностей детей, которые свободны в определении своего вклада в общее дело, в реализации творческого подхода при решении поставленных задач. Внеурочные занятия создают возможность в течение длительного времени, а значит, более углублённо, детально и сосредоточенно изучать одну и ту же тему, что положительно влияет на успешность результатов.
Программы, которые предлагаются в данном пособии, посвящены внеурочной деятельности с целью совершенствования функциональной грамотности младшего школьника. Программы построены как курсы по двум направлениям «В мире русского языка» и «В мире информации». Как известно, понятие «функциональная грамотность» появилось в мировой дидактике в 70-годы прошлого столетия и рассматривалось, как способность человека использовать навыки чтения и письма в повседневных жизненных ситуациях. В современном начальном образовании функциональная
грамотность младшего школьника рассматривается более широко и затрагивает не только интеллектуальную сферу человека, но и собственно коммуникативную, эмоциональную и рефлексивную. Во всех названных сферах взаимодействия человека с окружающей действительностью, главенствующим является его готовность к практическому применению
приобретённых знаний.
Интеллектуальная готовность проявляется в способности: а) использовать знания-умения-навыки в нестандартных ситуациях; б)добывать, интерпретировать и оценивать информацию, которая необходима для решения новой задачи (учебной и житейской); в) конструировать алгоритмы универсальных действий в разных видах деятельности; г) ориентироваться в разных методах познания мира;


6 д) владеть элементарными исследовательскими умениями (выдвигать гипотезы, предполагать возможное развитие явления, события), использовать их при необходимости.
Коммуникативная готовность проявляется в способности: а) ориентироваться в различных формах коммуникации, осознанно решать средствами языка различные учебные и житейские задачи; б) выбирать языковые средства сообразно ситуации общения с учётом культуры коммуникации; в) владеть письменной речью с целью разрешения учебных задач и различных жизненных ситуаций.
Эмоциональная готовность проявляется в способности: а) воспринимать окружающий мир эмоционально-положительно; б) стремиться к обогащению своих знаний, получать удовлетворение от познавательной деятельности; в) испытывать чувства, свойственные самостоятельной познавательной деятельности, а также совместному учебному и повседнейному труду со сверстниками (радость, удивление, увереннось, огорчение).
Рефлексивная готовность проявляется в способности: а) планировать саммостоятельную познавательную деятельность; б) контролировать, оценивать, корректировать процесс и результат своей работы; в) объективно оценивать свой вклад в совместную познавательную деятельность со сверстниками.
Все указанные характеристики представляются посредством конкретного предметного содержания и являются универсальными.
Предлагаемые программы внеклассной работы построены на содержании образовательных областей русский язык, математика и информатика.
Каждая представленная программа включает пояснительную записку, содержание программы курса, тематическое планирование и методические рекомендации к организации и реализации программы.

7
Рабочая программа курса
«В мире русского языка»
Пояснительная записка
Программа курса «В мире русского языка», реализуемая на уровне начального общего образования с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности по направлению «функциональная грамотность», составлена на основе обновлённого ФГОС НОО 2022 года
2
, а также на основе Примерной программы воспитания
3
. При составлении программы были учтены целевые ориентиры, зафиксированные в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
4
, в Федеральной рабочей программе начального общего образования «Русский язык». Кроме того, приняты во внимание теоретические и практические подходы к формированию и оцениванию функциональной грамотности младших школьников, которая проявляется:
В готовности успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, в возможности решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, применять сформированные умения в разных видах деятельности; в способности строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнёрства и сотрудничества.
Поскольку существенное место в характеристике функциональной грамотности отводится интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной и рефлексивной готовности младшего школьника применять полученные знания в учебных и жизненных ситуациях, то одним из целевых приоритетов данного курса является обеспечение переноса приобретённых при изучении основного курса «Русского языка» предметных и метапредметных умений в новые ситуации, связанные с решением практических задач.
Предлагаемый курс направлен на формирование у младших школьников, прежде всего, таких компонентов функциональной грамотности, как языковая (в том числе орфографическая) и коммуникативная, но при этом необходимо отметить и его потенциал в формировании читательской и информационной грамотности.
2
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31.05.2021 г., № 286,
[Электронный ресурс].
3
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
23 июня 2022 г. № 3/22), [Электронный ресурс].
4
Концепция русского языка и литературы в РФ. Утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, [Электронный ресурс].


8
Основные цели факультативного курса:
 развитие познавательного интереса к изучению русского языка;
 стремление к совершенствованию собственной языковой культуры;
 развитие умения осуществлять целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных;
 совершенствование навыков диалогической и монологической речи;
 развитие творческих способностей при создании разнообразных по объёму и содержанию письменных текстов;
 освоение различных способов работы с лингвистической информацией;
 развитие читательских умений;
 развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания.
Для достижения заявленных целей при конструировании содержания курса были выделены следующие блоки: «Создаём книгу», «Слова и словари», «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент», «Ищем ключ к разгадке тайн языка», «Пора действовать: проба пера». Выделение этих блоков позволяет обеспечить создание ситуаций, в которых младшие школьники будут использовать получаемые на уроках основного курса «Русского языка» теоретические знания и языковые умения в нестандартных ситуациях, совершенствовать свои коммуникативные умения.
Содержание блока «Создаём книгу» связано с освоением приёмов создания различных по тематике мини-книг. В ходе создания мини-книг происходит включение младших школьников в продуктивную деятельность, направленную на создание творческого продукта, при этом тематика книг связана с теми дидактическими единицами, которые изучаются на уроках русского языка.
Содержание блока «Слова и словари» связано как с обогащением опыта работы со словарями, так и с приобретением опыта создания собственных мини-словарей, выступающих как опора при выполнении учебных и практических заданий.
Содержание блока «Решаем языковые задачи, ставим эксперимент» направлено на активизацию речемыслительных способностей школьников, на приобретение опыта решения лингвистических задач.
Содержание блока «Ищем ключ к разгадке тайн языка» предоставляет возможность задуматься над теми проблемами, которые не обсуждались на уроках, но могут быть решены на факультативных занятиях с опорой на дополнительный языковой материал и помощь учителя.
Блок «Пора действовать: проба пера» обеспечивает совершенствование устной и письменной речи младших школьников, направлен на развитие творчества в процессе создания текстов. Блоки «Создаём книгу» и «Пора действовать: проба пера» являются центральными.
Форма организации: факультативный курс проводится в классе с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы.