Файл: Пояснительная записка раздел I. Ценностноцелевые основы и планируемые результаты воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………………………2-4
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности………………………….4
1.2.1. Уклад школы………………………………………………………………………………………..4
1.2.2. Воспитывающая среда школы……………………………………………………………………4-5
1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе……………………………………………..5-6
1.2.4. Социокультурный контекст………………………………………………………………………...6
1.3. Основные направления воспитания обучающихся………………………………………………….6
1.4. Требования к планируемым результатам воспитания……………………………………………..6-7
Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
1.2.2. Воспитывающая среда школы
1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе
1.2.4. Социокультурный контекст
1.3. Основные направления воспитания обучающихся
1.4. Требования к планируемым результатам воспитания
1.4.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования
1.4.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
2.6. Предметно-пространственная среда
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает:
2.7. Работа с родителями (законными представителями)
2.9. Профилактика и безопасность
2.11. Профориентация (в основной и старшей школе)
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
3.2. Особенности организации воспитательной деятельности
3.4. Нормативно-методическое обеспечение
3.6. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
3.7. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………………………….... 2
Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания……………………...2
1.1. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………………………2-4
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности………………………….4
1.2.1. Уклад школы………………………………………………………………………………………..4
1.2.2. Воспитывающая среда школы……………………………………………………………………4-5
1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе……………………………………………..5-6
1.2.4. Социокультурный контекст………………………………………………………………………...6
1.3. Основные направления воспитания обучающихся………………………………………………….6
1.4. Требования к планируемым результатам воспитания……………………………………………..6-7
1.4.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования…..7-8
1.4.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования……8-11
1.4.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования…….11-14 Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности…………………………………..14
2.1. Основные школьные дела………………………………………………………………………………14
2.2. Классное руководство…………………………………………………………………………………..15
2.3. Школьный урок…………………………………………………………………………………… 15-16
2.4. Внеурочная деятельность……………………………………………………………………………16-17
2.5. Внешкольные мероприятия…………………………………………………………………………….17
2.6. Предметно-пространственная среда…………………………………………………………….. 17-18
2.7. Работа с родителями (законными представителями)…………………………………………………18
2.8. Самоуправление…………………………………………………………………………………………19
2.9. Профилактика и безопасность………………………………………………………………………19-20
2.10. Социальное партнерство………………………………………………………………………………20
2.11.Профориентация……………………………………………………………………………………..20-21
Раздел III. Организация воспитательной деятельности……………………………………………………21
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы……………………………………………..21
3.2. Особенности организации воспитательной деятельности………………………………………...21-22
3.3. Кадровое обеспечение…………………………………………………………………………………...22
3.4. Нормативно-методическое обеспечение………………………………………....................................22
3.5. Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей……………………………………………………………………….23
3.6. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся……………………………………………………………………………………………….23-24
3.7. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания…………………………………………25
Приложение. Календарный план воспитательной работы МОУ СОШ с. Павловка…………………..26-32
Пояснительная записка
Программа воспитания для общеобразовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, (далее соответственно – школа, Программа), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021–2025 годах, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС) и Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций (образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса на уровне общего и среднего профессионального образования
, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определенных ФГОС; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания
Участниками образовательных отношений в части воспитании являются педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в школе определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями
и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации, ст. 2, п. 2)
Задачами воспитания обучающихся в школе являются:
-
усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); -
формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); -
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
Методологическими основами Программы являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в школе основывается на следующих принципах:
-
принцип гуманистической направленности. Каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие; -
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; -
принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; -
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт обучающегося, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; -
принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; -
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и обучающегося на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; -
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.