Файл: Пояснительная записка раздел I. Ценностноцелевые основы и планируемые результаты воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………………………2-4
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности………………………….4
1.2.1. Уклад школы………………………………………………………………………………………..4
1.2.2. Воспитывающая среда школы……………………………………………………………………4-5
1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе……………………………………………..5-6
1.2.4. Социокультурный контекст………………………………………………………………………...6
1.3. Основные направления воспитания обучающихся………………………………………………….6
1.4. Требования к планируемым результатам воспитания……………………………………………..6-7
Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности
1.2.2. Воспитывающая среда школы
1.2.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе
1.2.4. Социокультурный контекст
1.3. Основные направления воспитания обучающихся
1.4. Требования к планируемым результатам воспитания
1.4.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования
1.4.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
2.6. Предметно-пространственная среда
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает:
2.7. Работа с родителями (законными представителями)
2.9. Профилактика и безопасность
2.11. Профориентация (в основной и старшей школе)
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
3.2. Особенности организации воспитательной деятельности
3.4. Нормативно-методическое обеспечение
3.6. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
3.7. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
-
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе; -
формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; -
построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ОВЗ; -
активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию обучающихся с ОВЗ; -
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности; -
индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
3.6. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
-
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); -
соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы; -
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); -
регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях –недостаточно длительные периоды ожидания, чрезмерно большие группы поощряемых и т.п.); -
сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими награду и не получившими ее); -
привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей; -
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (Формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио – деятельность обучающих при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т.д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг – размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.
Использование рейтингов, их форма, публичность и др., а также привлечение благотворителей (в том числе из родительского сообщества), их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на воспитывающую среду, взаимоотношения в школе.
3.7. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Анализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных –
таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, как предстоит их решать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями.
Календарный план воспитательной работы
МОУ СОШ с. Павловка
на 2021/2022 учебный год
1-4 классы
Основные общешкольные дела | |||
Дела | Классы | Дата проведения | Ответственные |
Торжественная линейка «День знаний». «Посвящение в первоклассники». | 1-4 | 1.09. | ЗДВР |
Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом», учебно-тренировочная эвакуация обучающихся из здания) | 1-4 | Сентябрь | ЗДВР, классные руководители, преподаватель ОБЖ |
Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. | 1-4 | Октябрь | ЗДВР, классные руководители |
День учителя, День самоуправления, концертная программа. | 1-4 | Октябрь | ЗДВР, учитель музыки, РДШ |
Президентские состязания по ОФП | 1-4 | Октябрь | Учителя физической культуры |
Праздник Осени. Конкурс рисунков. | 1-4 | Октябрь | Старшая вожатая, классные руководители |
День матери, мини-концерт, беседы | 1-4 | Ноябрь | ЗДВР, классные руководители |
День правовой защиты детей. | 1-4 | Ноябрь | ЗДВР, классные руководители |
День здоровья | 1-4 | Ноябрь | Учитель физической культуры, классные руководители |
Новогодний утренник. Оформление окон, украшение кабинетов, конкурс рисунков, поделок | 1-4 | Декабрь | Старшая вожатая, классные руководители |
Лыжные соревнования | 1-4 | Январь | Учитель физической культуры |
Час памяти «Блокада Ленинграда» | 1-4 | Январь | Классные руководители |
Мероприятия месячника оборонно-массовой и спортивной работы | 1-4 | Февраль | ЗДВР, классные руководители, преподаватель ОБЖ |
Неделя начальных классов | 1-4 | Февраль | ШМО учителей начальных классов |
Смотр художественной самодеятельности, посвящённый 8 Марта | 1-4 | Март | Классные руководители |
День космонавтики | 1-4 | Апрель | Классные руководители |
Выставка детского творчества | 1-4 | Апрель | Руководители кружков, классные руководители |
Мероприятия месячника ЗОЖ «Мы - за здоровый образ жизни». День здоровья. | 1-4 | Апрель | Классные руководители, учитель физической культуры |
День Победы. Акции «Бессмертный полк», «С праздником, ветеран!», проект «Окна Победы» | 1-4 | Май | ЗДВР, классные руководители |
Торжественная линейка «Последний звонок» | 1-4 | Май | ЗДВР |
Внеурочная деятельность | |||
Название курса | Классы | Количество часов в неделю | Ответственные |
Азбука родного края | 1 | 1 | Денисова А. В. |
Природа родного края | 2 | 1 | Денисова А. В. |
История родного края | 3 | 1 | Денисова А. В. |
Культура родного края | 4 | 1 | Денисова А. В. |
Самоуправление | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Дата проведения | Ответственные |
Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. | 1-4 | Сентябрь | Классные руководители |
Работа в соответствии с обязанностями | 1-4 | В течение года | Классные руководители |
Отчет на итоговом классном часе о проделанной работе | 1-4 | Май | Классные руководители |
Профилактика и безопасность | |||
Проведение тематических профилактических классных часов | 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог |
Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения | 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог |
- участие в родительских собраниях и классных часах; -проведение профилактических бесед | 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог |
Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников | 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог |
Дни Здоровья | 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог |
Вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования | 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог |
Диагностическая и коррекционная работа в соответствии с планом деятельности социального педагога, классных руководителей | 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог |
Развитие детского самоуправления в классах | 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог |
Организация системы спортивных мероприятий (в соответствии с планом спортивных массовых мероприятий школы) | 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальный педагог |
Профориентация | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Дата проведения | Ответственные |
Месячник профориентации в школе. - конкурс рисунков, беседы «Профессии моих родителей», викторина «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1-4 | Январь | Классные руководители |
Школьные медиа | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Дата проведения | Ответственные |
Размещение созданных детьми творческих на стендах | 1-4 | В течение года | Классные руководители |
Видео-, фотосъемка классных мероприятий. | 1-4 | В течение года | Классные руководители |
Работа с родителями | |||
Дела, события, мероприятия | Классы | Дата проведения | Ответственные |
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий | 1-4 | В течение года | Классные руководители |
Общешкольное родительское собрание | 1-4 | Октябрь, март | Администрация школы |
Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей | 1-4 | В течение года | Классные руководители |
Индивидуальные консультации | 1-4 | В течение года | Классные руководители |
Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания, обучения детей | 1-4 | По плану Совета | Председатель Совета |
Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) | |||
Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) |