Файл: Пояснительная записка раздел I. Ценностноцелевые основы и планируемые результаты воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1.1. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………………………2-4

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности………………………….4

1.2.1. Уклад школы………………………………………………………………………………………..4

1.2.2. Воспитывающая среда школы……………………………………………………………………4-5

1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе……………………………………………..5-6

1.2.4. Социокультурный контекст………………………………………………………………………...6

1.3. Основные направления воспитания обучающихся………………………………………………….6

1.4. Требования к планируемым результатам воспитания……………………………………………..6-7

Пояснительная записка

Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания

1.1. Цель и задачи воспитания

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

1.2.1. Уклад школы

1.2.2. Воспитывающая среда школы

1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе

1.2.4. Социокультурный контекст

1.3. Основные направления воспитания обучающихся

1.4. Требования к планируемым результатам воспитания

1.4.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования

1.4.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования

Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности

2.1. Основные школьные дела

2.2. Классное руководство

2.3. Школьный урок

2.4. Внеурочная деятельность

2.5. Внешкольные мероприятия

2.6. Предметно-пространственная среда

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает:

2.7. Работа с родителями (законными представителями)

2.8. Самоуправление

2.9. Профилактика и безопасность

2.10. Социальное партнерство

2.11. Профориентация (в основной и старшей школе)

Раздел III. Организация воспитательной деятельности

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы

3.2. Особенности организации воспитательной деятельности

3.3. Кадровое обеспечение

3.4. Нормативно-методическое обеспечение

3.5. Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

3.6. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

3.7. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

2.4. Внеурочная деятельность


Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает:

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации, развития способностей в разных сферах;

  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями;

  • поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации;

  • поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися курсов, занятий: Азбука родного края (1 класс), Природа родного края (2 класс), История родного края (3 класс), Культура родного края (4 класс), Граждановедение. Брянская область (5 класс), География родного края (6 класс), Археология Брянского края (7 класс), История Брянского края (8 класс), История Брянского края (9 класс).

2.5. Внешкольные мероприятия


Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:

  • внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым учебным предметам, курсам, модулям;

  • организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного дня: в музей, картинную галерею, на предприятие, природу и др.

  • литературные, исторические, экологические походы, организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;

  • выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;

  • внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами школы, с привлечением обучающихся к их планированию, организации, проведению, анализу проведенного мероприятия.



2.6. Предметно-пространственная среда

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает:


  • оформление внешнего вида, фасада, холла при входе здания школы государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб);

  • изображения символики российского государства в разные периоды тысячелетней истории России, исторической символики регионов на специальных стендах с исторической информацией гражданско-патриотической направленности;

  • карты России, регионов, муниципальных образований (современные и исторические, точные и стилизованные, географические, природные, культурологические, художественно оформленные, в том числе материалами, подготовленными обучающимися), с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания;

  • художественные изображения (символические, живописные, фотографические, интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;

  • портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;

  • звуковое пространство в школе – аудио сообщения в школе (звонки, информации, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;

  • «места гражданского почитания» в помещениях школы или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, событий истории России; школьные мемориалы воинской славы;

  • «места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т.п.;

  • размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях в школе;

  • благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и игровых площадок, доступных и безопасных оздоровительно-рекреационных зон, свободное, игровое пространство школы, зоны активного и тихого отдыха;

  • создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;

  • благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместе с обучающимся в своих классах;

  • событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;

  • совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация символики школы (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;

  • акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.).

2.7. Работа с родителями (законными представителями)


Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:

  • создание и работу родительского комитета, участвующего в управлении классом и школой;

  • родительские собрания в классах, общешкольные собрания;

  • родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные занятия;

  • родительский лекторий;

  • родительские форумы при школьном интернет-сайте, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;

  • привлечение специалистов, представителей государственных органов по запросу родителей для решения проблемных и конфликтных ситуаций;

  • привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий воспитательной направленности;

  • при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями (родителями, воспитателями, другими ответственными взрослыми и т.д.), в том числе по индивидуальным планам наблюдения, деятельности по вопросам их поддержки, адаптации, воспитания.

2.8. Самоуправление


В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом (статья 34 пункт 17). Это право обучающиеся могут реализовать через систему ученического самоуправления, а именно через создание по инициативе обучающихся совета обучающихся (ст. 26 п. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Реализация воспитательного потенциала системы ученического самоуправления в общеобразовательной организации предусматривает:

  • обеспечение деятельности совета обучающихся, избранного путем прямых выборов в общеобразовательной организации, по направлениям работы;

  • представление интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организаций,

  • защита прав обучающихся;

  • участие в разработке, обсуждении и реализации Программы воспитания в общеобразовательной организации;

  • объединение усилий совета обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) по реализации законных интересов обучающихся в процессе обучения в общеобразовательной организации;

  • участие советов обучающихся в анализе результатов воспитательной деятельности в школе с учетом их возраста.

2.9. Профилактика и безопасность


Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися, обучающимися и педагогами – направление деятельности в школе, целью которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательных отношений в школе к неблагоприятным факторам.

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:

  • целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

  • регулярное проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);

  • проведение коррекционной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т.д.);

  • разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса, сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;

  • вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты направленности социальных и природных рисков, реализуемые в школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями (антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.);

  • организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;

  • поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);

  • предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения и др.);

  • поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающих, социально запущенные, осужденные, социально неадаптированные дети-мигранты и т.д.).