Файл: Пояснительная записка раздел I. Ценностноцелевые основы и планируемые результаты воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………………………2-4
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности………………………….4
1.2.1. Уклад школы………………………………………………………………………………………..4
1.2.2. Воспитывающая среда школы……………………………………………………………………4-5
1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе……………………………………………..5-6
1.2.4. Социокультурный контекст………………………………………………………………………...6
1.3. Основные направления воспитания обучающихся………………………………………………….6
1.4. Требования к планируемым результатам воспитания……………………………………………..6-7
Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
1.2.2. Воспитывающая среда школы
1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе
1.2.4. Социокультурный контекст
1.3. Основные направления воспитания обучающихся
1.4. Требования к планируемым результатам воспитания
1.4.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования
1.4.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
2.6. Предметно-пространственная среда
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает:
2.7. Работа с родителями (законными представителями)
2.9. Профилактика и безопасность
2.11. Профориентация (в основной и старшей школе)
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
3.2. Особенности организации воспитательной деятельности
3.4. Нормативно-методическое обеспечение
3.6. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
3.7. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Данные принципы реализуются в укладе школы, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад школы
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и школы, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений.
1.2.2. Воспитывающая среда школы
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе
Основные воспитывающие общности в школе:
-
детские (сверстников и разновозрастные). Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития обучающегося, где он апробирует, осваивает, приобретает способы поведения, обучается вместе учиться, играть, трудиться, достигать поставленной цели, строить отношения. Основная цель – создавать в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать стремление и умение помогать друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, поведению, общими усилиями достигать цели. В школе обеспечивается возможность взаимодействия обучающихся разного возраста, при возможности взаимодействие с детьми из группы кратковременного пребывания. Детские общности также реализуют воспитательный потенциал инклюзивного образования, поддержки обучающихся с ОВЗ; -
детско-взрослые. Обучающиеся сначала приобщаются к правилам, нормам, способам деятельности взрослых и затем усваивают сами эти способы, которые образуются системой связей и отношений участников, обладают спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников; -
профессионально-родительские. Общность работников школы и всех взрослых членов семей обучающихся. Основная задача общности – объединение усилий
по воспитанию обучающегося в семье и школе, решение противоречий и проблем, разносторонняя поддержка обучающихся для их оптимального и полноценного личностного развития, воспитания; -
профессиональные. Единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками школы, которые должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Требования к профессиональному сообществу школы:
-
соблюдение норм профессиональной педагогической этики; -
уважение и учет норм и правил уклада школы, их поддержка в профессиональной педагогической деятельности, общении; -
уважение ко всем обучающимся, их родителям (законным представителям), коллегам; -
соответствие внешнего вида и поведения профессиональному статусу, достоинству педагога, учителя в российской отечественной педагогической культуре, традиции; -
знание возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, общение с ними с учетом состояния их здоровья, психологического состояния при соблюдении законных интересов прав как обучающихся, так и педагогов; -
инициатива в проявлениях доброжелательности, открытости, готовности к сотрудничеству и помощи в отношениях с обучающимися и их родителями (законными представителями), коллегами; -
внимание к каждому обучающемуся, умение общаться и работать с обучающимися с учетом индивидуальных особенностей каждого; -
быть примером для обучающихся в формировании ценностных ориентиров, соблюдении нравственных норм общения и поведения; -
побуждать обучающихся к общению, поощрять их стремления к взаимодействию, дружбу, взаимопомощь, заботу об окружающих, чуткость, внимание к людям, чувство ответственности.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.
1.3. Основные направления воспитания обучающихся
Основные направления воспитания обучающихся в школе:
-
гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации; -
воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности; -
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; -
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; -
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей; -
воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности; -
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности; -
физическое воспитание: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности; -
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.