Файл: Пояснительная записка раздел I. Ценностноцелевые основы и планируемые результаты воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1.1. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………………………2-4

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности………………………….4

1.2.1. Уклад школы………………………………………………………………………………………..4

1.2.2. Воспитывающая среда школы……………………………………………………………………4-5

1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе……………………………………………..5-6

1.2.4. Социокультурный контекст………………………………………………………………………...6

1.3. Основные направления воспитания обучающихся………………………………………………….6

1.4. Требования к планируемым результатам воспитания……………………………………………..6-7

Пояснительная записка

Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания

1.1. Цель и задачи воспитания

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

1.2.1. Уклад школы

1.2.2. Воспитывающая среда школы

1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе

1.2.4. Социокультурный контекст

1.3. Основные направления воспитания обучающихся

1.4. Требования к планируемым результатам воспитания

1.4.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования

1.4.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования

Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности

2.1. Основные школьные дела

2.2. Классное руководство

2.3. Школьный урок

2.4. Внеурочная деятельность

2.5. Внешкольные мероприятия

2.6. Предметно-пространственная среда

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает:

2.7. Работа с родителями (законными представителями)

2.8. Самоуправление

2.9. Профилактика и безопасность

2.10. Социальное партнерство

2.11. Профориентация (в основной и старшей школе)

Раздел III. Организация воспитательной деятельности

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы

3.2. Особенности организации воспитательной деятельности

3.3. Кадровое обеспечение

3.4. Нормативно-методическое обеспечение

3.5. Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

3.6. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

3.7. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания



Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности


Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Инвариантные модули: «Основные школьные дела», «Классное руководство», «Школьный урок», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Предметно-пространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация» (на уровнях основного общего и среднего общего образования).

Вариативные модули (в отдельных методических рекомендациях): «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Школьный спортивный клуб».

2.1. Основные школьные дела


Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:

  • общешкольные праздники, ежегодные творческие (музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия, связанные с государственными (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;

  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;

  • торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в школе, обществе;

  • церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы, города и региона;

  • социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием организаций социальных партнёров школы, комплексы дел экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;

  • разновозрастные сборы – выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности;

  • вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях соответственно индивидуальным способностям, помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;

  • наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, его отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.

2.2. Классное руководство


Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает:

  • планирование и проведение классных часов;

  • поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения;

  • инициирование и поддержку участия класса в общешкольных мероприятиях, делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

  • организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;

  • сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение
    коллектива; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии; празднования в классе дней рождения обучающихся, классные дела;

  • выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, помогающих освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;

  • изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с привлечением психолога из ЦПМСС Унечского района;

  • доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т.д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;

  • индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;

  • регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

  • проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;

  • организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, о жизни класса в целом, помощь родителям в отношениях с администрацией, учителями;

  • создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;

  • привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;

  • проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т.д.


2.3. Школьный урок


Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:

  • включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы;

  • максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;

  • выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности;

  • полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе, основам духовно-нравственной культуры народов России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

  • применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит командной работе и взаимодействию, игровых методик;

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.