Файл: Пояснительная записка раздел I. Ценностноцелевые основы и планируемые результаты воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1.1. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………………………2-4

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности………………………….4

1.2.1. Уклад школы………………………………………………………………………………………..4

1.2.2. Воспитывающая среда школы……………………………………………………………………4-5

1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе……………………………………………..5-6

1.2.4. Социокультурный контекст………………………………………………………………………...6

1.3. Основные направления воспитания обучающихся………………………………………………….6

1.4. Требования к планируемым результатам воспитания……………………………………………..6-7

Пояснительная записка

Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания

1.1. Цель и задачи воспитания

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

1.2.1. Уклад школы

1.2.2. Воспитывающая среда школы

1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе

1.2.4. Социокультурный контекст

1.3. Основные направления воспитания обучающихся

1.4. Требования к планируемым результатам воспитания

1.4.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования

1.4.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования

Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности

2.1. Основные школьные дела

2.2. Классное руководство

2.3. Школьный урок

2.4. Внеурочная деятельность

2.5. Внешкольные мероприятия

2.6. Предметно-пространственная среда

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает:

2.7. Работа с родителями (законными представителями)

2.8. Самоуправление

2.9. Профилактика и безопасность

2.10. Социальное партнерство

2.11. Профориентация (в основной и старшей школе)

Раздел III. Организация воспитательной деятельности

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы

3.2. Особенности организации воспитательной деятельности

3.3. Кадровое обеспечение

3.4. Нормативно-методическое обеспечение

3.5. Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

3.6. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

3.7. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания



На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.

Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:

  • налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;

  • формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

  • построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ОВЗ;

  • активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию обучающихся с ОВЗ;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности;

  • индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.


3.6. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся


Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:

  • публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);

  • соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы;

  • прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);

  • регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях –недостаточно длительные периоды ожидания, чрезмерно большие группы поощряемых и т.п.);

  • сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими награду и не получившими ее);

  • привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;

  • дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).

Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (Формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.



Ведение портфолио – деятельность обучающих при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т.д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.

Рейтинг – размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.

Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.

Использование рейтингов, их форма, публичность и др., а также привлечение благотворителей (в том числе из родительского сообщества), их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на воспитывающую среду, взаимоотношения в школе.

3.7. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания


Анализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных –
таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, как предстоит их решать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями.

Календарный план воспитательной работы
МОУ СОШ с. Павловка

на 2021/2022 учебный год

1-4 классы

Основные общешкольные дела

Дела

Классы

Дата проведения

Ответственные

Торжественная линейка «День знаний». «Посвящение в первоклассники».

1-4

1.09.

ЗДВР

Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно-тренировочная эвакуация обучающихся из здания)

1-4

Сентябрь

ЗДВР, классные руководители, преподаватель ОБЖ

Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений.

1-4

Октябрь

ЗДВР, классные руководители

День учителя, День самоуправления, концертная программа.

1-4

Октябрь

ЗДВР, учитель музыки, РДШ

Президентские состязания по ОФП

1-4

Октябрь

Учителя физической культуры

Праздник Осени. Конкурс рисунков.

1-4

Октябрь

Старшая вожатая, классные руководители

День матери, мини-концерт, беседы

1-4

Ноябрь

ЗДВР, классные руководители

День правовой защиты детей.

1-4

Ноябрь

ЗДВР, классные руководители

День здоровья

1-4

Ноябрь

Учитель физической культуры, классные руководители

Новогодний утренник. Оформление окон, украшение кабинетов, конкурс рисунков, поделок

1-4

Декабрь

Старшая вожатая, классные руководители

Лыжные соревнования

1-4

Январь

Учитель физической культуры

Час памяти «Блокада Ленинграда»

1-4

Январь

Классные руководители

Мероприятия месячника оборонно-массовой и спортивной работы

1-4

Февраль

ЗДВР, классные руководители, преподаватель ОБЖ

Неделя начальных классов

1-4

Февраль

ШМО учителей начальных классов

Смотр художественной самодеятельности, посвящённый 8 Марта

1-4

Март

Классные руководители

День космонавтики

1-4

Апрель

Классные руководители

Выставка детского творчества

1-4

Апрель

Руководители кружков, классные руководители

Мероприятия месячника ЗОЖ «Мы - за здоровый образ жизни». День здоровья.

1-4

Апрель

Классные руководители, учитель физической культуры

День Победы. Акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», проект «Окна Победы»

1-4

Май

ЗДВР, классные руководители

Торжественная линейка «Последний звонок»

1-4

Май

ЗДВР


Внеурочная деятельность


Название курса

Классы

Количество

часов

в неделю

Ответственные

Азбука родного края

1

1

Денисова А. В.

Природа родного края

2

1

Денисова А. В.

История родного края

3

1

Денисова А. В.

Культура родного края

4

1

Денисова А. В.


Самоуправление


Дела, события, мероприятия

Классы

Дата проведения

Ответственные

Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей.

1-4

Сентябрь

Классные руководители

Работа в соответствии с обязанностями

1-4

В течение года

Классные руководители

Отчет на итоговом классном часе о проделанной работе

1-4

Май

Классные руководители

Профилактика и безопасность


Проведение тематических профилактических классных часов


1-9

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения

1-9

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

- участие в родительских собраниях и классных часах;

-проведение профилактических бесед

1-9

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников

1-9

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

Дни Здоровья

1-9

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

Вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования

1-9

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

Диагностическая и коррекционная работа в соответствии с планом деятельности социального педагога, классных руководителей

1-9

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

Развитие детского самоуправления в классах

1-9

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

Организация системы

спортивных мероприятий (в соответствии с планом спортивных массовых мероприятий школы)

1-9

В течение года

Классные руководители, социальный педагог

Профориентация


Дела, события, мероприятия


Классы

Дата проведения

Ответственные

Месячник профориентации в школе.

- конкурс рисунков, беседы «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1-4

Январь

Классные руководители


Школьные медиа


Дела, события, мероприятия

Классы

Дата проведения

Ответственные

Размещение созданных детьми творческих на стендах

1-4

В течение года

Классные руководители

Видео-, фотосъемка классных мероприятий.

1-4

В течение года

Классные руководители


Работа с родителями


Дела, события, мероприятия

Классы

Дата проведения

Ответственные

Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий

1-4

В течение года

Классные руководители

Общешкольное родительское собрание

1-4

Октябрь, март

Администрация школы

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей

1-4

В течение года

Классные руководители

Индивидуальные консультации

1-4

В течение года

Классные руководители

Работа Совета профилактики с

неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей

1-4

По плану Совета

Председатель Совета

Классное руководство

(согласно индивидуальным планам работы

классных руководителей)

Школьный урок

(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)